Конспект занятия «Богородские игрушки». В младшей группе № 8 - «Лучики» прошло увлекательное занятие по ознакомлению с «Богородской» игрушкой.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Конспект занятия  «Богородские игрушки».                                                              Воспитатель: Трофимова В.П.

Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста.                                                                                                                                                                                                                 Интеграция образовательных областей«Познание» «Коммуникация»«Художественно – эстетическое развитие» «Социализация».

Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.   

 

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки.

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.

Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых словигрушечное ремесло, купец.

Оборудование и материалы:

• Богородские игрушки:
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки. дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации, картинки – раскраски.

Ход НОД
Воспитатель. : Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие, Но такие славные:
Все цветами расписные, А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.  Кто же мы?
---  Дети. Матрешки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Показ матрешек.
Воспитатель.  - Из чего делали матрешек?  Д. Из дерева.
Воспитатель. А теперь послушайте историю о том, как появились другие             
игрушки из дерева.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись    “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.


       Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой. Эти деревянные  игрушки, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины.

Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина кусочек дерева и вырезала игрушку.  Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука.  Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. А выросли – забросили свою Ауку.
 Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
      Раз едет по селу телега, сидит в ней купец и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.  – Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.
Воспитатель.  Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. Стали  богородцы вырезать игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело?                      Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?
Д. Они не раскрашены.
Воспитатель.  -  У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Но они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

 

В: - А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.

В: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.                                                                                                                                                                                                                                              В:  В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь. Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

В - ль демонстрирует клюющих курочек.

                Встрепенется петушок.  О дощечку стук да стук.

                Вместе с курами тук-тук.  Никогда не устают.

                Куры зернышки клюют,  А яичек не несут.

                Вот какие странные  Куры деревянные!

Дети: рассматривают игрушки.!

В: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

В: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец».                                Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.                                                                                                                                                                                           А затем покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.

 

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами раскрасить картинки деревянных  игрушек.                                                                                                    Дети выполняют работу.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Богородские игрушки».                                                              Воспитатель: Трофимова В.П.

Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста.                                                                                                          Интеграция образовательных областей«Познание» «Коммуникация»«Художественно – эстетическое развитие» «Социализация».

Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.  

Задачи:                                                                                                                                                                                     • Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки.

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.

Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых словигрушечное ремесло, купец.

Оборудование и материалы:

• Богородские игрушки: 
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки. дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации, картинки – раскраски.

Ход НОД
Воспитатель. : Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие, Но такие славные:
Все цветами расписные, А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.  Кто же мы?
---  
Дети. Матрешки.                                                                                                                                      Показ матрешек.
Воспитатель.  - Из чего делали матрешек?  Д. Из дерева.
Воспитатель.  -  А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.                                                                                                                                      С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись    “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.


     
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой. Эти деревянные  игрушки, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины.

Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина кусочек дерева и вырезала игрушку.  Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука.  Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. А выросли – забросили свою Ауку. 
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
     
Раз едет по селу телега, сидит в ней купец и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.  – Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.
Воспитатель.  Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. Стали  богородцы вырезать игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело?                      Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?
Д. Они не раскрашены.
Воспитатель.  -  У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Но они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

В: - А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.

В: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.                                                           В:  В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь. Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

В - ль демонстрирует клюющих курочек.

                Встрепенется петушок.  О дощечку стук да стук.

                Вместе с курами тук-тук.  Никогда не устают.

                Куры зернышки клюют,  А яичек не несут.

                Вот какие странные  Куры деревянные!

Дети: рассматривают игрушки.!

В: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

В: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.                                             А затем покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами раскрасить картинки деревянных  игрушек.                                                                                                    Дети выполняют работу.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект  работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать  знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами...

Конспект занятия «Богородские игрушки».

Конспект заняти по изо деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Веселые игрушки" (Богородская игрушка)

Программное содержание:1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.3. Н...