ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по окружающему миру

Лисичкина Юлия Владимировна

Научная статья об исследуемой проблеме.

Современные условия общественного развития, связанные с реформированием и модернизацией системы образования, делают особенно ценным проявление активного познавательного отношения личности к окружающей действительности, ее стремление и способность исследовать новизну и сложность изменяющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности и поведения. Одним из ведущих приоритетов современного дошкольного образования  является развитие у детей умения самостоятельно получать знания об окружающем мире, находить оптимальные способы достижения результата, нестандартно и творчески мыслить, что достигается посредством развития познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lisichkinoy_yu.v.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ВПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.В. Лисичкина (Смоленск)

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  в качестве целевого ориентира определяется способность дошкольника экспериментировать. В связи с этим данная разновидность познавательно-исследовательской деятельности требует активного ее включения в образовательный процесс дошкольной организации. В статье раскрывается сущность познавательно-исследовательской деятельности, основные подходы к рассмотрению понятия «познавательная активность», которая является основой рассматриваемой деятельности. Раскрываются возможности использования экспериментирования в процессе формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены основные требования, предъявляемые к предметно-развивающей среде, которая должна стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность дошкольников, выделены основные этапы детского экспериментирования – от постановки исследовательской задачи до фиксирования результатов и формулировки выводов, а также раскрыт развивающий потенциал данного вида деятельности.

Abstract:As a target reference point ability of the preschool child to experiment is defined by the federal state educational standard of preschool education.In this regard this kind of informative and research activity demands its active inclusion in educational process of the preschool organization.In the article it is revealed the essence of cognitive- research activity, basic approaches to the examination of concept “cognitive activity”, which is the basis of the activity in question.Possibilities of the use of experimentation open up in the process of forming of ideas about nature the children of senior preschool age, the basic requirements, produced to the in-developing environment that must stimulate independent research activity of preschool children, are considered, the basic stages of child's experimentation are distinguished – from statement of a research task before fixation of results and the formulation of conclusions are allocated, and also the developing potential of this kind of activity is opened.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательно-исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментирование, ознакомление с природой.

Keywords: preschool education, and research informative activity, informative activity, experimenting, acquaintance with the nature.

Современные условия общественного развития, связанные с реформированием и модернизацией системы образования, делают особенно ценным проявление активного познавательного отношения личности к окружающей действительности, ее стремление и способность исследовать новизну и сложность изменяющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности и поведения. Одним из ведущих приоритетов современного дошкольного образования  является развитие у детей умения самостоятельно получать знания об окружающем мире, находить оптимальные способы достижения результата, нестандартно и творчески мыслить, что достигается посредством развития познавательно-исследовательской деятельности.

Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и роли экспериментирования в ее формировании рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, В.И. Панова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Д.Б. Эльконина и др.

Исследователи указывают, что фундаментом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является познавательная активность. Так, А.М. Матюшкин считает, что «базисом продуктивных видов активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного знания и его усвоение» [2, с. 6].

Согласно А.Н. Поддьякову, познавательная активность является «универсальным компонентом человеческой деятельности, который выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, социализации личности и становлении ее субъектной позиции» [5, с. 30].

Как отмечается в научной литературе, основой познавательной активности являются познавательные потребности: потребность в приобретении новых знаний, углублении уже имеющихся; в овладении способами интеллектуальной деятельности, научными знаниями, необходимыми для творческой деятельности; потребность в интенсивной познавательной деятельности, в постижении духовной культуры общества.

По мнению А.Н. Поддьякова, «уже старшие дошкольники проявляют большой интерес к исследовательскому поиску и способны при определенных условиях к самостоятельному успешному исследованию сложных, многосвязанных, физических и социальных объектов и ситуаций» [5, с. 30].

У ребенка-дошкольника познавательная активность обнаруживается как широкая любознательность ко всему новому и завершается приобретением им новых знаний, первичного их понимания.

Согласно точке зрения В.И. Панова, познавательно-исследовательская деятельность это «высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий» [3, с. 25].

Данная деятельность «имеет мощный развивающий потенциал, способствует поддержке детской инициативы, реализации деятельностного подхода, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [1, с. 43] и наиболее ярко проявляется в экспериментировании.

Экспериментирование представляет собой, по определению А.Н. Поддьякова, «вид познавательной деятельности по преобразованию объектов с целью выявления их скрытых существенных связей и зависимостей» [4, с. 49]. Автором обращается особое внимание на тот факт, что в ходе экспериментирования субъектом приобретается возможность управления изучаемыми явлениями. Это согласуется с задачами дошкольного образования и требованиями к освоению образовательной программы детьми, закрепленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Так, в качестве целевых ориентиров развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО выделены следующие: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» [7, с. 5].

