Экологическое воспитание дошкольников 27.11.21
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

К вопросу о формировании экологического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности еб охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Детство - ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Процесс формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, обладает большими возможностями и перспективой. Практикой доказано, что у детей в этом возрасте происходит становление личности, а возможности ребёнка (физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нём начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.

Проблема состоит в том, что не всегда образовательные пространство детского сада дает возможность педагогам создать условия для реализации программ по экологическому воспитанию детей.

Таким образом, роль учреждения дополнительного образования - создание необходимых и предоставление дополнительных образовательных программ, реализация которых способствовала бы удовлетворению социального заказа современного общества на формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников

В Детском экологическом центре (далее ДЭЦ), созданном на базе ГУП «Водоканал» г. Санкт-Петербурга есть все условия для реализации программ экологической направленности. На протяжении нескольких лет реализуются программы по непрерывному формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.

Результатом многолетнего опыта совместной работы ДЭЦ и дошкольных учреждений города Санкт-Петербурга, явились следующие дополнительные образовательные программы: «О воде на Земле»; «В круговороте дел вода»; «Тайны природы»; «Большое маленькое море».

Данные программы предлагают реализацию определённой системы непрерывного образовательного процесса экологического воспитания, который начинается в детском саду, интенсивно продолжается в школе и сопровождается в процессе кружковой работы учреждениях дополнительного образования.

Наиболее реализуемая в ДЭЦ программа для детей дошкольного возраста -«Тайны природы». Основные методы работы c ними процессе реализации данной программы:

  • игровой (как ведущий в дошкольной педагогике);
  • информационный;
  • метод построения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми дошкольного возраста по данной работе можно разделить на две группы:

  1. традиционные (беседы, экскурсии, викторины, лабораторные эксперименты);
  2. инновационные, которые в свою очередь включают:
  • медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации);
  • электронные презентации (цель: заинтересовать ребёнка, развить лидерские способности);
  • медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).

Компьютер значительно расширят возможности предъявления познавательной информации, позволят усилить мотивацию ребенка. Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, познание какого-либо предмета, объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов, поэтому применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды, при этом игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическим инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. На базе ДЭЦ имеются все условия для организации систематических наблюдений за объектами неживой природы. В рамках реализации программы дети посещают кабинет аквариумистики.

Так постепенно в процессе тесной взаимосвязи всех видов деятельности, а также педагогов ДЭЦ и специалистов дошкольных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга закладывается экологическое сознание, формируется личность с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...