Неизведанная планета « Вулканы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

НОД с применением технологии проблемного обучения по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_vulkany_otkrytoe_meropriyatie.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 477

     НОД с применением технологии проблемного обучения

 по познавательному  развитию  детей старшего дошкольного возраста

 Неизведанная планета  « Вулканы»http://www.ds25.snzsite.ru/images/2015-2016/116.png

Воспитатель:    Зубрилова Оксана Сергеевна

Екатеринбург, 2021г.

Название:Неизведанная планета  « Вулканы»

Тема: «Экспериментальная деятельность с вулканом»

Форма: исследовательская лаборатория

Дата проведения: 18.05.2021г.

Возраст участников:  подготовительная группа ( 6-7 лет)

Количество участников: 1 взрослый, 22ребенка.

Цель:развивать  у детей познавательно-исследовательский интерес через опытно- экспериментальную деятельность (извержение вулкана)

Задачи:

Обучающие: формировать у детей элементарные представления об окружающем мире,  познакомить с явлением неживой природы -  извержением вулкана,  с понятием «вулкан». Дать представление о происхождении и строении вулканов, какую пользу и вред приносят вулканы. Познакомить воспитанников  с профессией ученого-вулканолога.

 В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования; развивать умение формулировать выводы; развивать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы;совершенствовать технические навыки в работе с пластилином, акварелью, строительным материалом

Воспитательные:.воспитывать бережное отношение к природе;. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Технологии, используемые педагогом в мероприятии:.

 Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

 Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

Здоровьесберегающие технологии:

  • умение правильного обращения с химическими веществами
  • умение применять в эксперименте мнемо - схему

• физикультминутка;

. Мультимедийные технологии:

• показ презентации

Активизация словаря:вулкан,  вулканолог,  земная кора, слои, лава, магма, жерло, пемза.

Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы:Глобус,  макет вулкана, конверт с картинками (кукла, апельсин, мяч, часы, аппарат, тарелка, кошка, автобус), магнитная доска. Компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», схема извержения вулкана, схема для проблемного вопроса.

предметы для экспериментирования:ёмкости для опыта , модель горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки; таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца, воздушный шарик, пемза.

Предварительная работа.

Изготовление модели горы вулканического происхождения (11 штук):

Банку установить на поднос и обмазать пластилином, обернуть  белым листом бумаги  таким образом, чтобы получился конус. Швы закрепить клеем . Лишнюю бумагу обрезать.. Высохшую неровную поверхность горы раскрасить гуашью серо-коричневого цвета имитируя натуральную поверхность горы, дать просохнуть и покрыть тонким слоем клея ПВА.

Диагностический инструментарий.

Диагностика проводится через наблюдение.

1.У детей наблюдается страсть к исследованиям,экспериментированию, опытам.

2.Дети проявляют интерес на всех этапах деятельности.

- делятся своими увлечениями

- проявляют интерес к экспериментированию

- с удовольствием рассматривают  энциклопедии, книги о вулканах.

3.Дети самостоятельно выполняют опыты, выражают собственные суждения, задают вопросы, делают выводы.

4 Читают стихи, загадывают загадки

  5. Дети имеют представление о вулканах.
6.У детей расширился  активный словарь: вулкан, вулканолог, магма, лава, пемза, жерло, названия известных вулканов: «Ключевская сопка», «Везувий»,

Список  литературы и интернет источников:

1.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир

открытий» /Под редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А.-М. Цветной мир, 2012.

2.      Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

миром. –М. Мозаика –синтез, 2014

3.    Годен  К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы., 2007г

4.    Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490

 5. Энциклопедия для детей "Лучик света"  http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html

 6.География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

Этапы совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

результат

Мотивация на совместную деятельность

Организационный

Актуализация знаний детей

Игровое задание «Помоги Всезнайке разгадать название полуострова»

Разгадывание ребуса

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности.

