Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сенченкова Людмила Ивановна

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа «Весна идёт»

Обучающие задачи:

  • Закрепить и расширить словарь детей по теме: «Весна».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
  • Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.
  • Формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образной мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей- пожалеть, утешить.
  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка-пингвин, мяч.

Предварительная работа:

  • Экскурсии и наблюдение в природе.
  • Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение её на карте и на глобусе.
  • Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне.
  • Рисование по теме: «Весна».
  • Разучивание стихотворения с детьми.
  • Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах.
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй весну», «В гости к весне»

Ход занятия:

Педагог. Ребята, отгадайте загадку

Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Ответы детей.

Педагог. Да, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной так хочется говорить только ласковые, тёплые слова. Я скажу-солнце, а вы ласково-солнышко, ветка .., ручей …, дерево … (дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина.

Педагог. Ребята, к нам в гости пришёл совсем необыкновенный гость. Вы узнали его? Кто это?

Да, это пингвин и привезли его к нам с родины на большом теплоходе. Вы знаете где живут пингвины?

Ответы детей.

Педагог. Пингвины живут далеко, в Антарктиде, где круглый год зима и много снега.

Пингвин (говорит педагог). Здравствуйте, ребята. Я живу в Антарктиде. Слышал, что вы рассказывали про весну. Я никогда не видел весну. Что это такое? И как она выглядит? Расскажите мне про неё, а то я ничего не понимаю.

Педагог. Конечно, ребята тебе помогут. Садись на стульчик и слушай внимательно. А вы ребята, подумайте и скажите пингвинёнку какая бывает весна?

Ответы детей. (весна солнечная, яркая, красивая, зелёная, цветущая, звонкая, дождливая и т.д.)

Педагог. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Ответы детей. (Весной светит солнце. Весной идёт дождь. Весной прилетают птицы. Весной распускаются листья. Весной появляются первые цветы).

Пингвинёнок. Ой, ребята, вы так много придумали красивых предложений я постараюсь из запомнить.

Педагог. Давайте ребята поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам в руки мяч и называть слово, а вы ловите его и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например, день-весенний день; погода-весенняя погода; солнце-весеннее солнце; месяц-…, лучи-…, дерево-…, листва-…, цветы-…, (название словосочетаний).

Пингвинёнок. Да, мне придётся поучиться у вас ребята, а потом и своим друзьям рассказать о весне, ведь они тоже ничего не знают о таком чудном явлении природы.

Педагог. Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла?». Потому что, весной пригревает солнышко, снег от его тепла тает, превращаясь в ручейки.

Педагог. А какие вы знаете поговорки, пословицы, народные приметы о весне, о птицах?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, молодцы, вспомнили и поговорки и народные приметы. А сейчас предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал своим друзьям в далёкой Антарктиде. И помогут нам в этом наши добрые и надёжные помощники-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Пингин. Спасибо, мои друзья. Я запомнил ваши рассказы о весне и теперь могу рассказать своим друзьям. Извините, но мне нужно торопиться на теплоход, если я опоздаю, то придётся долго ждать следующего. Мне так не терпится поделиться новыми впечатлениями. Я побежал, до свидания!

Педагог. А сейчас сядьте спокойно, руки положите на колени, закройте глазки… и слушайте меня внимательно. Положите ладошку на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох. Весной природа просыпается от зимнего снега, мы откроем глазки, опустим руки, встряхнём ими. Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы медленно поднимаем руки вверх, встаём и потянемся (дети потягиваются). Опустите ручки, сядьте и отдыхайте. Все, молодцы!

Чем же мы занимались на занятии? Говорили о приметах весны, составляли предложения и рассказы о весне, играли с мячом, играли в игру «Назови ласково», учились правильно дышать.

Что нового и интересного вы узнали?

Ответы детей.

Педагог. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Ответы детей. (капель)

Педагог. Чей рассказ вам понравился и почему?

Ответы детей.

Педагог. Вы все сегодня, умнички, занимались очень хорошо. Подойдите к столу и выберите любую наклейку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Конспект  организации совместной деятельности  по обучению грамоте«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми старшей группы по теме «Необыкновенная бабочка». Аппликация с элементами рисования.

Цель:Закреплять знания детей о насекомых.Вызвать интерес к созданию интересного образа.Развивать чувства цвета, формы, образное представление, мелкую моторику.Воспитывать эстетические эмоции, художест...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию исследовательских умений во время прогулки. Тема: "В поисках клада".

В занятии ставятся задачи развития умений сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за зимними явлениями, совершенствование навыков поисковой деятельности детей, воспитание гуманного ч...