Детский научно-исследовательский проект Фиалка
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бурлакова Татьяна Николаевна

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»

Ханс Христиан Андерсен

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fialki.docx197.8 КБ

Предварительный просмотр:

Детский научно-исследовательский

проект «Фиалка»

https://fhd.multiurok.ru/e/b/6/eb6d80414bdcedb5fa33bc47698fb4ad0ee8993a/phpydbBUZ_Nuhadieva-Luiza_0_1.jpeg

2021г.

Руководитель: Бурлакова Т.Н., педагог первой категории.

Работу выполнила: Московских Дарья,  воспитанница старшей группы МБДОУ д/с «Журавленок»

Введение

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»

Ханс Христиан Андерсен

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.

С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов.

Я очень люблю цветы. У нас в детском саду и дома много цветов. Я люблю ухаживать за ними, люблю любоваться их красотой.

Однажды у меня появилась мысль: смогу ли я сама вырастить цветок. Выбрала фиалку. Этот цветок, если правильно ухаживать за ним, цветёт почти круглый год. Прежде чем начать работу, мы с воспитателем Татьяной Николаевной составили план работы. Я сначала должна была узнать родину этого цветка, биологические особенности, потребность в питательных веществах, воде, свете. И только после этого стала выращивать фиалку из листа.

Гипотеза:

Из листового черенка и кусочка листа узамбарской фиалки можно вырастить новое растение.

Цель:

Вырастить за 3 месяца из листового черенка и кусочка листа комнатное растение - узамбарскую фиалку.

Задачи:

  1. Изучить литературу о фиалке как о комнатном растении:
  • познакомиться с краткой характеристикой растения;
  • знать правила ухода за фиалкой;
  • знать особенности размножения фиалки.
  1. Провести практическую работу по размножению узамбарской фиалки.
  2. Наблюдать за развитием растения.
  3. Научиться представлять результаты работы с помощью информационных технологий.

Этапы работы:

1 этап. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Определение задач. Изучение литературы по проблеме.

Сроки: с 15марта по 21 мая 2021 года.

2 этап. Практическая работа.

1.Укоренение листовых черенков фиалки в воде.

Сроки: с 15 – 26 марта 2021 года.

2. Посадка листьев и кусочков листьев фиалки в горшки с землёй.

Сроки: 30 марта 2021 года.

3. Наблюдение за поведением листьев фиалки и развитием нового комнатного растения. Сроки: с 1 апреля по 21 мая 2021 года.

3 этап. Представление результатов работы. Подведение итогов.

Объект исследования:

комнатное растение - узамбарская фиалка, или сенполия.

Методы исследования:

  1. Работа с литературными источниками.
  2. Практическая работа.
  3. Наблюдение.
  4. Составление фотоотчета.

Область применения:

Занятие природного  мира,  х.э.р. рисование.

Содержание 1 этапа

Сроки: с 15марта по 21 мая 2021 года.

На 1 этапе была поставлена цель: вырастить за 3 месяца к началу лета узамбарскую фиалку. Выдвинута гипотеза: из листового черенка и кусочка листа узамбарской фиалки можно вырастить новое комнатное растение. Затем были определены задачи и методы исследования. Изучены источники информации (литература) с целью получения представления о фиалке как о комнатном растении.

Сенполия, или узамбарская фиалка

Историческая справка.

Сенпо́лия (лат. Saintpaulia) — род красивоцветущих травянистых растений семейства Геснериевые.Одно из самых распространённых комнатных растений; известна в цветоводстве также под названием узамба́рская фиа́лка.

Растение было открыто в 1892 году бароном Вальтером фон Сен-Полем, военным комендантом Узамбарского округа Германской Восточной Африки — колонии Германии, находившейся на территории современных Танзании, Бурунди и Руанды. Вальтер Сен-Поль обратил внимание на это растение во время прогулки. Собранные семена он выслал своему отцу — президенту Германского дендрологического общества, Ульриху фон Сен-Полю, а тот передал их ботанику Герману Вендланду. Вендланд вырастил растение из семян и в 1893 году описал его как Saintpaulia ionanta (Сенполия фиалкоцветковая, или Сенполия фиалкоцветная), выделив этот вид в отдельный род, который он назвал в честь отца и сына Сен-Полей.

Впервые сенполия была представлена на международной выставке цветов в Генте в 1893 году.

Биологическое описание

Представители рода — низкорослые вечнозелёные многолетние травянистые растения. Стебли укороченные, с прикорневой розеткой листьев. Листья довольно мясистые, покрыты ворсинками, округлые, обычно со слегка неравнобоким сердцевидным основанием, с округлой или короткозаострённой верхушкой. Могут быть как однородной зелёной окраски, так и пятнистыми. Цветки — с пятью лепестками, собраны в кисти. Плод - коробочка с многочисленными мелкими семенами.

В настоящее время существует множество видов и сортов сенполии: ампельные виды, стандартные, миниатюрные, сверхминиатюрные формы. Окраска цветков фиалок многообразна: розовые, красные, коралловые, синие, пурпурные, белые, пестролистные. Узамбарские фиалки интересны не только различными оттенками цветков, но и разнообразной формой нежных лепестков. Это и махровые лепестки, и полумахровые, немахровые, лепестки с оборкой, лепестки в форме звезды.

Основное достоинство сенполии - то, что она цветёт практически в любое время года, а благодаря небольшим размерам (высота - 8-10 см; диаметр розетки - 15-20 см) её можно располагать на узком подоконнике.

В последнее время узамбарская фиалка превратилась в любимое во всём мире комнатное растение.

Основные потребности сенполии

Местоположение, ровная температура, осторожный полив, высокая влажность воздуха и регулярная подкормка.

Местоположение

Лучше всего размещать горшки на окнах западной или восточной ориентации. Для того, чтобы растение освещалось со всех сторон, его периодически поворачивают. Оптимальная температура — 20—22 °C, без резких колебаний. Сенполии боятся холодных сквозняков и прямых солнечных лучей.

Почва

В качестве почвы можно использовать покупной грунт для сенполий или смесь листовой, дерновой, хвойной и торфяной земли в соотношении 3:2:1:1 с добавлением разрыхлителей.

Полив

Поливают сенполии по мере подсыхания земляного кома. Почва должна быть постоянно увлажнённой, однако нужно следить, чтобы влага не застаивалась в корнях. Поливать лучше по краю горшка, чтобы вода не попадала на листья. Ни в коем случае нельзя поливать сенполию холодной водой.

Подкормка

Подкормка комплексными минеральными удобрениями производится регулярно в период роста и цветения, примерно раз в 2 недели.

Влажность воздуха

Для поддержания влажности воздуха горшок с фиалкой можно поставить на поддон с мокрой галькой или рядом поставить сосуд с водой.

Пересадка

Пересаживают сенполию по необходимости весной; горшки должны быть не слишком большие. При пересадке лучше пользоваться пластиковыми горшками.

Размножение

Фиалки легко размножать листовыми черенками, частью листа и дочерними розетками. Самый распространённый способ — листовым черенком. Для этого нужен здоровый сформировавшийся лист. Вялый, поникший лист, как правило, загнивает. Длина черешка должна быть 2—3 см. Черенок ставят в воду до образования корней (некоторые крупнолистные сорта сразу могут образовывать и детки) или высаживают в рыхлую почву на глубину не более 1—2 см. Саженец поливают водой комнатной температуры и укрывают для сохранения влажности воздуха полиэтиленовым пакетом. Температура — не ниже 20—22 °C. Образование корней и развитие деток длится до 1—2 месяцев.

Особые трудности в уходе за узамбарской фиалкой

- На листьях появляются светло-жёлтые пятна.

Причина: слишком много прямых солнечных лучей летом. Фиалка любит яркий свет, но не прямые обжигающие лучи.

- На листьях появляются коричневые пятна.

Причина: растение поливали холодной водой. Для полива необходимо использовать только тёплую и мягкую воду.

- Листья бледно-зелёной окраски, края загибаются.

Причина: растению холодно. В морозные ночи сенполии необходимо убрать с подоконника.

- Листья вялые; розетка листьев гниёт.

Причина: переувлажнение почвы и резкие колебания температурного режима. Растение с гнилью уничтожается.

- Растение не цветёт.

Причины: недостаточное освещение, сухой или холодный воздух, слишком частая пересадка.

- На листьях и цветках появляется плесень.

Причина: попадание воды на листья и цветки. При поливе необходимо следить за тем, чтобы вода не попадала на растение.

Вредители. На сенполию нападают зелёные тли, мучнистые червецы, цикламеновые клещи. Для борьбы с вредителями необходимо применять специальные вещества.

Результат работы на 1 этапе:

  • расширение собственных знаний о фиалке как о комнатном растении;

Содержание 2 этапа

Второй этап работы над проектом включает: практическую работу и наблюдение за развитием растения.

Практическая работа

Тема: Размножение узамбарской фиалки листовыми черенками.

  1. Укоренение листовых черенков фиалки в воде (1марта 2021 года).

Оборудование (инвентарь): нож, листья узамбарских фиалок, стакан с водой.

Укоротила черешки листьев очень острым ножом. Поместила листовые черенки фиалки в стакан с чистой водой так, чтобы листовая пластина находилась выше уровня воды.

Прошло около двух недель и на срезе черенков появились корешки.

  1. Посадка листьев  фиалки в горшки с землёй (30 марта 2021 года).

Оборудование (инвентарь): горшки для цветов, пакет грунта для комнатных растений, нож, листья узамбарских фиалок, стакан с водой.

