Конспект (НОД) в подготовительной группе «День народного единства».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Романович Ирина Леонидовна

Тема воспитания патриотизма очень значима для дошкольников, маленьких граждан своей страны, но и воспитывает в детях уважение к прошлому, любовь к Отечеству, национальное единство, гордость за свой народ и историческую память о тех далеких временах, не зря в народе говорят: «Человек не знающий своего прошлого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  (НОД) в подготовительной группе

«День народного единства».

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Знакомство детей с Российским праздником – Днем народного единства; приобщение детей к истории России.

Задачи:

·        Расширять представления детей о народах,  населяющих Россию; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

·        Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

·        Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства.      Углублять знания детей о защитниках нашей Родины.

·        Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию

·        Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь

·        Воспитывать любовь и уважение к национальным героям, чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.

·         Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;

·         Воспитывать уважение к другим народам и культурам;

·         Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование и материалы:  листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук,  магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России, флаг и  герб России.

Материалы и оборудование:

Ватман с изображением земного шара, клей, кисти и салфетки на каждого ребенка;

Нарисованные и вырезанные детьми разноцветные ладошки;

Предварительная работа:

 Беседа с детьми по темам: « Моя Родина», «Край, в котором мы живем», о народах населяющих Россию;

Рассматривание глобуса,  карты мира, России;

 

                                                                   Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята, Вы любите праздники?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

А какие праздники вы знаете?

Дети:

- День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.

Воспитатель:- Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник. 4 ноября вся наша страна отмечает  День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.   4 ноября отмечается не только  как "День народного единства". Это еще и празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская». Праздник  установлен в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

 И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник.  Во все времена русские люди любили свою Родину.  Во имя родной страны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.  Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов.  Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Воспитатель -   Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая?  (высказывания детей)

Воспитатель - Молодцы! Вот какая у нас  с вами замечательная Родина….

А еще наша Родина много национальная. Это значит, что в нашей стране живет много разных народов. Эти народы отличаются внешне и имеют свои традиции. Посмотрите пожалуйста на изображения разных народностей России.

Воспитатель:

- 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)

Воспитатель - Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Не сразу Россия стала сильным государством. Постепенно возрастало могущество страны. Бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли отличить добро от зла, правду ото лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время, кровавое время. Об одной из таких страниц истории и пойдёт наш сегодняшний рассказ.

Послушайте, что произошло 400 лет назад, в 17 веке.

Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу русскую землю. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин  начал собирать войско для борьбы с врагами.  - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

-  Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец,помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость – Кремль. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда народное ополчение подошло к Москве, то в первых его рядах сиял чудотворный лик Казанской иконы Божией Матери. Три дня перед решающей битвой воины провели в посте и молитве перед иконой. И 4 ноября  ополченцы ринулись в бой.  Они обращались с молитвой к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.  И никакая вражеская сила не смогла их остановить, потому что на их стороне была Заступница Небесная.

Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля.

Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.  Впервые простые люди шли воевать не за царя, а за свою родную землю. И они победили! Объединились во имя победы люди всех национальностей, деревни и города.

Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского?  (высказывания детей)

Воспитатель - Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

Теперь мы празднуем День народного единства как  заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. В память о чудесной победе  русского войска над польскими захватчиками  было объявлено празднование Казанской иконе Божией Матери в 1649 году. А на Красной площади взметнулся к небу Казанский собор, куда торжественно была перенесена икона, находившаяся в рядах ополченцев. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Казанский собор, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Этот собор был разрушен в 1936 году, а сегодня восстановлен на своем историческом месте Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!

 В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется «День Народного Единства».

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.

Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?  (ответы детей)

Физ. минутка:

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели),

Степи широкие (руки в стороны),

Леса большие (руками описываем круг),

А мы - ребята вот такие! (поднимаем большой палец вверх)

Воспитатель: – Ребята, давайте все возьмемся за руки, и это будет символом нашего единства.

Игра «Человек к человеку»

(Дети встают парами, кто с кем хочет. Воспитатель даёт разные задания, например: ладонь к ладони, пяточки к носочкам, ухо к уху, локоток к локотку, лоб ко лбу, спина к спине… дети выполняют задания. Последнее задание - человек к человеку - дети меняют пары. Игра продолжается. Дети могут поменяться парами несколько раз).

Воспитатель:

- Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)

- Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн)

Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну. Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей).Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

- А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит (называют). Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Воспитатель:

-Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

-На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальчики соприкасаются кончиками – «крыша дома»).

-много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).

-Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).

-Вот душистые цветы (сделайте из ладоней «бутон»).

-Окружает все забор (нарисуйте в воздухе зигзагообразную линию).

-За забором чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).

-Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).

-К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу).

-В дверь стучимся: тук – тук – тук (стучим кулаками по столу).

-Кто – то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).

-В гости к другу мы пришли

-И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что – то несете).

Воспитатель. Ребята, какие вы дружные и веселые. Как вы по-доброму относитесь друг к другу. Я думаю, что вы также нежно и бережно относитесь к нашей Родине. Возьмите ладошки, которые мы с вами делали. Давайте на карте нашей России выложим «хоровод дружбы» из наших ладошек.

Проводится акция «Хоровод дружбы»

(Дети наклеивают на карту свои ладошки. Места на карте заранее обозначены скотчем)

Итог НОД: Воспитатель предлагает детям взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и п.

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча. История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе - сад. Дружба объединяет людей и народы. Страна сильна тогда, когда она едина. Поэтому есть у нас такой важный праздник - День народного единства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы «День народного единства»

Цель: знакомство детей с праздником – Днем народного единства; воспитание патриотизма, любви к Родине.Задачи:1. Продолжить формирование знаний детей о своей стране – России и государс...

Конспект НОД в подготовительной группе «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель: знакомство с праздником День народного единства, приобщение детей к народным традициям....

Конспект НОД в подготовительной группе "День народного единства"

Знакомство с праздником «День народного единства», приобщение детей к народным традициям....

Конспект нод в подготовительной группе "День народного единства"

Конспект нод в подготовительной группе "День народного единства"...

Презентация " День народного единства", конспект НОД в подготовительной группе " День народного единства"

Оснавная образовательная область: "Познавательное развитие".Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;расширять представление...

Конспект НОД в подготовительной группе "День народного единства"

НОД   Тема: «День народного единства»подготовительная к школе группа № 2Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:Обучающие:Дать детям знания о событиях происхождение 400 лет...