Прогулка "Встреча с Лесовичком"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кукушкина Марина Николаевна

Прогулка в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_lesovichkom.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема прогулки: "Встреча с Лесовичком" 

Цель: Обратить внимание детей на красоту осенней природы

Задачи в приоритетной области «Познавательное развитие»:

расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;

– развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать

Задачи в интеграции образовательных областей:

Речевое развитие

развивать звуковую культуру речи;

 развитие диалогической речи и умение детей отвечать на вопросы.

Развивать умение отгадывать загадки.

Физическое развитие:

– Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;

– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;

– развивать быстроту бега и координацию движений;

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать интерес к красоте окружающего мира;

-развивать выразительность движений.

приобщать детей к русской народной культуре

Социально-коммуникативное развитие:

Закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой; работать граблями;

– развивать у детей желание помогать друг другу;

– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование: костюм Лесовичка, корзина с плодами для дидактической игры, поднос, перчатки, корзинки для сбора шишек, коробка для шишек, грабли детские; маска или костюм волка, З куба, 3 подноса для цветных листьев, 3 вазы для букетов из листьев; 3 ленточки для букетов из листьев; спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.

                                                                       Ход прогулки

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть Вводная часть

Мотивация.

Цель: создать игровую мотивацию, заинтересовать детей предстоящей деятельностью

Цель: включиться в игровую ситуацию.

Дети выходят на улицу и видят Лесовичка. Он машет нам рукой.

-Как вы думаете, кто это? По-моему, он приглашает нас выйти к нему.

 Вы хотите с ним познакомиться?

 Мы с ребятами подходим к Лесовичку.

-Здравствуйте! Вы кто?

Лесовичок: Я-Лесовичок. Живу в лесу и слежу там за порядком, знаю все лесные тайны, лесные сказки, понимаю язык птиц, животных и растений. Так вот, ко мне часто прилетают птицы и рассказывают, что вы такие молодцы – не рвете цветов, не обижаете птиц и насекомых, ухаживаете за растениями, кормите птиц зимой, а также знаете много интересного о природе. Вот и решил я посмотреть так ли это?

-Лесовичок, ребята у нас, действительно, хорошие: добрые, веселые, трудолюбивые. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Мы тебе с радостью расскажем и покажем то, что мы знаем и умеем. Я приглашаю всех на нашу площадку.

Ответы детей

Да

                                                                   2 часть Основная часть

Наблюдение за березой, елью

Цель: побуждать детей, наблюдать за березой, развивать познавательный интерес. Познакомить с приметами о березе.

Цель: наблюдение за березой. Запомнить приметы о березе. Наблюдение за елью

Вот мы и пришли на наш любимый участок. Перед нами красивая поляна, на которой растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Сколько удивительных красок дарит нам осень!

Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.

 Давайте посмотрим на наши деревья внимательно.

– Кто знает, что это за дерево? (подходим к березе)

– А как вы догадались?

-Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

– Давайте назовем березу красивыми словами.

Воспитатель: Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.

-Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.

– Какой он на ощупь?

– Какие части дерева вы еще знаете?

– Какие ветки у березы?

– Зачем нужен корень дереву?

– Какой формы березовые листочки?

– Какого цвета были листья у березки летом?

– Какого цвета листья у березки стали осенью?

– С каким предметом часто сравнивают желтые березовые листья?

Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом?

– Куда же делись листочки с веточек?

– Почему они облетели?

-Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и отмечали, какие у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них.

Эта модница лесная (И. Семенова)

Часто свой наряд меняет.
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом.
В день осенний – в плащ одета,
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.

- Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе? (ответы детей)

– А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?

-На нашей поляне растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

-Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели.

– Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)

– Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)

-Давайте их осторожно потрогаем. Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово). 

1 иголка – “хвоинка”.

Много иголок – “хвоинки”.

На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.

– Каким деревом является ель? хвойным)

– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)

Лесовичок: Так-так, а что интересного вы знаете о еле, нашей лесной красавице?

Береза

У березы белый ствол

Ответы детей

Ребенок:

Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.

корни, ветки, листья

гибкие, тонкие

Ответы детей

Овальные, резные

Зеленые

Желтого, золотистого

С золотыми монетками

Нет, их стало меньше.

Они облетели

Наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется.

Ответы детей

 Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще ест ь листья.

Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Ель

Рассказ детей о ели.

2.Дидактическая игра: “Что лежит в корзине?”

Цель: – Закрепить знания плодов различных деревьев, умение разгадывать загадки; развивать внимательность, логическое мышление

Лесовичок: Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые. Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку. То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок.

Лесовичок отдает корзину мне.

Я заглядываю в корзину.

-Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да)

-А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, отгадав загадки.

Я беру плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладу на поднос.

1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)

– Из этого плода вырастает дуб?

– Какие плоды растут на дубе?

2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)

– Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.

3. Осенью на ветке Подрастают детки. Без рук, без ножек Каждый, как колючий ежик. (Каштан)

4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина)

Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.

Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.

- Вот спасибо лесовичку! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками нашу группу.

.

