Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе по развитию экологических представлений «Для чего птицам перья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема: «Для чего птицам перья»

Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:

  1. Дать понятие  «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, любознательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ekol.pr_.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой образовательной деятельности  в старшей группе по развитию экологических представлений

 «Для чего птицам перья»

Дата: 22.03.2016

Место проведения: МДОУ «Могойтуйский детский сад «Буратино»

Группа: старшая

Тема: «Для чего птицам перья»

Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:

  1. Дать понятие  «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, любознательность.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Материал: перья гусиные и куриные, проектор, экран, ноутбук,  ножницы, кисточки, стаканчики с водой, пипетки, мелкие предметы, лупа, дощечки, интерактивная доска.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

I

- Здравствуйте, ребята!

Давайте сделаем гимнастику для глаз:

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.

Вводно – мотивационный этап:

- Ребята, посмотрите на стол, на экран.

- Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?

Целеполагание.

- Тема нашего занятия – для чего птицам перья.

Игра «Раздели на группы» (группа птиц – утка, ворона, сова, гусь, дятел, лебедь) – разделите на 2 группы

- А я ребята разделила на такие 2 группы.

- Как эту группу назовем (гусь, утка, лебедь)? – водоплавающие

- Другую группу (ворона, сова, дятел)? – неводоплавающие.

- Ребята, скажите, что общего у всех птиц?

На одном столе лежат перья, лупа, ножницы.

На другом столе лежат пипетки, вода в стаканчиках

Ответы детей

Работа с интерактивной доской.

Если дети затрудняются, разделить самой

Клюв, хвост, крылья, перья

II

III

Операционно-содержательный этап.

- Хотите узнать, почему одни птицы плавают, другие нет?

Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в  лабораторию) где мы будем исследовать перо птиц. На столах лежат перья - чем они отличаются? 

1.«Как устроены перья у птиц»

Предлагаю рассмотреть через лупу.

– У всех перьев есть стержень, от стержня отходят волоски и есть крючочки, которые сцепляют волоски между собой.

– Как волоски – бородки цепляются друг за друга. Покажите бородки.

2. «Легкое перышко»

– Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят, они легкие.)

-  Давайте, сделаем свой ветерок. Поставим разные предметы и перья, подуем все вместе на эти предметы.

- Что произошло с перьями?

- А почему перья взлетают?

Вывод: Перья, покрывающие тело птицы очень легкие – чтобы птица смогла летать.

3. «Полет перьев»

-Теперь, посмотрим, как летают перья. Возьмите перышко в руки, встанем в круг и будем спускать перья для полета.

- Как они летают?

– Возьмите ножницы, разрежьте перо. 

– Что вы видите внутри? (Там пусто.)

– Правильно, поэтому перья очень легкие.

Вывод: Если перья у птиц были бы тяжелые, они не смогли летать.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

  1. «Тонет, не тонет»

Возьмите в руки куриное перо. Давайте его рассмотрим. Какое оно тяжёлое или лёгкое? Какое оно твердое или мягкое? А теперь опустите его в емкость с водой. Какое стало перо, что произошло (оно намочилось). Положите перо на поднос. Скажите, какая птица подарила вам перо? (курица) А курица это какая птица, где она живет? (домашняя, в курятнике) А вот у меня другое перо. Это перо как вы думаете чьё? (гусиное). Это водоплавающая птица живет около водоёмов. Смотрите, я опускаю перо в ёмкость с водой, вытаскиваю, а с него вода скатывается, и перо осталось сухим. Знаете почему? Это потому, что у водоплавающих птиц есть специальная железа, жиром которым гуси при помощи клюва перья и остаются сухими. Давайте, убедимся так это или нет. Возьмите перо (вырезанное из бумаги), намажьте его жиром (кисточкой), а теперь, возьмите пипетку, наберите воду и капните на перо. Что происходит? (вода скатывается, перо не намокло)

Вывод: Значит, верно, жир не дает перьям намокать в воде.

  1.  «Чудесный мешочек»

Воспитатель держит мешочек с животными и птицами. Предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь птицу, не вытаскивая его.

Рефлексия.

- Теперь у вас у всех в руках птицы. Сейчас встаньте в одну сторону у кого водоплавающие птицы, в другую сторону у кого неводоплавающие птицы.

Итог:

- Что мы сегодня узнали? Для чего птицам перья?

Ответы детей

По цвету, размеру, форме

Работа с лупой.

Слайд со структурой крыльев птицы

Дети пробуют сдуть со стола разные предметы, в том числе перо

Ответы детей перья разлетаются, а остальные предметы нет

Перья летают легко и плавно

Работа детей

Там пусто

Зайчик, бабочка, щука, кит, кузнечик, сова, карась, пчела, белка, ласточка, акула.

Деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе .

Конспект открытой образовательной деятельностипо социально – коммуникативному развитиюв старшей группе с интеграцией  с образовательными областями «Речевое развитие» и «Художественно – эсте...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...