НОД "Зимние явления в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект и презентация НОД "Зимние явления в природе" в старшей группе (+ эксперимент.деятельность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Зимние явления в природе» в старшей группе.

Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.

 Задачи:

-закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, зимние явления в природе;

-закреплять знания о зимних месяцах;

-развивать умение получать знания о свойствах снега, воды в процессе экспериментирования;

-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололедица, туман.

Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», бумажная снежинка, тазики со снегом, формочки, салфетки, картинки с изображением разных времен года для игры «Что лишнее? », 2 обруча.

Ход занятия:

1. Организационный и сюрпризный момент.

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.

Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?

В это время года

Ложится спать природа,

Укрывшись белоснежным

Пушистым снегом нежным.

В снегу деревья и дома,

Мы говорим: «Пришла … (зима!) ».

Воспитатель: Правильно. Сейчас идет зима. Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.

2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления в природе».

Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).

Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5)

Ответы детей: Мы видим снегопад.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер? (слайд №6)

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Чем отличается метель от вьюги?(метель — ветер переносит снежные массы в одном направлении, вьюга — в разных направлениях,  кружит)

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «оттепель». Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).(слайд №9)

Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман (слайд №10). В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.

Воспитатель:  Когда ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №11).

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.

3. Дидактическая игра «Что лишнее? »

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «Что лишнее? » (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).

4. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

(Помощник воспитателя приносит тазики со снегом)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с этой водой, если формочки вынести на холод? А если в эту воду добавить краску? (ответы детей) Я предлагаю вам сделать ледяные украшения, которыми можно будет украсить зимние деревья.

Дети добавляют в воду краску любого цвета.

Воспитатель: Мы с вами в эту воду добавим вот такие петельки и вынесем на улицу наши формочки. Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет цветной лёд. Вы вытащите из формочки свою цветную льдинку и повесите ее на деревья и кусты возле садика.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового ты узнал? Чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Что именно тебе было интересно? Какие зимние явления ты уже знал? О каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими младшими товарищами. Спасибо за занятие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимние явления в природе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проекта "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"

презентация проекта по экологическому воспитанию "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы

В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду...

Презентация "Загадки о явлениях в природе летом"

Картинки и стихи о природных явлениях летом....

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...