Конспект по познавательному развитию "Неизведанная планета.Вулканы."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

конспект по экспериментированию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_dolzhna_byt_moya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Деятельность должна быть моя,

                                          Увлекать меня, исходить из души моей

                                                                      Ушинский К.Д.

 

Конспект совместной

познавательно – исследовательской   деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

 

 

 

Тема:   НЕИЗВЕДАННАЯ ПЛАНЕТА.  ВУЛКАНЫ.

Цель:  Развитие познавательных интересов

Задачи:

1.     Расширить представления о природном явлении – вулкане.

2.     Создать условия для самостоятельной познавательной активности детей в процессе выполнения опытов.

3.     Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

4.     Осуществить интеграцию образовательных областей.

Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки.

  Предварительная работа:.

  • Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
  •  - Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  •  - Беседы о видах вулканов.
  •  - Изготовление макета вулкана.

Ход совместной деятельности взрослого с детьми:

1.  Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.

        А теперь,

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем, здравствуйте, дети!

2.         Ребята, сегодня почтальон принес  посылку от детей и воспитателей из детского сада «Сказка». Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит.

(в посылке лежит пемза и рисунки)

Ребята, вы знаете, что это какое?  Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей)

Послушайте, что пишут ребята:

«Дорогие дети!

Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились.  А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.

             Он огромный, он могучий,                 

             Он бывает выше тучи.                        

             Басом может он смеяться,                  

             Кашей огненной плеваться.               

             Старый добрый великан –

             Это дедушка … (вулкан)

 

Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана».

 

3.                    Присаживайтесь на стульчики перед монитором.

(Показ презентации о вулканах « Огнедышащие горы»)

      В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.

                Захотел вулкан чихнуть –

                Поднялось давление.

                Через жерло лава в путь

                Пустилась в приключение.

                Пронеслась по жерлу вверх,

                Прорвалась наружу,

                С шумом, треском из прорех

                Разлилась! О, ужас!

       Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

                                                                                                             (Слайд № 3)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4)            Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

      Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5)

Вулкан спит, лишь изредка покуривает, выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

 

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд №

      Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?

                                                            (Ответы детей)

     Послушайте интересную легенду.

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело.

      Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы!

Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?


Дети: 
Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?


Дети: 
На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана.

Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана»

                Выше, чем гуляют тучи,          

                Поднимаются вулканы,           

                Величавы и могучи,                 

                Словно в сказке великаны.     

               

 

4.     Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.

 

            Давайте пройдем в уголок юного исследователя.

(Дети проходят к столикам для опытов)

 

 

 

Опыт 1. Ребята, а вы помните про посылку. Что там было? (Ответы)

Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает.                                      Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.

         Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни.                    

      Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Как это можно проверить?  (Ответы детей)

Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт)

Какое открытие мы сделали? (Ответы детей)

Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет.

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

 Пальчиковая игра "Паучок" (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) 
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки. 

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.) 
Дождик с неба вдруг полил, 

(Хлопок ладонями по столу/коленям.) 
Паучков на землю смыл. 

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.) 
Солнце стало пригревать, 

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.) 
Паучок ползёт опять, 

("Паучки" ползают по голове.) 
А за ним ползут все детки, 
Чтобы погулять на ветке.

Опыт 2.  Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы)

(Подходят к макету вулкана)

Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.

Игра в повелителей вулкана началась!

Внутрь «вулкана» мы наливаем смесь (воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше…Слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые) вливаем в «вулкан». И наш вулкан проснулся!

               Вулканы начали «вулканить» -

               Из жерла лаву извергать.

               По склонам лава потекла

               И Землю сильно обожгла.

               Спустя века закашлял злой

               Вулкан и пеплом, и золой.

               Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

               Как грозен он сейчас на вид!

               Но вот он начал уставать –

               Огонь в нем начал угасать.

               Последний раз огнем дыхнул –

               И на десятки лет уснул.

               Пройдут века…

               И вновь вулкан проснется,

               И лава из нутра его польется.

 

А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

 

 

 

5.        Ребята, у меня для вас необычное  задание. Дети из другого детского сада приготовили для вас загадку. Они начали рисовать действующие вулканы, но не закончили свои рисунки. Предлагают вам дорисовать. Вы согласны закончить рисунки? (Ответы детей)

Приглашаю вас в творческую мастерскую. Выбирайте себе рисунки, садитесь за столы  и дорисовывайте вулканы. (Звучит  музыка, дети рисуют)

Предлагаю вам вечером устроить выставку «Неизведанная планета. Вулканы».

   

 

6.      Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы) Что запомнилось

больше всего? (Ответы)

Ребята, если вы заинтересовались вулканами, в детских энциклопедиях

вместе со своим воспитателем вы можете прочитать,  люди какой профессии занимаются изучением вулканов, как исследуют их, чтобы предупредить людей о возможном извержении вулканов. А еще вы можете узнать о детях вулканов - гейзерах!

   Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные!

          А сейчас для вас сюрприз! 

У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки.

(Из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного  цвета)

 

 Использованная литература:

1.     Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

2.     Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.

3.     Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.

4.     Извержение вулкана //Дошкольное воспитание,  №1/2011.

5.     Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание,  №10/2011.

6.     Ресурсы Интернет.

 

 

 

              

 

 

 

                                                     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неизведанная планета. Вулканы.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе...

Неизведанная планета "Вулканы".

Познавательное занятие по экологии....

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Неизведанная планета « Вулканы»

НОД с применением технологии проблемного обучения по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Неизведанная планета «Вулканы»

Конспект экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...