Главные вкладки

    Конспект открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе "Вода, вода- кругом вода"
    методическая разработка (старшая группа)

    Михайлова Елена Михайловна

    Цель: Формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkr.zan_.voda_.odt29.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспекта

    Тема: «Вода, вода- кругом вода»

    Цель: Формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) .

    Задачи:

    Образовательные

    - повторить и закрепить знания детей о свойствах воды, о её значении в жизни человека

    - научить разным способам очистки воды в зависимости от характера предметов и веществ, плавающих или растворённых в воде

    -дать представление о процессе поступления воды из реки в дома

    - закрепить знания о том как беречь водопроводную воду

    - формировать умение сортировать мусор при его сборе

    Развивающие

    - развивать познавательную активность, наблюдательность, практические умения по охране природной среды в процессе экспериментирования

    - развивать зрительную и слуховую чувствительность

    Воспитательные

    - воспитывать бережное отношение к использованию пресной воды

    - экологически целесообразно вести себя на берегу водоёмов- не загрязнять их бросовым мусором

    Организация детских видов деятельности: Игра «Карусель» (с использованием схемы-символов), беседа «Зачем человеку вода», экспериментирование «Очищаем водоём от мусора», игра «Собери капельки», сбор и сортировка мусора.

    Тип, форма и методы используемые в НОД: 

    • Тип - интегрированнный

    • Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

    • Форма – фронтальная .

    Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, позновательно-исследовательский.

    Активизация словаря: трубопроводная вода.

    Материалы и оборудование:  видео (помехи экрана, полёт над землёй), костюм для старика, декорации озера, бросовый мусор, 3 контейнера для мусора , игрушечная рыбка, пластиковые стаканчики с чистой водой, тазики с грязной водой, мелкие металлические, пластиковые и деревянные предметы, одноразовые тарелки,  магнит «удочка», чистые листы бумаги, растительное масло, сачки, салфетки, аудио-запить (звуки воды в природе, капающей из крана), подушки, передники, перчатки, схемы-символы «свойства воды».

    Ход непосредственно - образовательной деятельности

    Этап образовательной деятельности

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Вводная часть (организационный момент)

    Для детей приготовлены стульчики.

    Загорается экран. Вместо картинки на экране появляются помехи.

    Дети с воспитателем входят в зал, для просмотра премьеры сказки. Здороваются со зрителями, уже сидящими в зале. 

    -«Дорогие зрители, вам наверное всем знакома сказка  А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сегодня я вашему вниманию представляю другую сказку, про другого старика, другую рыбку, другие желания. Надеюсь, что она вам тоже понравится».

    Садятся на свои места.

    Вводная часть (мотивационный момент)

    В центре зала разложен ковёр.

    На экране появляется видео «полёт над землёй».

    -«Мне кажется, что с нашими героями случилась беда, и им требуется помощь. Кто готов вместе со мной отправиться в экспедицию по спасению сказки.»

    -«Раз мы отправляемся в сказку, то и транспорт у нас будет сказочный- это ковёр-самолёт. Он быстро нас доставит на место.»

    -«Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу удачи. В добрый путь!»

    Дети соглашаются на путешествие.

    Дети с воспитателем заходят на ковёр.

    Основная часть

    Проблемная ситуация:

    На ковре разложены схемы-символы «свойства воды»

    На ковре лежат подушки.

    Звучит аудиозапись звуков воды (шум прибоя, дождя, ручья).

    Проводится физ.минутка.

    Звучит аудиозапись звуков воды (шум прибоя, дождя, ручья, капель)

    Аудиозапись (звук капающей воды из крана)

    На столах стоят предметы для опытов.

    На экране слайд-картинка «Как вода приходит в дом».

    Слайд «Капельки»

    На фоне декораций озера сидит старик, в руках у него банка, в которой плавает рыбка

    Разноцветные контейнеры для мусора.

    Аудио-запись (Спасибо, ребята).

    Видео (полёт над землёй).

    -«Ребята, во время просмотра видео, вы слышали какие-то слова?»

    -«Кажется я догадываюсь, какая беда постигла героев. И пока мы находимся в пути, предлагаю вам поговорить о воде, вспомним, что знаем, возможно узнаем что-то новое. Может-быть это нам поможет в решении проблемы».

    -«Вода- самое прекрасное вещество на свете. Вспомним её чудесные свойства. Помогут вам в этом схемы-символы».

    -«Кто не может прожить без воды?»

