Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Симатова Светлана Александровна

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_magnit.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Волшебный магнит

Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация,«Художественное творчество,»Здоровье».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,  познавательно-исследовательская,  продуктивная.

Цель:  Систематизация знаний о магните  и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, желание изготовить игрушки для малышей;

Материал: Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стеклянные баночки с водой. Для изготовления игры «Рыболов»: картинки с изображением рыб, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежкас магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.

Словарная работа: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы,притяжение, магнитная сила, магнетит.

Ход занятия:

1.  Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.

Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?

(догадки детей)

- Скажите, что такое магнит? ( Какое главное свойство магнита?)

Слушайте внимательно задание: у вас на столе по - середине находится желтая тарелочка с  предметами  из различных материалов. Положите в зеленую тарелочку те предметы, которые по – вашему магнит притянет, а в оранжевую те предметы, которые магнит не притянет. А теперь возьмите магнит и проверьте правильность вашего выбора, а результаты занесем в рабочие листы: протяните стрелочку от тех предметов к магниту, которые он к себе притянет.

Вывод:  Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает.. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

(Дети садятся за столы)

2.Экспериментальная деятельность детей:

Воспитатель: Мы знаем, что  магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду.У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.

(проводим эксперименты)

Вывод:магнитная сила может проходить через предметы - преграды:бумагу, ткань, пластик, дерево.

- Что ж,давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.

(в рукавичке и в конверте находим магнит)

-Пора узнать содержимое письма.

Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей   Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранитсяна дне глубокого колодца,наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета,помогите!»

(дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»

 (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем,достаем)

Вывод:магнит сохраняет свои свойства в воде.

- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее»

- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»

(проводим опыты)

Вывод:магнит воздействует через стекло.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку

3. (физминутка)

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш-метров через двести!

Хватит,хватит,прибежали,

Потянулись,подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок,скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились.

4.Беседа с детьми об использовании магнита человеком

(подходим к магнитной доске, рассматриваем иллюстрации)

Воспитатель:Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

- Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?Есть ли у вас дома магнит?У нас в группе?(конструктор, магниты – значки,кукла на магните с одеждой и т.д.)Еще магниты используют в магнитофонных колонках-динамиках,в холодильниках,в компасе,даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.Благодаря своей способности притягивать под водой,магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений.С их помощью удобно держать инструменты.

5. Практическая деятельность

Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита.Она называется «Рыболов».Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек.Посмотрите на материалы, лежащие на столе,и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.

(Конструирование: дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы,приступаем к изготовлению игры)

6.Итог:

Воспитатель: «Вы довольны своими экспериментами?Что вам понравилось сегодня делать?»

А на следующем занятии мы с вами  узнаем:

- Почему иногда два магнита отталкиваются?

-Как сделать «Магнитные узоры»?

-Где еще используются магниты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...