"Жизнь бабочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сунгатуллина Альбина Рашитовна

Технологическая карта

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): «Жизнь бабочки»

Возрастная группа: дети шестого года жизни

Форма НОД: занятие.

Форма организации: подгрупповая

Средства:

Наглядные: изображения бабочек, картинки с изображением насекомых, полянка.

Мультимедийные: Слайды

Литературные: энциклопедия «насекомые», загадка, стихотворения.

Музыкальные: легкая музыка, музыкальная композиция П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_babochki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): «Жизнь бабочки»

Возрастная группа: дети шестого года жизни

Форма НОД: занятие.

Форма организации: подгрупповая

Средства:

Наглядные: изображения бабочек, картинки с изображением насекомых, полянка.

Мультимедийные: Слайды

Литературные: энциклопедия «насекомые», загадка, стихотворения.

Музыкальные: легкая музыка, музыкальная композиция П.И. Чайковский «Вальс цветов».

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие. Формировать у детей интерес к окружающему миру природы. Закрепить представление детей о бабочке (особенности внешнего строения, места обитания, питание, размножение).

Развивающие. Активизировать память и внимание детей; развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать логическое мышление.

Воспитывающие. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, эмпатию. Воспитывать умение работать в коллективе.

Коррекционно-воспитательные:  продолжать воспитывать у детей заботливое отношение к окружающему миру; доставить детям радость и удовольствие от общения с живой природы; организовать веселое,  непринужденное общение детей и взрослых.

Активизация словарной работы с Савелием Л., Софией О., Гришей О., Тимуром А.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Начало совместной деятельности.

Дети садятся в круг на ковре. Доброе утро, ребята. Мне очень хочется с вами  поиграть и поприветствовать друг друга. Вы согласны? (Приветствие «Солнышко»).

Педагог начинает приветствие, настраивающее детей на радостное, содержательное общение.

Включаются в совместную деятельность. Усаживаются на ковре.

Играют, здороваются друг с другом.

Создание положительного настроя.

Включение в совместную деятельность.

Ситуативный разговор

Настроение у всех хорошее. А ведь у природы сейчас тоже хорошее настроение. Как вы думаете, почему?  И своим прекрасным настроением она делится и со всеми нами. Скажите, пожалуйста, как весна стала радовать нас с вами? Конечно, вот уже появились первые бабочки, эти чудесные создания всегда радовали глаз человека, заставляли его удивляться и  восхищаться красотой природы.

Включает детей в образовательную деятельность. Даёт возможность всем детям высказаться.

Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга.

Развитие связной монологической и диалогической речи.

Активизация словаря. Проявление интереса к предстоящей деятельности.

Складывание конверта из треугольников

Посмотрите ребята, весна нам прислала письмо и там загадка. Мы любим с вами отгадывать загадки? Ой, ребята, посмотрите-ка, загадка  разрезана на несколько частей и, что бы нам ее прочитать, необходимо их сложить. А сложить нужно так, чтобы получился прямоугольник. Вы мне поможете? Кто хочет мне помочь? Вот молодцы, ребята, теперь я смогу, наконец, прочитать загадку, которую нам прислала Весна.

Наблюдает за детьми.

Складывают квадрат из треугольников

Желание самостоятельно собрать прямоугольник.

Загадка

Загадка:

Увидев на клумбе прекрасный цветок, Сорвать я его захотел,                                 Но стоило тронуть рукой стебелек.            И сразу цветок улетел.                                 Кто это, ребята? (Бабочка)

Посмотрите, кто это к нам прилетел?

Читает загадку, выслушивает ответы детей

Слушают, отгадывают загадку.

Активизация внимания, развитие памяти, мышления.

Работа над темой: проблемная ситуация

Ребята, я знаю одну историю про бабочку. Хотите послушать?                                        Жила-была бабочка. И летала она по полям, по лугам, порхала с цветка на цветок. Летала она, летала, и вдруг ей стало скучно. Как вы думаете, ребята, почему ей стало скучно?

Воспитатель: Да, у неё не было подруг, поэтому ей и было скучно. Вы все знаете, что в природе очень много разных бабочек. Ребята, скажите, а какие еще бывают бабочки? (по цвету, размеру…).                                                                             Когда я была маленькая, меня интересовал вопрос: как рождается бабочка? А кто из вас хочет рассказать о детстве бабочки? (беседа и жизненном цикле бабочки). А что, гусеницы смогут когда-нибудь летать?                                                           Ребята, скажите, а зачем в природе существуют бабочки? Чем они питаются? Правильно, оказывается, что бабочки опыляют растения. А это является главным условием для того, чтобы цветы росли, цвели и радовали глаз человека. Скажите, а кто еще является опылителями цветущих растений? Интересно, а что бы случилось, если бы в природе не было пчел и бабочек?                                        

 Итак, чем питаются бабочки? Но что делать, когда весна только на пороге и цветы еще не расцвели? Чем еще могут питаться бабочки?                                                          Было бы интересно узнать, почему в природе так много разных бабочек? Каких бабочек вы знаете, и почему они так называются? (показ презентации)                            Ребята, а еще я совсем недавно узнала, что в одном городе за границей есть  больницы, в которых пациенты лечатся от болезней в оранжереях с цветами и бабочками. Давайте превратимся в таких бабочек. Вы согласны? (на плечи детей набрасываются легкие косынки).                    