Детское экспериментирование является особой формой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеполагания, возникновения и развития новых мотивов личности, которые лежат в основе саморазвития дошкольников. Детское экспериментирование позволяет дошкольникам наиболее ярко проявить собственную активность, направленную на получение ими новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования). Данная деятельность дошкольников выступает как метод обучения в случае применения ее для передачи детям новых знаний и как форма организации педагогического процесса, являясь при этом одним из видов познавательной деятельности дошкольников.

Процесс формирования у дошкольников представлений о природе предоставляет широкие возможности для использования в нем детского экспериментирования. Посредством данной деятельности дошкольниками осуществляется преобразование объектов с целью познания их невидимых существенных связей с другими объектами и явлениями природы.

Развивающий потенциал экспериментирования, на наш взгляд, связан с возможностью решения следующих образовательных задач в условиях дошкольной образовательной организации:

  • формирования у детей системы естественнонаучных знаний, основу которой составляют важнейшие понятия и закономерности соответствующей области действительности;
  • поддержки познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, умения выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы;
  • развития у детей любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать имеющиеся причинно-следственные связи.

Включение детского экспериментирования в работу по формированию у дошкольников представлений о природе предъявляет особые требования к предметно-развивающей среде, которая должна стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность дошкольников, создавая оптимальные условия для активизации процесса их саморазвития. Осуществлять совместное и самостоятельное экспериментирование, развивать поисковую активность старших дошкольников позволяют оборудованные в групповой комнате центры воды и песка, мини-лаборатории и другие объекты среды. Педагогу необходимо планировать деятельность дошкольников по формированию представлений о природе таким образом, чтобы они могли самостоятельно или совместно со взрослым применить полученные знания на практике.

Детское экспериментирование имеет определенную последовательность. Оно предполагает постановку исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации, прогнозирование результата, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в процессе осуществления экспериментирования, распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, лидеров группы, которые помогают организовать работу сверстников, выполнение эксперимента под руководством взрослого, наблюдение хода эксперимента, фиксирование его результатов и формулировка выводов.

Накопление старшими дошкольниками опыта исследовательской деятельности в процессе формирования представлений о природе становится их личным достижением и переносится в другие виды деятельности. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм исследовательской деятельности он способен овладеть, при этом данный процесс осуществляется по закону перехода количественных изменений в качественные. Возникая в определенном возрасте, каждая очередная форма получает свое дальнейшее развитие, усложняясь и совершенствуясь. На определенном этапе создаются предпосылки для возникновения нового, более сложного способа экспериментальной деятельности. Это позволяет сделать важный методический вывод: не существует форм экспериментирования, являющихся специфическими для определенной возрастной группы, на каждом возрастном этапе дошкольник должен свободно владеть всеми формами, которые присущи предшествующим возрастным периодам, и одновременно с этим должен осваивать новые формы, которые доступны ему в данный момент. В связи с этим педагогу необходимо работать на двух уровнях: организовывать исследовательскую деятельность, соответствующую достигнутым возможностям дошкольников, и одновременно готовить их к освоению новых, более сложных форм экспериментальной деятельности.

Отбор содержания детского экспериментирования предполагает учет возрастных особенностей детей, закономерностей психического развития (сензитивность разных возрастных этапов к становлению тех или иных психических функций и новообразований),имеющегося у дошкольников жизненного опыта.

Обобщая имеющиеся материалы теоретических исследований по проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой, можно заключить, что данный вид деятельности характеризуется мощным развивающим потенциалом, делая дошкольника субъектом образования. Экспериментирование, являющееся разновидностью познавательно-исследовательской деятельности, при поддержке и стимулировании педагогом позволяет ребенку-дошкольнику активно познавать объекты живой и неживой природы, устанавливать имеющиеся связи и закономерности. Данный процесс предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды, активное вовлечение дошкольников в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций, как в условиях дошкольного учреждения, так и в условиях семьи, что позволяет взаимно дополнить и обогатить практику детского экспериментирования.

Список использованных источников

  1. Гримовская Л.М., Бутырская Е.В. Педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Инновации в образовании. – 2016. – №8. –  С. 35-43.
  2. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии.  1982.   №4.  С. 5-18.
  3. Панов В.И. Введение в экологическую психологию / В.И. Панов.  М.: НИИ Школьных технологий, 2006.  184 с.
  4. Поддьяков А.Н. Вариативность преобразований предмета дошкольниками как условие его познания / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.  1996.  №4.  С. 49-53.
  5. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.  1991.  №4.  С. 29-34.
  6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва].  М.: Перспектива, 2014.  32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СТАТЬЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...

"Теоретические аспекты формирования правового сознания дошкольников"

Методический семинар для воспитателей по правовому воспитанию...

Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников

В статье изложены основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Выделены трудности, с которыми сталкиваются дети при усвоении грамматических форм....

Доклад для воспитателей «Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 1.Особенности формирования личности в дошкольном возрастеМаленький ребено...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...

Публикация по теме «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Важность и необходимость изучения здоровья обусловлена тем, что для эффективного и планомерного развития общества государству нужна достоверная информация о закономерностях развития народонаселения, о...

Консультация «Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников...