Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах.
Познавательное развитие.
Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Формировать умения называть перелетных птиц.
- Формировать у детей представление о том, как перелетные птицы подают голоса.
- Продолжать развивать умение классифицировать птиц.
Речевое развитие.
- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- Упражнять детей в образовании множественного числа имен существительных;
-Упражнять в произношении звуков песенок птиц;
- Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать умение общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
- Воспитывать умение прийти на помощь своему товарищу, дружеские взаимоотношения.
Физическое развитие.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа.
- Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах;
пальчиковые игры, дидактические игры: « Четвертый лишний», « Один - много», « Кто как кричит».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия в старшей группе по развитию речи
«Перелетные птицы»
Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах.
Познавательное развитие.
Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Формировать умения называть перелетных птиц.
- Формировать у детей представление о том, как перелетные птицы подают голоса.
- Продолжать развивать умение классифицировать птиц.
Речевое развитие.
- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- Упражнять детей в образовании множественного числа имен существительных;
-Упражнять в произношении звуков песенок птиц;
- Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать умение общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
- Воспитывать умение прийти на помощь своему товарищу, дружеские взаимоотношения.
Физическое развитие.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа.
- Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах;
пальчиковые игры, дидактические игры: « Четвертый лишний», « Один - много», « Кто как кричит».
Подвижные игры: «Птицы, гнезда», «Птенцы», «Птицелов».
Оборудование.
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись с пением птиц, один большой мяч, разрезные картинки с изображением перелетных птиц, слайды с изображением перелетных птиц, видеофрагменты, компьютер.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вос-ль: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся».
- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Возьмитесь все за руки. Как приятно, тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия.
Основная часть.
Вос-ль: Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?
(Предположения детей.)
Вос-ль: - А может она хотела сообщить, что пришла весна и птицы возвращаются.
К нам из теплых краев? Давайте и мы свами сегодня поговорим о птицах. Птицы всегда удивляли людей своей красотой, изяществом, пением.
Вос-ль: - Скажите ребята, а чем похожи птицы?
Дети: - Умеют летать, есть крылья, перья, клюв, птицы вьют гнезда, несут яйца, клюют и т. д.
Вос-ль: - А чем отличаются?
Дети: -Окраской, оперением, пением, особенностями питания, местом обитания.
Вос-ль: - А как вы думаете, зачем птицам крылья?
Дети: - Перья помогают птицам сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
Вос-ль: - Ребята, сорока еще сообщила, что к нам возвращаются птицы.
А когда возвращаются птицы к нам из теплых краев?
Дети: - Весной.
Вос-ль: - Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной снова возвращаются к нам?
Дети: - Перелетные птицы. (Повторы детей.)
Вос-ль: - Вы уже многое знаете о них, попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах. «Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти». (Журавли.)
«Черный. Проворный,
Кричит: «Крак,
Червякам враг». (Грач.)
«Спрятавшись среди ветвей,
Поет славно…» (Соловей.)
«Что за птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает». (Кукушка.)
«Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает». (Лебедь.)
«Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко». (Ласточка.)
«На шесте - веселый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец». (Скворец.)
«Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит.
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет». (Жаворонок.)
«Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек». (Цапля.)
Вос-ль: - Молодцы, все загадки отгадали.
Дидактическая игра «Один-много». (с мячом.)
Вос-ль: - Я буду бросать вам мяч и называть одну птицу,
А вы мне будете возвращать мяч с ответом и называть много птиц.
Например, Аист - аисты.
Соловей - соловьи;
Жаворонок - жаворонки;
Утка - утки;
Скворец - скворцы;
Гусь - гуси;
Ласточка - ласточки;
Журавль - журавли;
Цапля - цапли;
Грач - грачи;
Кукушка - кукушки;
Зяблик - зяблики;
Лебедь - лебеди;
Стриж - стрижи.
Дидактическая игра «Четвертый - лишний».
Вос-ль: - Я предлагаю вам посмотреть на экран и найти лишнюю птицу
и объяснить, почему она лишняя.
Дидактическая игра «Собери пазл.»
Вос-ль: - У вас на подносах лежат разрезные картинки, на которых изображены перелетные птицы. Вам нужно их собрать.
- Расскажите, какую перелетную птицу вы собрали?
Пальчиковая гимнастика.
Пой-ка, попевай-ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка-совушка, сонная головушка,
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-коростель,
Эта птичка-скворушка, серенькое перышко,
Это-зяблик,
Это-стриж,
Это развеселый – стриж,
Ну, а это - злой орлан,
Птички, птички по домам.
Включаю аудиозапись «Голоса птиц».
Вос-ль: - Ребята, голоса каких перелетных птиц вы услышали в весеннем лесу?
Дети: - Кукушки, соловья, скворца, жаворонка и др.
Вос-ль: - Да, ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному.
Давайте мы поиграем в игру «Кто как кричит?»
Вос-ль: - Я буду называть птицу, а вы отвечать, как она кричит.
Кукушка-кукует,
Соловей-свистит,
Ласточка-щебечет,
Журавль-курлычет,
Гусь-гогочет,
Аист-трещит,
Лебедь-трубит,
Утка-крякает,
Грач-грает,
Жаворонок-звенит.
Вос-ль: - А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже разговаривать по-человечьи.
Физкультминутка.
Птички прыгают. Летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют
Зернышки клюют,
Дальше полетели и на место сели.
Видеофрагмент «Перелетные птицы».
Вос-ль: - Ребята, а какую пользу приносят птицы?
Дети: - Птицы уничтожают вредных насекомых и грызунов, разносят семена растений и радуют людей своим пением.
Вос-ль: - Как нужно относиться к птицам?
Дети: -Птиц надо беречь, помогать им в холодное время года, не ломать гнезда, строить скворечники, не обижать, не брать яйца из гнезд, делать и вешать кормушки, подкармливать птиц.
Вос-ль: - Ребята. А какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?
Дети: - «Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть».
«Журавль высоко летает, а от реки не отлетает».
«Гусь свинье не товарищ».
«У всякой пташки свои замашки».
«Жаворонок- к теплу, а зяблик - к стуже».
«Соловей берет пением, а человек - умением».
«Лебедь по поднебесью, мотылек над землей - всякому свой путь».
«Ночная кукушка, дневную перекукует».
«Без первой ласточки весна не приходит».
«Увидел скворца - весна у крыльца».
Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось сегодня занятие?
- О ком мы сегодня говорили?
- Что именно понравилось на занятии?
- Вы такие молодцы сегодня! Активно отвечали на вопросы, дружно играли.
- Много назвали пословиц и поговорок о птицах.
- Давайте скажем нашим гостям спасибо за то, что они пришли к нам в гости и до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак».
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»
Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Путешествие в зимний лес»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Зимушка зима»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»
Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи "Путешествие в страну Грамотной речи"
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-рече...
