Экологическое воспитание дошкольников 27.11.21
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
К вопросу о формировании экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности еб охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Детство - ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Процесс формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, обладает большими возможностями и перспективой. Практикой доказано, что у детей в этом возрасте происходит становление личности, а возможности ребёнка (физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нём начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.
Проблема состоит в том, что не всегда образовательные пространство детского сада дает возможность педагогам создать условия для реализации программ по экологическому воспитанию детей.
Таким образом, роль учреждения дополнительного образования - создание необходимых и предоставление дополнительных образовательных программ, реализация которых способствовала бы удовлетворению социального заказа современного общества на формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников
В Детском экологическом центре (далее ДЭЦ), созданном на базе ГУП «Водоканал» г. Санкт-Петербурга есть все условия для реализации программ экологической направленности. На протяжении нескольких лет реализуются программы по непрерывному формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.
Результатом многолетнего опыта совместной работы ДЭЦ и дошкольных учреждений города Санкт-Петербурга, явились следующие дополнительные образовательные программы: «О воде на Земле»; «В круговороте дел вода»; «Тайны природы»; «Большое маленькое море».
Данные программы предлагают реализацию определённой системы непрерывного образовательного процесса экологического воспитания, который начинается в детском саду, интенсивно продолжается в школе и сопровождается в процессе кружковой работы учреждениях дополнительного образования.
Наиболее реализуемая в ДЭЦ программа для детей дошкольного возраста -«Тайны природы». Основные методы работы c ними процессе реализации данной программы:
- игровой (как ведущий в дошкольной педагогике);
- информационный;
- метод построения проблемных ситуаций.
Формы работы с детьми дошкольного возраста по данной работе можно разделить на две группы:
- традиционные (беседы, экскурсии, викторины, лабораторные эксперименты);
- инновационные, которые в свою очередь включают:
- медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации);
- электронные презентации (цель: заинтересовать ребёнка, развить лидерские способности);
- медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).
Компьютер значительно расширят возможности предъявления познавательной информации, позволят усилить мотивацию ребенка. Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, познание какого-либо предмета, объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов, поэтому применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды, при этом игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическим инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. На базе ДЭЦ имеются все условия для организации систематических наблюдений за объектами неживой природы. В рамках реализации программы дети посещают кабинет аквариумистики.
Так постепенно в процессе тесной взаимосвязи всех видов деятельности, а также педагогов ДЭЦ и специалистов дошкольных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга закладывается экологическое сознание, формируется личность с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-694605-1476639993.jpg)
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-94593-1487409182.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...