Конспект открытого занятия "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цыдыпова Наталья Владимировна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Воспитатель 1 категории:

 Цыдыпова Наталья Владимировна.

2017 год.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель: Закрепить знания о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения  простейших лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

 Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Ход занятия

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: -  Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода )

Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.

Игровая ситуация.

(В группу входит девочка в ободке капельки)

Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.

Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?

Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Ребята, давайте поможем капельке найти своих сестричек, и мы узнаем что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки.

1 Уголок природы

Воспитатель: почему мы остановились здесь, в уголке природы?

(потому что растениям нужна вода для жизни)

Воспитатель: Как мы даем растениям воду?

(Поливаем, моем листья, опрыскиваем)

Воспитатель: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

(Они засохнут, завянут)

Воспитатель: чтобы этого не случилось. Не будем забывать о поливе растений. Оставим здесь сестричку – капельку?

(Да!) (Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Идем дальше, где еще в группе нужна вода?

(В туалетной комнате, в умывальнике)

Воспитатель:  Для чего нам там вода?

(Чтобы смывать, мыть руки, умываться)

Воспитатель: оставим здесь сестричку капельку?

(Да!) (Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Куда пойдем дальше? К мойке младшего воспитателя. А здесь где нужна вода?

(Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды).

Воспитатель: Здесь оставим сестричку – капельку?

(Да!)(Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Ну вот, ребята, сколько в нашей группе живет сестричек – капелек, которые приносят нам большую пользу.

Воспитатель: Послушайте, я расскажу вам о воде! (Презентация)

       ОНА  ВЕЗДЕ!!!

В луже,

        В море,

                    В океане!

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить:

Без  ВОДЫ нам не прожить!

- Вот, сколько пользы приносит нам вода!

Давайте её беречь и зря не разливать!

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а вы помните песенки  воды?

(ДА)

- Споем их?

(Да)

- Как поет вода, когда течет из крана?

(СССССССС)

- Как кипит в кастрюльке?

(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)

- Как капает дождиком?

(КАП_КАП_КАП)

Воспитатель:  что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- не шуметь – этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

- закончив наблюдение, сделать вывод.

Все правила вы помните? Ну что ж приступим.

Опыты с водой

      1  Опыт.     Воспитатель: - Сейчас  мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово.   Они все доказывают,  проводя опыты.

-Работаем все вместе.

 Дети, что налито в стаканчиках? (Дети называют – молоко, вода).  

- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).

- Почему ты выбрал эту полоску?

-Саша почему ты выбрала эту полоску?

-Какого цвета молоко? (Белого).

- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги.  Ни один цвет полосочек  не совпадает с цветом воды).

-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)

- Какого цвета вода?  (БЕСЦВЕТНАЯ).

-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….

Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.

2 Опыт.

Работа в группе.

У  вас есть ложки. Опустите  одну ложечку в стаканчик с молоком.

-А вторую в стаканчик с водой.

- Видно ли ложечку в стаканчике с молоком?

- А в стаканчике с водой?

-Значит, что мы можем сказать о воде?

- Какая она? (Прозрачная.)  

- Сквозь чистую воду мы видим предметы.

-Господа ученые посмотрите сквозь стаканчики.

-Скажи, Саша, какая вода?

- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .

3 Опыт.

Работа в группе.

Воспитатель: - В стаканчиках  чистая вода.

-Насыпьте ложку соли.

- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.

- Данил, найди карточку с надписью «Соль».

-Что произошло с солью в стаканчике?

- Куда она исчезла?

-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.          

  - Хотите попробовать?

-А во второй стаканчик положим кусочек сахара рафинада и тоже приклеим  этикетку.

 - Что произошло с сахаром?

- Сахара тоже не видно в стаканчике? Что с ним произошло?

-А какая на вкус будет вода в этом стаканчике? (Сладкая.)

 -У нас есть еще один стаканчик с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)

 -Приклеиваем этикетку «Кофе».  

-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)

Примечание: кофе не следует перемешивать.

В 4 стаканчик  насыпям  рис, приклеим этикетку с надписью «Рис».

- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)

Вывод: Вода  растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.

4 Опыт.

 (Работа в группе).

-Обратите внимание,  изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).

–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)

-Рис? ( Рис не окрасил воду.)

Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

 5 Опыт.

 (Работа в группе).

- Дети сядьте  на стулья .

- Для этого опыта нам понадобится термос.

- Что такое «Термос»?

-Для чего он нужен?

 (Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)

- Я налила в термос горячую воду.

- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)

- Давайте проверим, так ли это?

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)

(Подношу стекло и говорю)

- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.

 (Пронести стекло и показать каждому ребенку).

 Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод:  «Пар – это что? Это вода».

- Наташа, что такое пар?    

-Скажите все вместе.

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») 
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом: 
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают. 
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да обратно вернется. 
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе. 

Сейчас, ребята, вам капелька приготовила задание.

Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. 
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности. 
Затем наклеивают)

3 Итог занятия.

Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект открытого занятия «Вода и мыло» в средней группе

laquo;Вода и мыло»Цель: - Обучить ребенка способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам.Задачи:- Познакомить детей с правилами личной гигиены;- Формироват...

Конспект открытого занятия "Вода и ее свойства"

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Задачи:- уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни;- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспер...

Конспект открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе "Вода, вода- кругом вода"

Цель: Формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде)....

Конспект открытого занятия "Вода и её свойства" во второй младшей группе

Познакомить детей со свойствами воды опытным путем...

Конспект открытого занятия вода и лед

Цель:Ознакомление детей со свойствами воды и льда вода:(жидкая,прозрачначая,на холоде замерзает)...