Конспект занятия по экологии Тема: «Почему земля кормит?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плешканева Диана Васильевна

Конспект занятия по экологии

Тема: «Почему земля кормит?»

Возрастная группа дошкольников Старшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_zemlyakormit.docx370.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия по экологии

Тема занятия: «Почему земля кормит?»                           

Возрастная группа дошкольников: Подготовительная

I. Содержательно-целевой компонент:

Цель: Ознакомление  детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная: Закрепить умения сравнивать сухую и влажную почву, путем экспериментирования;

Развивающая: Развивать умение анализировать, делать выводы;

-развивать познавательный интерес к экспериментам;

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

II. Организационно-деятельностный компонент

Время проведения: 30-35 минут

Место проведения: групповая комната

Форма организации занятия: фронтальная

Дидактический материал (оборудование): почва в пакетике, изображение почвы в разрезе, вода в сосуде ,                                     Ложки , почва, стаканчики, семена, вода, ребусы

Активизация словаря: плодородный, почва, песчаная, глинистая, кладовая

III. Результативно-оценочный компонент

Поведение итогов занятия: Анализ занятия

Этапы реализации занятия

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

Дидактический материал

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Начало игры

 Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.                            Свежей зеленью одеты                                          Парки, улицы, поля...                                                       В море солнечного света                                  Погружается...


-земля

 



II. Организационно-деятельностный компонент

II. Проведение игры

О чём же мы будем сегодня говорить?

Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

Как автор называет землю в рассказе?

Как автор характеризует ее, какая она?

Так почему же землю называют кормилицей?

А кого ещё кормит наша земля?

Чем радует нас земля?

Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения?

А что такое почва?

Почва - верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

Как называется такая почва?

Вот и мы с вами живём на глинистой почве

Давайте рассмотрим таблицу

“Почва в разрезе”.

 Сколько слоёв почвы вы видите на таблице?

 Какого цвета верхний слой земли?

Это плодородный слой земли.

А второй слой? Как вы думаете, что это?

А что на таблице изображено коричневым цветом?.

Молодцы

А голубым?

 Верно, это изображение подземных вод.

 А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке?

Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? Проверим ваши ответы экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели?

Так есть в почве воздух?

Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 2. Есть ли в почве вода?

 Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

 В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой?  Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

 Что произошло со стеклышком?

Сделайте вывод: есть вода в почве или нет?

Ребята, а сейчас давайте займемся посевом семян,

Возьмите стаканчики, сейчас я всем раздам ложки для того чтобы насыпать почву,

Сейчас сделаем так, чтобы в стаканчике было земли больше половины стаканчика, теперь возьмем семена и положим на почву в стаканчике, и сверху немноожко засыпим семена землей, а что нужно теперь сделать?

-молодцы, нужно полить

Давайте теперь уберемся здесь.

 

А теперь нас ждут ребусы

-О земле


-кладовая, земля-матушка

-добрая, щедрая, богатая

-Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

-Насекомых птиц, зверей

Зелёной травой, цветами, вкусными ягодами

-почва

- …

-Глинистая

-…

-Четыре

-Черного

-Желтого, это песок

-глина

-голубым цветом изображена вода

Повторяют за воспитателем.

-есть воздух

-Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.

-Есть, он внутри почвы

- есть

-она согревается

-На стекле появились капельки воды

-в почве есть вода

-нужно полить.




















































почва




сосуд и почва

видео

Ложки,почва,стаканчики, семена, вода

ребусы

III. Результативно-оценочный компонент

III. Подведение итогов  игры

Что  вы сегодня узнали о почве?

Какие свойства почвы знаете?

Почему её называют кормилицей?

Что понравилось?

- что она кормит нас

- что в ней есть воздух и вода

-потому что она выращивает пищу для человека и животных

-понравились эксперименты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии. Тема: "Море и его обитатели" подготовительная группа

Конспект из цикла занятий по ознакомлению с флорой и фауной Приморского края....

Конспект занятия по экологии. Тема: "Дальневосточные первоцветы" старшая группа.

Конспект из цикла занятий по ознакомлению детей с флорой и фауной Приморского края....

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе.

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе....

Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"

открытое занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологии "День рождения Земли"

Программное содержание: Расширять знания детей об экосистеме «Земля». Учить видеть противоречимость окружающего мира. Уточнить представления детей о разном назначении земли в жизни человека: оздоровит...

Конспект занятия по экологии «Почва — живая Земля» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия по экологии для подгоовительной группы...

Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».

Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля»....