Показ вулкана «Ключевская сопка»

Деятельность

побуждающая интерес

детей к новому знанию

эмоциональный настрой

Опыт с воздушным шариком

Содержательный

Новое знание, расширение активного словаря (действующие, потухшие, спящие вулканы)

Новое знание, расширение активного словаря (вулканолог)

Игровая ситуация,

Физкультми

нутка «Вулкан»

эмоциональный настрой

ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Практический

Включение детей в целеполагание

Опытно -экспериментальная деятельность

Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах

Проблемный вопрос

Самостоятельная деятельность детей.

Проведение опыта -

«Извержение вулкана»

Наблюдаем извержение вулкана..

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями

Проблемный вопрс.

Новое знание, расширение активного словаря

(свойства камней и пемзы)

Знакомство с детьми:

Всезнайка: - Тук, тук, тук! Это здесь группа…. Это здесь самые умные, самые любознательные ребята, которые хотят всё знать?- Меня зовут Всезнайка! Я знаю все и обо всем.

Всезнайка: Ребята! Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. Мне захотелось с вами познакомиться. Давайте знакомиться.

По пути к вам, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ВСЕЗНАЙКА! ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ И ТВОИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…

Всезнайка: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название полуострова, куда нас с вами приглашают?

 Всезнайка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности.

Всезнайка: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Организует диалог.

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку):

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус).

Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».

Как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»?  Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются.

Как называется самый высокий вулкан на Камчатке?

Всезнайка показывает вулкан «Ключевская сопка»( слайд№1)

В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Посмотрите на глобус , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

Всезнайка: ребята, а кто знает загадки про вулкан?

Слово «вулкан» означает «бог огня». И сейчас дети расскажут легенду о вулкане.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Рассказ сопровождается презентацией (слайды №2 по № 5)

  Всезнайка:       А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в   другую часть нашей лаборатории, и  я      расскажу, как образуется вулкан. ( Слайд№ 6)

Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и рассказать , как образуется вулкан?

Глубоко под землёй очень высокая температура, поэтому вещества там находятся в жидком состоянии, эти вещества называются магмой, под давлением она устремляется вверх, найдя слабые места земной поверхности. ( Слайд№ 6)

(Всезнайка показывает опыт с маленьким воздушным шариком.) Посмотрите, в кулаке я держу воздушный шарик, я на него надавливаю, и он пытается вырваться из кулака между пальцами, так же и магма стремится выбраться наружу через трещины земной поверхность Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан.

Как вы думаете, какие бывают вулканы? (Действующие, потухшие, спящие). Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.(Cлады №7, 8, 9)

Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (Слайд № 10)

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, - вулканологам  иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан?(Слайд № 11)

Сейчас мы немного отдохнем

Всезнайка  проводит игру «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул -

И на десятки лет уснул.

         

Ребята, перед нами модель вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож?

Ребята, а не хотите ли поучавствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками?

 Всезнайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Всезнайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса.

- Ребята, что же произойдет, когда мы все  смешаем и добавим уксус?

Ребята, теперь каждая пара «оживит» свой вулкан.

Ну, что вы ждете, скорей совершите это волшебство!Обращает внимание на красоту и разнообразие вулканов.

Всезнайка: Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность. Изливаясь, лава сжигает всё на своём пути, постепенно застывает. Застывшая лава очень богата полезными ископаемыми и минералами. Это пемза - кусочек застывшей лавы.
(Воспитатель раздаёт детям пемзу, они исследуют её.)
Ставит проблемный вопрос:Всезнайка: Какая она на ощупь?(Опыт №1)
Всезнайка:
 Какие на ощупь камни?(Опыт № 2)
Всезнайка:
 Сравните по весу камешек и пемзу. Что вы можете сказать?(Опыт № 3)
Всезнайка:
 Что можете сказать о внешнем виде?(Опыт № 4)
Всезнайка:
 Отпустите пемзу в воду, я отпущу камни, что вы наблюдаете? ( Опыт № 5)
Всезнайка
: Почему? Как выдумаете?
Всезнайка: Правильно, в пемзе есть поры, в которых находится воздух, поэтому пемза лёгкая и не тонет.
Всезнайка: Видели ли вы, где применяют пемзу?
И в заключении дети подготовили стихотворения про вулкан.