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.                                                         Раз – росой она умылась.                                        Два – изящно покружилась.                                Три – нагнулась и присела.                                На четыре – улетела.

Ну вот, опять все бабочки разлетелись, и нашей бабочке опять стало скучно. Ребята, вам хочется помочь нашей бабочке. А как?                                            Давайте мы с вами для нее сделаем подружек. Перед вами 3 центра, я предлагаю разделиться: в центре изо деятельности вы сможете создать свою бабочку: нарисовать, вырезать, слепить. В центре математики, вы сможете сделать необычных бабочек из геометрических фигур. Здесь вы научитесь помогать бабочкам в сложных ситуациях. В  центре познания вы увидите разных бабочек, сможете сами нарисовать  и построить цепочку  развития бабочки. Здесь вас ждет увлекательная игра. Вы сможете себя проверить, отвечая на вопросы викторины. Я предлагаю вам подумать и выбрать, в какой центр вы пойдете. А помогут вам бабочки и цветы разного цвета. Красный – центр математики…

Демонстрирует бабочку. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления; поощряет детей к высказыванию

 Создаёт проблемную ситуацию; вовлекает в совместную деятельность.

Организует детей на танец.

Педагог предлагает детям выбрать центр и презентует его.

Слушают внимательно; отвечают на вопросы.

Дети выстраивают полный ответ; выражают собственные суждения. Решают проблемную ситуацию.

Дети выполняют танцевальные движения, имитируют полет бабочки.

Дети выбирают центр активности, вид работы.

Расходятся по сообществам. Знакомятся с материалом. Приступают к работе.

Сформированы представления о бабочке; дети умеют вступать в диалог.

Изобразительная деятельность

В центре изо деятельности.

Предложить детям осуществить свой способ поделки бабочки. Или интересно осуществить нетрадиционный способ рисования.

Вовлекает детей в изобразительную деятельность.

Используют материалы, которые можно применить для изо деятельности; осваивают последовательность деятельности. Проявляют фантазию.

Проявляют творческую активность.

Умеют подбирать необходимый материал для работы;

Познавательно- исследовательская деятельность.

В центре математики.   Предложить детям совместно с воспитателем решить несколько задач, выложить бабочку из геометрических фигур и палочек Кюизинера.  

В центре познания.  Предложить детям познакомиться с разновидностями бабочек,  составить цепочку развития бабочки (дети сами рисуют каждую стадию).

Предложить д/игру «Найди врагов бабочки».

Провести викторину «Что мы знаем о бабочках?»

Вовлекает детей в познавательно – исследовательскую деятельность. Стимулирует любознательность. Предоставляет возможность для сотрудничества детей. Даёт время и возможность подумать, высказать свой ответ.

Решают задачи, высказывают ответы, выполняют задания в соответствии с установленными правилами, инструкциями.

Договариваются о совместной деятельности. Рассказывают, объясняют.

Следуют правилам; умеют делать логический вывод.

Умеют работать в коллективе.

Формируется интерес и бережное отношение к миру природы, эмпатия.

Итог деятельности

Центр изо

Центр математики.

Центр познания.

Ребята, предлагаю собраться вместе на итоговый сбор, где вы сможете поделиться своими впечатлениями.  Ребята, скажите, что вам удалось сделать, довольны ли вы своей работой? Все ли успели сделать? Чем бы вы хотели заняться в следующий раз?                                Вам понравилось работать вместе? Что вызвало затруднения  в выполнении заданий. Как вы помогали друг другу? Чем вы хотели бы заняться в следующий раз?                                                                          Чему вы сегодня научились? Что показалось особенно интересным? Выполнили все, что хотели, самостоятельно или с чьей либо помощью?                                                          О чем еще вы хотели бы узнать? Как вы думаете, где мы можем об этом узнать?

Поощряет детей за выполненную работу.

Предлагает детям на выбор: оставить бабочек на полянке, унести домой, подарить маме, подруге…

Выслушивает ответы детей, учитывает их мнения, пожелания.

Рассматривают  свои работы. Делятся впечатлением. Выбирают способ применения результата своего творчества.

Дети активно отвечают на вопросы, высказывают каждый свое мнение.

Умеют оценивать результат своей деятельности; оценивают работы товарища. Способны к положительному эмоциональному общению. Умеют выражать чувства; делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста «Из жизни насекомых» Действующие лица (дети) Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные девочки, Жуки-все остальные мальчики Под весёлую музыку (И. Штраус

Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста«Из жизни насекомых»Действующие лица (дети)Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные дево...

Познавательно-творческий проект "Бабочки, летают бабочки"

Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г. Салавата организовать и провести познавате...

Методическая разработка для детей подготовительной группе (6-7 лет) на тему: "Один день из жизни бабочки"

Цель: формирование представлений о цикле жизни бабочки.Задачи: Закрепить   систематизировать имещиеся знания по теме "Насекомые"Обобщить представления детей о бабочках, их строении...

Жизнь бабочки

Данная презентация позволяет познакомить дошкольников с миром бабочек. Информация преподнесена в доступной форме, красочно и наглядно....

Познавательно-творческий проект «Жизнь Бабочки»

На одной из прогулок дети увидели бабочек, порхающих над цветами. Ребята стали задавать множество вопросов про этих насекомых. Таким образом интерес ребят к этим красивым насекомым и подтолкнул на соз...