Описание практической работы:

  1. Подготовила цветочный горшок.
  2. Подготовила цветочный грунт и заполнила им горшки до верха.
  3. Подготовила листья сенполии .
  4. В  цветочный горшочек посадила  2 листика с черенком.
  5. Посаженные листья сенполии полила водой комнатной температуры.
  6. Горшки с листьями узамбарской фиалки поставила на подоконник.

C:\Users\Таня\Downloads\Новая папка\IMG_20210125_100135.jpg

После практической работы наблюдаю за развитием растений.

Сроки наблюдений: март - май

Поливаю фиалки по мере необходимости.

Результаты наблюдений:

25марта - изменений нет.

30 марта - изменений нет.

1 апреля - изменений нет.

5апреля - изменений нет.

11 апреля- в горшке с синей фиалкой кусочек листа с одной стороны почернел. Я удалила этот листик.  Я полила листики сенполий.

15апреля - все листики твёрдые, других изменений нет.

20 апреля - в горшке  лист с черенком твёрдый и немного подрос, видно прорастают новые листики. Продолжаю наблюдение.

25апреля - ура!!! Мои листики проросли! Через 75 дней после посадки листьев в грунт. Но проросли не все пока. Проросли лист и кусочек листа синей фиалки. Полила все свои сенполии.

30апреля - проросшие молодые растения подросли. Других изменений нет.

1 мая - прошло 95 дней с момента посадки листьев сенполии. Синие фиалки хорошо подросли, окрепли и продолжают развиваться.

Можно подвести первые итоги: считаю, что мой эксперимент удался - проросли листики и кусочки листьев синей фиалки. Пропали только листики и один кусочек красной фиалки. Для прорастания листиков понадобилось 100 дней, хотя я думала, что это произойдёт быстрее. Результатами своего проекта я удовлетворена. Продолжаю наблюдение.

7 мая - мои растения подросли, окрепли. Теперь они похожи на молодые сенполии. Синяя фиалка набирает цвет.

C:\Users\Таня\Downloads\Новая папка\IMG_20210422_095336.jpg      C:\Users\Таня\Downloads\Новая папка\IMG_20210422_095456.jpg

C:\Users\Таня\Downloads\Новая папка\IMG_20210422_095633.jpg           C:\Users\Таня\Downloads\Новая папка\IMG_20210422_095643.jpg

Содержание 3 этапа.

Сроки: с 1марта по 7 мая 2021года.

Составление фотоотчета.

Результаты работы:

  1. Прижились не все листовые черенки фиалок.
  2. Только один кусочек сенполий пророс и дал жизнь новому растению.
  3. Для приживания черенков и кусочков листиков понадобилось 100 дней.
  4. В середине мая фиалки зацветут.

Выводы:

  1. Гипотеза нашла своё подтверждение: из листового черенка можно вырастить узамбарскую фиалку.
  2. Цель работы достигнута: за 3 месяца удалось вырастить комнатное растение - сенполию.
  3. Задачи, поставленные в начале проекта, успешно решены.

Список литературы:

  1. Всё о комнатных растениях (Д.Г.Хессайон, 2001 г., Москва: «Кладезь-Букс»).
  2. Комнатные растения. Справочник (М.Т,Делла Беффа, 2001 г., Москва: АСТ «Астрель»).
  3. Справочник цветовода (Составитель Л.Н.Рукавчук, 1998 г., Москва: «Колос»).
  4. Райский сад на подоконнике. Руководство по уходу за комнатными растениями (Н.Верзилин, 2000 г., Москва: Клуб ХХI века).
  5. Узамбарские фиалки. Энциклопедия комнатного цветоводства (А.И.Марков, 2006 г., Москва: Мир книги).
  6. Цветы в доме. Фитодизайн (В.В.Линь, 2000 г., Москва: «Аделант»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кокурс детских научно-исследовательских проектов "Юный исследователь"

Конкурс, проводимый среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной школы по защите своей исследовательской деятельности под руководством научных руководителей-воспитателей и учителей....

Детский научно-исследовательский клуб " Хочу всё знать"

Занятие по формированию экологического мировозрения и естественно научных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Тема: " Очищение воды"...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"...

Детский научно-исследовательский проект "Геометрия вокруг нас"

В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают...

Детский научно-исследовательский проект "Почему собаку называют другом человека?"

Здравствуйте! Я Чилингарян Хачик, мне 6 лет. Хожу в подготовительную группу детского сада номер 7 «Ласточка».Тема моего исследования «Почему собаку называют другом человека?» Э...

Детский научно-исследовательский проект «Что мы знаем о жевательной резинке»

В результате реализации проекта воспитанница получила представление о пользе и вреде жевательной резинки, узнала её историю, интересные факты. Провела эксперименты по очистке жевательной резинки с оде...