Проект в старшей группе " Хлеб всему голова"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Нестеренко Ольга Сергеевна

Многие не уделяют должного внимания исследовательской деятельности , а ведь она является средством формирования у ребенка любознательности ,повышает интерес к бережному отношению всего окружающего. Актуальность темы о хлебе всегда очень широка и многогранна. Много примеров проектов, занятий на просторах интернета -все они похожи, но каждый педагог выбирает свои пути подачи материала детям этой темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно – информационный проект в старшей группе « Хлеб – всему голова»

Слайд 2

Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова». Хлеб – это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отводится самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Но, к сожалению, в последнее время довольно часто и взрослые, и дети стали небрежно относиться к хлебу: неуважительно отзываться о нем, выбрасывать в мусор недоеденные кусочки, бросаться хлебными крошками. Чтобы предупредить подобное отношение к хлебу, в старшей группе №6 был проведен проект «Хлеб – всему голова». На протяжении 2 недель в доступной игровой форме дети узнавали, почему все-таки именно хлеб является главным продуктом на столе, почему его надо беречь, ценить, уважительно к нему относиться . Ц елью проекта стало формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и бережного отношения к нему, а также к труду людей, которые его выращивают. Этапы проекта. 1 .Подготовительный этап: - определение объектов изучения; - подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы; - подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе; - определение уровня знаний детей о хлебе; - постановка целей и задач проекта. 2. Основной этап. Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Слайд 3

Познавательное развитие: Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире» «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом» «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» «Какой бывает хлеб»; «Пшеница – спутница и кормилица человека» Рассматривание иллюстраций и репродукций: Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»; Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб »;

Слайд 4

Просмотр видеофильмов: «Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб». Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка ; « История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.Андерсена ; « Чудо – мельница!» русская народная сказка. Знакомство с профессиями: Агроном ; Комбайнер ; Пекарь ; Кондитер;Продавец . Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Посадка зерен пшеницы и дальнейшее наблюдение за прорастанием .

Слайд 5

Опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку. Замешивание теста. Речевое развитие . Словесные игры: « Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными), «Образование родственных слов». Чтение художественной литературы о хлебе: Сказки : «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», « КолосокТ . Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке »; И. Токмакова «Что такое хлеб »; С. Михалков «Булка » • Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе. Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры : « Семья »; « Хлебный магазин»; Дидактические игры

Слайд 6

Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность : рассматривание картин и иллюстраций о хлебе ; Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми; аппликация «Золотые колоски »; «колосок» работа с красками Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

Слайд 7

3. Заключительный этап: обобщение результатов работы; оформление экспозиции поделок из теста ; инсценировка литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь» ; памятка для родителей правила обращения с хлебом ; Развлечение «Хлеб всему голова». Выставка работ (рисунки, аппликации) Взаимодействие с родителями Заучивание с родителями пословиц и стихов фоторепортаж «Секреты семейной выпечки» Посещение отдела хлебобулочных изделий в универсамах села Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники; Составить с детьми рассказа «О злаковых культурах» «Как раньше хлеб растили», «Путь хлеба».

Слайд 8

Проект «Хлеб – всему голова» вызвал бурю положительных эмоций у детей, дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей, позволил посмотреть на хлеб другими глазами . Ребята получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас , нам получилось донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, а также воспитать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба Статью подготовила воспитатель Нестеренко Ольга Сергеевна



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Развитие»

Познавательно – информационный проект для старшей группы

« Хлеб – всему голова»

Подготовила: воспитатель

 Нестеренко Ольга Сергеевна

2021 г

Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы №6

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 07.10.21г.- 16.10.21г.

Актуальность: В современном обществе мало внимания уделяется приобщению детей к культуре  питания. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание в работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

Образовательные:

• изучить историю возникновения хлеба;

• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его

изготовлении.

Развивающие:

• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие.

Модель трёх вопросов: 

Что мы знаем? 

Что хотим узнать? 

Где мы можем узнать? 

Хлеб продается в магазине  

Хлеб бывает белый и черный  

Хлеб вкусный и  ароматный

Он полезный  

Хлеб пекут из муки  

Мама дома печет хлеб в хлебопечке

Как  и где растет хлеб?  

Из чего готовится тесто?  

Какой хлеб полезней?  

Как правильно кушать хлеб?

  Как раньше выращивали хлеб?

Почему говорят: Хлеб всему голова.

Спросить у взрослых(родители,воспитатель)

Посмотреть в интернете

Прочитать в книге, энциклопедии

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Этапы проекта.

1 .Подготовительный этап:

- определение объектов изучения;

- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;

- определение уровня знаний детей о хлебе;

- постановка целей и задач проекта.

2. Основной этап.

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное

внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех

образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Познавательное развитие:

Беседы:

«Как на наш стол хлеб пришел»;

«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Какой бывает хлеб»;

«Пшеница – спутница и кормилица человека»

НОД.  Ознакомление с окружающим миром «Хлеб – всему голова»

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Просмотр видеофильмов:

«Как растет пшеница»;

«Труд комбайнера»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультфильмов:

Три кота «о Хлебе»

 «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.

Андерсена;

«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:

• Агроном;

• Комбайнер;

• Пекарь;

• Кондитер;

• Продавец.

Исследовательская деятельность:

Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Посадка зерен пшеницы и дальнейшее наблюдение за прорастанием .

Опытно – экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).

Замешивание теста.

Речевое развитие.

Словесные игры:

«Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными),

«Образование родственных слов».

Чтение художественной литературы о хлебе:

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

• М. Глинская «Хлеб»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• С. Михалков «Булка»

. Литовская  сказка  «Как волк вздумал хлеб печь»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»;

«Хлебный магазин»;

«Кулинария».

Дидактические игры:

• «Назови профессию»;

• «Что, где растет»;

• «Что из какой муки испекли?»;

• «Четвертый лишний»;

• «Что сначала, что потом»;

• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

• «Как превратить муку в тесто?»;

• «Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

• НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;

• НОД. аппликация«Золотые колоски»

НОД «колосок»работа с красками

Физическое развитие:

Пальчиковые игры: «Копна»

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

Взаимодействие с родителями

  • Заучивание с родителями пословиц и стихов 
  • Предложить принести семена злаковых культур для создания «Музея зерна».
  • Предложить родителям составить фоторепортаж «Секреты семейной выпечки» 
  • Посетить отдел хлебобулочных изделий в универсамах  села
  •  Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники;
  • Составить с детьми рассказа «О злаковых культурах» «Как раньше хлеб растили», «Путь хлеба».

3. Заключительный этап:

• обобщение результатов работы;

• оформление экспозиции поделок из теста;

• памятка для родителей правила обращения с хлебом;

• Создание альбома «Хлеб – всему голова».

• Развлечение «Хлеб всему голова»

  • Выставка работ (рисунки, аппликации)

4.  Освещение проекта в соц .сетях группы.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Список используемой литературы:

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

3. Сайт: «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы»

4. Интернет ресурсы. (презентации, фото, рассказы, видео)

5. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.

6.Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

7.Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

Проектная деятельность в старшей группе...

Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА"

Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группыВид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный .Участники про...

Проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Проект в старшей группе«Хлеб — всему голова»ВИДЕО:https://nsportal.ru/video/2019/11/proekt-v-starshey-gruppe-hleb-vsemu-golova-1https://nsportal.ru/video/2019/11/proekt-v-starsh...

Проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения...