Проект "Вода - это жизнь!" для детей средней группы.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Макарова Лариса Александровна

Цель проекта: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект Вода – это жизнь! »

Разработала Макарова Лариса Александровна.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь – май).

Участники проекта: дети средней группы,  педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Постановка проблемы: Вода – наше главное богатство, ее ни чем нельзя заменить. Ведь человеческий организм больше чем наполовину состоит их воды. Человеку невозможно жить без воды. Вода-это питание, умывание и купание, мытье посуды, уборка в доме и на улице, полив растений, уход за животными. Кроме того вода вырабатывает энергию, является дорогой для кораблей и лодок, на производстве используется для охлаждения и промывания.

        Если без пищи человек может прожить больше месяца, то без воды всего несколько дней. Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают.

       На первый взгляд на нашей  планете воды больше, чем суши. Почему же нужно беречь воду? На самом деле лишь 1 % от общего количества воды человек может использовать в своих целях. Большая часть воды на Земле — это соленые моря и океаны. Эту воду нельзя пить, а также она не подходит и для многих технических целей.

       Поэтому очень важно беречь воду, расходовать ее экономно, не загрязнять. Например, на мытье горы посуды под сильной струей воды мы тратим около 100 литров воды. За час из открытого крана выльется около 1000 литров воды. Чтобы наполнить ванну хотя бы наполовину, нужно 150 литров воды. Очень опасны загрязненные водоемы. Во-первых в них гибнут рыбы и птицы, во - вторых, вода, испаряясь из такого водоема, образует облака и выпадает на землю кислотными дождями. Такие дожди опасны для всего живого.

       Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Свой педагогический процесс мы строим на методах наглядных и практических, а для того, чтобы он был эффективным, в работе с детьми уделяем большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. С этой целью мы разработали экологический проект «Вода – это жизнь», который позволит расширить и углубить представления детей о воде, водоемах. Научит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.

Цель  проекта: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать у детей понимание того, что вода – источник жизни на Земле.

Систематизировать знания об окружающем мире.

Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.

Развивающие:

Развивать у детей экологическую культуру, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей, стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.

Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Интеграция образовательных областей:

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд);  что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получат представления о водоёмах; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Дети приобретут практические навык , научатся экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научатся контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр.

 3.Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира), речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап проекта – Заключительный.

-Трансляция результатов проектирования родителям (выставка рисунков «Юные экспериментаторы»);

-Итоговая диагностика познавательных процессов.

- Представление отчета о работе проекта на итоговом педсовете ДОУ.

План проекта «Вода – это жизнь».

Дата проведения

Тема

Цель

январь

Беседа «Береги воду».

Путешествие-поиск капелек по группе.

Просмотр презентации «Вода».

Расширять знания детей о значении воды в жизни людей; формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её. 

Опыт: «Можно ли пить талую воду?»

Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения. Поддерживать стремление ухаживать за комнатными растениями. 

Стихотворение «Что случилось?»

Развивать речь.

Экологическая акция «Накорми птиц зимой» -

13- 27  января (изготовление и развешивание кормушек)

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Экологический праздник:

 « Эколята дошколята - друзья и защитники природы!»( посвящение в «Эколята –дошколята»)

Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

февраль

ОД по экологическому воспитанию
«Зачем нужно, чтобы вода была чистой».

Дать детям представление о роли воды в природе.

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова).

Опыт:  «Изготовление цветных льдинок». (О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр.28)

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым.

Изготовление лэпбука «Вода вокруг нас».

Создание условий для развития познавательной активности детей.

Экологическая акция «Накорми птиц зимой» -               с 13января  по 27 марта 2020г

(подкормка и наблюдение за птицами )

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

март

ОД по познавательному развитию «Чудесные превращения воды».

Закреплять знания детей о свойствах воды (жидкое, твёрдое, парообразное).

Опыт «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Физкультминутка «Ручеёк».

Развлечение «Волшебница - вода».

Закрепить знания и представления о свойствах воды, создать радостное настроение, ощущение праздника.

Рисование «осадков – дождь, снег, град».

Игра «Угадай на вкус и сравни с водой»: 

Подвижная игра «Донеси, не проливая»

Опыт  «Взаимодействие воды и снега». (О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр.29)

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым.

17-22 марта (22 марта «Всемирный день воды»),

Экологическая акция «Берегите воду»

Памятки для родителей и детей: «Береги воду».

Формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её. 

Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк»,

Апрель

Создание мини-музея «Царство воды».

Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Физкультминутка «Что там чудится в тумане?»

Развивать речь, умение сочетать слова с действиями.

Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде»

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).

ОД по познавательному развитию «Свойства воды»

Познакомить детей с физическими свойствами воды.

Опыт  «Почему исчезает вода?»

Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать.

22 апреля «Всемирный день земли»,

Экологическая акция «День земли»

Воспитывать бережное отношение к природе

май

Выставка творческих работ по теме «Вода вокруг нас».

Развивать творческие способности детей.

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»

Развивать речь.

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».

Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».

Экологическая акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Формировать знания детей о правилах поведения в природе.

Викторина «Что мы знаем о воде».

Закрепить знания детей о воде.

Опыт . «Окрашивание воды». (О.В.Дыбина «неизвеланное рядом», стр.27)

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта сформировалась заинтересованность детьми темой «Вода, вода кругом вода», проявление их познавательной активности: вместе с родителями дети находили информацию по теме, рассказывали и делились своими знаниями с другими детьми в детском саду. 

Дети получали  удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Данный проект открыл удивительный водный мир. Позволил  расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.

 Позволил развить творческое мышление детей, умение приобретать знания из различных источников, анализировать простые факты, высказывать собственные суждения, делать простейшие выводы и умозаключения.

Можно сделать вывод, что благодаря проделанной работе произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме проекта.

Методическая литература:

1. Николаева С. Н. « Методика экологического воспитания дошкольников»-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Юный эколог. «Система работы с детьми в старшей группе детского сада». -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ.» –Волгоград: Учитель, 2007.

7. Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» - СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

8. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

10. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду.» – М. : Линка-Пресс, 2008, -256с.

10. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003

12. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план мероприятий по теме «Здоровый образ жизни» для детей средней группы.

Календарно-тематический план мероприятий по теме «Здоровый образ жизни» для детей  средней группы....

Проект по воспитанию основ здорового образа жизни у детей средней группы "Быть здоровыми хотим"

Данный проект проводился в средней группе для воспитания основ здорового образа жизни...

Памятка для родителей о здоровом образе жизни для детей средней группы

Уважаемые родители, будьте примером для своих детей, укрепляйте своё здоровье, ведите здоровый образ жизни!...

ПРОЕКТ «Формирование здорового образа жизни у детей средней группы»

Формировани культуры здорового образа жизни...

«Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр».

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм Проблема  становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошко...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы (4-5 лет) "Наши помощники"

предлагаю вам конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам работающим с детьми 4-5 лет по формирова...