    -«Зачем вода растениям? Почему животные не могут без воды?»

    -«А сейчас давайте поговорим о том, как человек использует воду. Садитесь на подушечки».

    -«Из вашего рассказа я поняла, что вода помогает человеку соблюдать личную гигиену, поддерживать чистоту и порядок в доме. А как мы знаем, чистота- залог …»

    -«А сейчас я хочу познакомить вас с одним удивительным свойством, которым обладает вода. Точнее не сама вода, а её звуки в природе. Садитесь на ковёр, закройте глаза и слушайте».

    -«Какие образы вы себе представляли пока слушали эти звуки?»

    -«Вы создавали прекрасные, чистые образы. Эти звуки благотворно воздействуют на душевное состояние человека, успокаивают его».

    -«Много воды нужно человеку. Но как же получается, что люди до сих пор не использовали всю пресную воду. Сейчас мы с вами попытаемся в этом разобраться. Вставайте в круг.»

    Туча словно тесто дышит,    

    Капли падают на крышу,

    Капли прыгают по ветке,

    По забору, по беседке

    В хороводе капли кружат      

    И ныряют прямо в лужу      

    Солнце тёплое выходит          

    И лучом по луже водит

    Золотого солнца жар

    Превращает воду в пар.        

    Над землёй кружась легко,

    Пар взлетает высоко.

    Знаем мы наверняка,

    Пар сгустится в облака          

    Ветер их сгоняет в кучу,      

    Превращая снова в тучу.

    Загремел весёлый гром,        

    Туча выпадет дождём            

    -«Как называется природное явление в которое мы с вами играли?»

    -«Природа позаботилась о том, чтобы запасы пресной воды всегда пополнялись».

    -«Что то за звук?»

    -«Совершенно верно. Кто-то забыл хорошо закрыть кран. А вы знаете откуда в наши дома попадает вода?»

    «Как называется вода, которая течёт из крана?»

    -«Какая вода в реке?»

    -«Правильно она грязная. Но ведь из крана бежит чистая вода. Что же происходит с водой пока она добирается из реки к нам в квартиры ?»

    -«Для того чтобы мы с вами пользовались безопасной водой в городе созданы специальные службы по её очистки . И сейчас  я вам предлагаю стать сотрудниками одной такой фирмы. Наша задача- очистить водоёмы от мусора».

    -«Ребята представим, что тазики- это водоём. Какая в нём вода?»

    -«Обратите внимание на предметы лежащие в тарелочках, из каких материалов они сделаны?»

    -«Это будет мусор, опустите его в воду. А я из флакончика добавлю по капельке масла. Посмотрите, что произошло с мусором?»

    -«Почему металлические предметы утонули, а деревянные и пластмассовые остались плавать».

    -«Каким образом можно очистить водоёмы от предметов, которые плавают на поверхности воды?»

    -«Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?»

    -«С помощью каких приспособлений можно достать из воды железные предметы?»

    -«У вас на столе лежит не хитрое приспособление- к ниточке привязан магнит. Опустите его в водоём, а затем достаньте. Что произошло?»

    -«Чтобы очистить реки от крупного железного мусора, используют большие магниты «ловушки».

    На поверхности плавает масло. Каким образом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина, масла?»

    -«Попробуйте вот так: возьмите лист бумаги за два конца, положите его на поверхность воды затем  поднимите. Масло осталось на бумаге. А в больших водоёмах масло собирают специальные танкеры, которые имеют  приспособления в виде огромных впитывающих губок».

    -«От мусора водоём мы очистили, но вода всё ещё не пригодна для использования. И теперь за дело берутся  водоочистительные станции».

    Из реки насосы перекачивают воду в резервуары-отстойники, где её тщательно очищают и фильтруют. Затем вода  попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду в наши дома по водопроводным трубам. Как называется вода из крана?»

    -«Видите, как много усилий приходится  прикладывать человеку, чтобы к нам приходила чистая безопасная для здоровья вода. Поэтому к воде надо относиться бережно, экономно, по-хозяйски».

    -«А сейчас давайте проверим, знаете ли вы, как надо беречь воду».

    -«Ребята, смотрите, кто это там сидит?»

    -«Похоже, это старик из сказки, которую мы хотели посмотреть».

    -«Здравствуй, дедушка.»

    Старик: «Здравствуйте, ребята.»

    -«Дедушка, почему ты сидишь такой печальный, что у вас произошло?

