Для чего птице перья?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?». Старший дошкольный возраст.
Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.
Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для: полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.
Новизна: комплексная исследовательская деятельность.
Задачи исследования:
- изучить материал в энциклопедической литературе;
- выяснить особенности оперения птиц;
- изучить строение и назначение перьев птиц;
- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;
- выяснить значение перьев в жизни птиц.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для исследований
2. Перья: маховые, пуховые
3. Камни
4. Весы, молнии
5. Емкость с водой, растительным маслом
6. Лупы, проволока, кисточки
7. Ножницы, клеенка
8. Гуашь, силуэты птиц в полете
9. Цветные перья
1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.
Воспитатель вносит коробку для исследований
- Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).
Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
Дети проходят за столы.
- Чем отличаются птицы от животных? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
- Чем отличаются птицы от людей? (Птицы умеют летать.)
Поставить на доску схему оперения птиц.
- Тело птиц покрыто перьями.
- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета)).
Показ крыльев разных птиц.
- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.
- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).
- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
- Перо легкое или тяжелое?
Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Взвесить на чашах весов перо и камень.
Вывод: перо легче, чем камень.
- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
- Как вы думаете, почему перо легкое? (Предположения детей: стержень пустой.)
- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)
- Стержень пустой, поэтому перо легкое.
- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Продемонстрировать на примере опыта с молнией.)
- Какие еще перья лежат у вас на столе?
- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?
- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, опустим его в емкость с водой. Вода скатывается каплями.)
- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
3 ЧАСТЬ.
- Где в быту нам может пригодиться перо?
- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
- Давайте попробуем рисовать перьями. Обведем силуэты птицы гуашью.
ИТОГ.
- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, чистят их, купаются в лужах или снегу; удаляют предметы, втирают жир и удаляют лишние перья.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе по развитию экологических представлений «Для чего птицам перья»
Тема: «Для чего птицам перья»Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:Дать понятие «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличи...
ПРОЕКТ-Для чего птицам клюв?
Презентация проекта ребенком (участие в НОУ)...
ПРОЕКТ-Для чего птицам клюв?
Презентация проекта...
Исследовательская работа Тема: «Для чего птице перья?»
Исследовательская работа Тема: «Для чего птице перья?»...
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»...
Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летатьРазвитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.Задачи:Образоват...