3. Подвижная игра - 3 раза.  «Волк и зайцы»

Цель: совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;

– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;

– развивать быстроту бега и координацию движений;

– воспитывать привычку играть сообща;

Цель: поиграть в игру.

-

. Лесовичок: да, вы ребята, молодцы!

Появляется волк (ребенок)

Волк: Лесовичок, что ты тут делаешь?

Лесовичок: Я пришел к ребятам в гости. А ты, волк, что тут делаешь?

Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть город да и заблудился. Хорошо, что я тебя тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но сначала можно мне поиграть с ребятами? Я так давно не играл ни с кем в игры.

Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да!)

Подвижная игра “Волк и зайцы”

Играющие изображают зайцев, кто-то из детей – волк. На одной стороне площадки зайцы стоят в «домике». Волк прячется на противоположной стороне зала – в «овраге».

Я произношу слова

Зайки, скачут скок, скок, скок

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают, не идёт ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, прыгают по залу, присаживаются - слушают. Как только инструктор произносит слово «волк», волк выскакивает из «оврага» и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свой домик, где волк их не может ловить. Пойманных зверюшек волк, уводит к себе. Игра проводится 3 раза.

Волк: Ах, как же я хорошо с вами поиграл! Спасибо вам, ребята!

Лесовичок: Но нам пора возвращаться в свой лес. Лесные жители нас ждут.

Волк: И я уже соскучился по своему дому.

4. Игра малой подвижности:

«Пропавшие ручки».

Цель: упражнять в умении сочетать движения с текстом

Цель: поиграть в игру, соблюдая правила.

Мы устали с вами. Ножки у нас устали, ручки у нас устали. Предлагаю вам игру для уставших ручек. Я буду показывать движения и произносить текст, а вы повторять движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять,

 Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Дети повторяют движения в соотвествие с текстом.

5.Трудовая деятельность.

Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Побуждать соблюдать чистоту и порядок на участке.

Цель: навести порядок на участке.

Ребята, вы обратили внимание, сколько шишек упало с наших елей на землю? Я предлагаю собрать шишки для поделок. А также убрать эти опавшие листья. Анатолий Семенович будет рад, если мы ему поможем. Вы согласны потрудиться? (да)

-Я знаю, вы ребята у меня трудолюбивые и добрые. Хорошо, но сначала вспомним вот что. Мы с вами уже много раз собирали опавшие листья. Напомните, пожалуйста, как это нужно делать?

Дети: Нужно грести листья и собирать в кучи. А потом сложить эти листья в корзину или мешки для мусора.

Воспитатель: А какой инструмент при сгребании листьев вы будете использовать? (грабли)

- Обратите внимания, как надо собирать шишки. Нужно собирать все шишки подряд: и хорошие, сухие, и испорченные, почерневшие. Собирать их будем в корзинки, а потом высыпать в большую корзину.

Лесовичок: Неужели вы сможете все это сделать? (да)

 Вы, лесовичок, сейчас убедитесь, какие умелые у нас ребята.

– Ребята, перед работой надо надеть перчатки.

-Сначала надо разделиться на две группы. Кто хочет убирать листья – подойдите к березе. А кто будет собирать шишки – к еле.

-Берите грабли и можете приступать к работе. Вы возьмите корзинки и начинайте собирать шишки.

6.Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений во время игр.

Цель: поиграть в игры.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игры, которые вам нравятся. Обратите внимание, что на участке есть мячи, скакалки, с помощью которых вы можете поупражняться

Дети играют по своему желанию.

7.Индивидуальная работа по развитию движений.      (Во время самостоятельных игр)

«Прыгни дальше».

Цель: побуждать прыгать в длину с разбега.

Цель: поиграть в игру.

А теперь со мной поиграют Платон и Артем Ф. Мы с вами будем прыгать в длину. Хотите попробывать? Вы за лето выросли и все у вас получится. Проведем с вами линию и вы с разбега должны перепрыгнуть ее

Ребята прыгают в длину с разбега.

3 часть. Заключительная часть

Итог прогулки

Цель: подвести итог прогулки, обобщить представления детей о березе и ели на нашем участке.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. 

-Что вы сегодня нового узнали на прогулке? Какие приметы запомнили о березе?

2. Рефлексия

Цель: выявить эмоциональное отношение к деятельности

Цель: ответить на вопросы, высказать своё отношение к деятельности. Осознание своего эмоционального состояния.

- Что вам больше всего понравилось на прогулке?

- В какую игру вы бы хотели еще поиграть?

- В следующий раз мы обязательно поиграем в понравившиеся вам игры.

Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу

Ответы детей.

Используемая литература

1.Дубровская Светлана Валерьевна «Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет». Издательство: Центрполиграф

2.И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова. Прогулки в детском саду средняя группа. Методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2015

3.Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет. Автор: Марина Борисова. Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

4.Наталия Нищева: Подвижные и дидактические игры на прогулке. ФГОС. Редактор: Ермолаев С. Д.

Издательство: Детство-Пресс

5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в средней группе.––М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6.Хрестоматия для детей в средней группе. Издательство Самовар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"

Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году  было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...

Мастер-класс "Поможем лесовичку"

Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем ...

конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"

Конспект занятия для средней  "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....

В гостях у Лесовичка

Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...