    Старик: «Ой, ребята, беда! Пошёл я на своё любимое озеро порыбачить, забросил удочку, и попалась мне очень маленькая рыбка, хотел я её отпустить обратно. А она мне человеческим голосом и говорит: «Не опускай меня , старик, не хочу больше жить в этом озере, слишком грязное оно стало». Посмотрел я по сторонам, и правда, вон сколько мусора вокруг.»

    -«Не волнуйся, дедушка, поможем мы твоему горю. Правда, ребята?»

    -«Посмотрите, здесь не один мусорный бак, а несколько, и значки на них какие-то нарисованы. Может кто-то знает зачем?»

    -«А зачем это нужно?»

    -«Тогда приступаем к делу».

    «Ну вот дело сделано, можно рыбку обратно домой выпускать».

    Старик выпускает рыбку.

    Старик: «Спасибо вам, ребята, большое. Выручили вы меня. За это я хочу вас угостить чистой родниковой водой.»

    -«Ребята давайте попрощаемся со стариком, нам пора возвращаться домой. Заходите на волшебный ковёр. »

    -«Да. Беда, грязная вода,...»

    Игра «Карусель» :

    Дети  встают в круг напротив схем. По сигналу воспитателя бегут по кругу, после слова «стой», останавливаются, и каждый называет то свойство воды, которое указано на схеме, напротив которой он остановился.

    -«Вода нужна растениям, животным, людям».

    -«Растения пьют воду, чтобы не засохнуть. Животным тоже надо пить, а для многих животных вода то среда обитания».

    Садятся на подушки.

    -«Вода нужна, чтобы умываться, пить, готовить еду, стирать...»

    -«Здоровья».

    Дети слушаю звуки.

    -« Круговорот воды в природе».

    -« Это капли воды капают из крана».

    Из реки Нева».

    Ответы детей.

    -«Вода в реке грязная., в ней много микробов вредных для нашего здоровья».

    Ответы детей.

    Одевают фартуки, садятся за столы.

    -«Грязная, мутная».

    -«Здесь есть предметы из металла, пластмассы, дерева».

    -«Металлические предметы утонули, а деревянные и пластмассовые остались плавать. Масло тоже плавает на поверхности воды».

    -«Эти предметы можно убрать руками, сачком».

    -«Удобнее собрать мусор сачком».

    Деятельность по сбору плавающего мусора.

    Ответы детей.

    -«Металлические предметы приклеились к магниту».

    Деятельность детей по очистке поверхности воды от масла.

    -«Водопроводная».

    Проводится игра «Собери капельки» (На экране слайд с картинками капелек, дети называю способ экономии воды- капелька исчезает.).

    Ответы детей.

    Здравствуй, дедушка».

    -«Да, мы сможем тебе помочь».

    -«Несколько баков для того, чтобы мусор из разных материалов складывать отдельно».

    -«Чтобы этот мусор можно было переработать».

    Дети одевают перчатки.

    Уборка мусора по контейнерам.

    Выносит воду в стаканчиках, дети выпивают. Благодарят.

    Дети прощаются.

    Физкульминутка/
    динамическая пауза:

    Рефлексия: итог НОД.

    Оценка деятельности детей

    -«Ребята,  вы не жалеете, что отправились со мной в это путешествие?  Что нового для себя узнали? Кому смогли сегодня помочь?»

    -«Давайте подойдём к столику, на котором стоят тарелочки с чистой водой. Возле них лежат небольшие цветные свёрточки из бумаги. Опустите их в воду. Что вы видите?»

    -«Пускай этот эксперимент говорит нам о том, что вода дарит нам  чистоту, здоровье, жизнь. Берегите её.

    Вот мы и дома. Попрощаемся со зрителями.»

    Ответы детей.

    -«В тарелочках распустились цветы».

    Дети прощаются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого мероприятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вода наша жизнь»

    В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром. Любознательность, пытливость, потребность в более глубоком и активном познании явлений...

    Конспект открытого мероприятия к Совету педагогов. Игра с водой "На пруду"

    Конспект занятия по инновационным подходам к созданию и совершенствованию предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС....

    Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

    Организованная образовательная деятельность по экспериментированию проводилась с детьми старшей группы. В количестве 8 детей.По теме: «В гостях у Феи Волшебства»Цель: Создание условий, спо...

    Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"

    Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"...

    Конспект открытого мероприятия по экспериментированию тема: "Воздух-невидимка" во второй младшей группе.

    Материал поможет воспитателям познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "Воздух"....