Дети представляются, знакомятся с героем.

Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. (1 – кукла, 2 – апельсин,3 – мяч,4 – часы,5 – ананас ,

6 – тарелка,7 – кошка,

 8 – автобус).   Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.

Ответы детей

Дети находят на глобусе полуостров «Камчатка»

Работа детей с глобусом

Ответы детей.

Дети рассматривают  и называют место, где больше всего находится вулканов.

Ребенок загадывает загадку. Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…  

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети  подходят к столу опытов и экспериментов.

Дети делятся знаниями

Дети выполняют опыт

Ответы детей.

Ответы детей

, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Ответ детей

Делятся наблюдениями, формулируют вывод.

Дети охотно соглашаются стать учеными и подходят к столам с подносами.

Дети объясняют значение

Мнемо - схемы

Дети проговаривают последовательность проведения эксперимента.

Дети выдвигают предположение

Дети проводят опыт «Извержение вулкана»

Дети делятся открытиями

Ощупывают  камни и  и  пемзу, делятся открытиями.

Опускают пемзу и камни в воду . Делают выводы.

Дети делятся своими мыслями

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся
.

Спящий я похож на гору,

Но уж коли я проснусь,

Задрожу, то значит скоро

Я фонтаном ввысь взметнусь.

Пых! По небу пепел кружит.

Пых! Огонь летит наружу,

Льется лава в океан –

Извергается Вулкан.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Дети заинтересовались образом Всезнайки

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Способность эмоционально сопереживать герою

Дети выстроились в слово:

К А М Ч А Т К А

На полуострове много вулканов.

Дети называют «Ключевская сопка»

Дети приходят к выводу, что больше всего вулканов находится на побережье Тихого океана.

Дети называют отгадку: вулкан

Проявление инициативности в  общении со взрослым.

В результате опыта:  при надавливании на воздушный  шарик у детей сквозь пальцы выбирается наружу «магма».

Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги.. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Вулканы поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Созданы условия для продолжения НОД.

Пополнение словарного запаса:  магма, вулканолог, лава.

Ответ: конус.

Химическкие вещества нельзя нюхать, пробовать на вкус. Для этого надеваем маску. Чтобы вещество не попало в глаза – надеваем защитные очки.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Умение решать

поставленную задачу в парах. Закрепился навык самообслуживания.

Восхищаются красотой,  мощью и силой вулкана.

Дети сделали вывод:

Пемза шероховатая, легкая,  есть дырочки,
  а камни –гладкие, тяжелые, нет дырочек.

Камни тонут , а пемза – нет, так как в ней есть дырочки, наполненные воздухом.

Дети заинтересовались опытами.

Пемза убирает затвердевшую кожу, шлифует деревянные изделия.

.

Рефлексия

Сюрпризный момент

 Возвращение с полуострова Камчатка.

Всезнайка: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад.

 Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового?

Педагог побуждает детей к речевой

активности

--Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

Всезнайка: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания!

Высказывания детей.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Всезнайка благодарит детей за слаженную работу.        

На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы,

 Показывать опыты с камнями и пемзой  своим родителям, и друзьям.

Пришло время прощаться  дорогие друзья. До свидания! Мне было очень интересно с вами. До новых встреч!

Дети получают от Всезнайки кусочки пемзы.

Детям предоставляется возможность рассказать о свойствах камней и пемзы.    Показать опыты       дома.

Дети приводят каждое свое рабочее место в порядок.

Созданы условия для экспериментирования и проведения опытов  в группе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На неизведанных планетах" Мероприятие ко Дню Космонавтики в детском саду в старших группах

Конспект, сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики в детском саду...

Полет по неизведанным планетам

Занятие посвященное дню космонавтике...

Конспект по познавательному развитию "Неизведанная планета.Вулканы."

конспект по экспериментированию в подготовительной группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Неизведанная планета. Вулканы.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе...

Неизведанная планета "Вулканы".

Познавательное занятие по экологии....

Неизведанная планета «Вулканы»

Конспект экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...