Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лычагина Светлана Олеговна

Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах.

Познавательное развитие.

Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

- Формировать умения называть перелетных птиц.

- Формировать у детей представление о том, как  перелетные птицы подают голоса.

- Продолжать развивать умение классифицировать птиц.

Речевое развитие.

- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- Упражнять детей в образовании множественного числа имен существительных;

-Упражнять в произношении звуков песенок птиц;

- Активизировать  употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Социально-коммуникативное развитие.

- Развивать умение общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать.

- Воспитывать  доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

- Воспитывать умение прийти на помощь своему товарищу, дружеские взаимоотношения.

  Физическое развитие.

- Закреплять умение согласовывать  движения со словами.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа.

- Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах;

пальчиковые игры, дидактические  игры: « Четвертый лишний», « Один - много»,  « Кто как кричит».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_st_gr_po_pereletnye_ptitsy.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия в старшей группе по развитию речи

«Перелетные птицы»

Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах.        

Познавательное развитие.

Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

- Формировать умения называть перелетных птиц.

- Формировать у детей представление о том, как  перелетные птицы подают голоса.

- Продолжать развивать умение классифицировать птиц.

Речевое развитие.

- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- Упражнять детей в образовании множественного числа имен существительных;

-Упражнять в произношении звуков песенок птиц;

- Активизировать  употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Социально-коммуникативное развитие.

- Развивать умение общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать.

- Воспитывать  доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

- Воспитывать умение прийти на помощь своему товарищу, дружеские взаимоотношения.

  Физическое развитие.

- Закреплять умение согласовывать  движения со словами.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа.

- Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах;

пальчиковые игры, дидактические  игры: « Четвертый лишний», « Один - много»,  « Кто как кричит».

Подвижные игры: «Птицы, гнезда», «Птенцы», «Птицелов».

Оборудование.

Иллюстрации  перелетных птиц, аудиозапись  с пением птиц,  один большой мяч, разрезные картинки  с изображением перелетных птиц, слайды с изображением перелетных птиц, видеофрагменты, компьютер.

                                Ход занятия.

Организационный момент.

Вос-ль: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.  Поприветствуем наших гостей!

                        «Рады видеть всех сейчас,

                        Ведь давно мы ждали вас.

                        Дружно за руки возьмемся

                        И гостям мы улыбнемся».

- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Возьмитесь все за руки. Как приятно, тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия.

                        Основная часть.

Вос-ль: Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела  сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?

(Предположения детей.)

Вос-ль: - А может она хотела сообщить, что пришла весна и птицы возвращаются.

К нам из теплых краев? Давайте и мы свами сегодня поговорим о птицах. Птицы всегда удивляли людей своей красотой, изяществом, пением.

Вос-ль: - Скажите ребята, а чем похожи птицы?

Дети: - Умеют летать, есть крылья, перья, клюв, птицы вьют гнезда, несут яйца, клюют и т. д.

Вос-ль:  - А чем отличаются?

Дети: -Окраской, оперением, пением, особенностями питания, местом обитания.

Вос-ль: - А как вы думаете, зачем птицам крылья?

Дети: - Перья помогают птицам  сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

Вос-ль: - Ребята, сорока еще сообщила, что к нам  возвращаются птицы.

А когда возвращаются птицы к нам из теплых краев?

Дети:  - Весной.

Вос-ль:  - Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной снова возвращаются к нам?

Дети:  - Перелетные птицы. (Повторы детей.)

Вос-ль: - Вы уже многое знаете о них, попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.                «Встали братья на ходули,

                        Ищут корма по пути.

                         На бегу ли, на ходу ли        

                        Им с ходулей не сойти». (Журавли.)

                        «Черный. Проворный,

                        Кричит: «Крак,

                        Червякам враг». (Грач.)

                        «Спрятавшись среди ветвей,

                        Поет славно…»         (Соловей.)

                        «Что за птица? Никогда

                        Не строит для себя гнезда,

                        Соседкам яйца оставляет

                        И о птенцах не вспоминает».         (Кукушка.)

                        «Длинношеяя та птица

                        Грациозна, как царица,

                        Гладью водной проплывает,

                        Чудно шею извивает». (Лебедь.)

                        «Я проворна, легкокрыла,

                        Хвост раздвоен, словно вилы.

                        Если я летаю низко,

                        Значит дождик где-то близко». (Ласточка.)

                        «На шесте - веселый дом,

                        С круглым маленьким окном.

                        Чтоб уснули дети,

                        Дом качает ветер.

                        На крыльце поет отец,

                        Он и летчик, и певец». (Скворец.)

                        

                        «Хочет - прямо полетит,

                        Хочет - в воздухе висит.

                        Камнем падает с высот.

                        И в полях поет, поет». (Жаворонок.)

                        «Бродит по болотам грязным,

                        Ловит в них лягушек,

                        Бестолковых попрыгушек». (Цапля.)

Вос-ль: - Молодцы, все загадки отгадали.

        Дидактическая игра «Один-много».  (с мячом.)

Вос-ль:  - Я буду бросать вам мяч и называть одну птицу,

А вы мне будете возвращать мяч с ответом и называть много птиц.

Например, Аист - аисты.

        Соловей - соловьи;

        Жаворонок - жаворонки;

        Утка - утки;

        Скворец - скворцы;

        Гусь - гуси;

        Ласточка - ласточки;

        Журавль - журавли;

        Цапля - цапли;

        Грач - грачи;

        Кукушка - кукушки;

        Зяблик - зяблики;

        Лебедь - лебеди;

        Стриж - стрижи.

Дидактическая игра «Четвертый - лишний».

Вос-ль: - Я предлагаю вам посмотреть на экран и найти лишнюю птицу

и объяснить, почему она лишняя.

Дидактическая игра «Собери пазл.»

Вос-ль: - У вас на подносах лежат разрезные картинки, на которых изображены перелетные птицы. Вам нужно их собрать.

- Расскажите, какую перелетную птицу вы собрали?

                Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, попевай-ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-совушка, сонная головушка,

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-коростель,

Эта птичка-скворушка, серенькое перышко,

Это-зяблик,

Это-стриж,

Это развеселый – стриж,

Ну, а это - злой орлан,

Птички, птички по домам.

Включаю аудиозапись  «Голоса птиц».

Вос-ль: - Ребята, голоса каких  перелетных птиц вы услышали в весеннем лесу?

Дети: - Кукушки, соловья, скворца, жаворонка и др.

Вос-ль: - Да, ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному.

Давайте мы поиграем в игру «Кто как кричит?»

Вос-ль: - Я буду называть птицу, а вы отвечать, как она кричит.

                Кукушка-кукует,

                Соловей-свистит,

                Ласточка-щебечет,

                Журавль-курлычет,

                Гусь-гогочет,

                Аист-трещит,

                Лебедь-трубит,

                Утка-крякает,

                Грач-грает,

                Жаворонок-звенит.

Вос-ль: - А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже разговаривать по-человечьи.

                        Физкультминутка.

                Птички прыгают. Летают.

                Крошки птички собирают.

                Перышки почистили,

                Клювики почистили.

                Птички летают, поют

                Зернышки клюют,

                Дальше полетели и на  место сели.

Видеофрагмент  «Перелетные птицы».

Вос-ль: - Ребята, а какую пользу приносят птицы?

Дети: - Птицы уничтожают вредных насекомых и грызунов, разносят семена растений и радуют людей своим пением.

Вос-ль: - Как нужно относиться к птицам?

Дети: -Птиц надо беречь, помогать им в холодное время года, не ломать гнезда, строить скворечники, не обижать, не брать яйца из гнезд, делать и вешать кормушки, подкармливать птиц.

Вос-ль: - Ребята. А какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?

Дети:  - «Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть».

        «Журавль высоко летает, а от реки не отлетает».

        «Гусь свинье не товарищ».

        «У всякой пташки свои замашки».

        «Жаворонок- к теплу, а зяблик - к стуже».

        «Соловей берет пением, а человек - умением».

        «Лебедь по поднебесью, мотылек над землей - всякому свой путь».

        «Ночная кукушка, дневную перекукует».

        «Без первой ласточки весна не приходит».

        «Увидел скворца - весна у крыльца».

  Итог занятия.

- Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

- О ком мы сегодня говорили?

- Что именно понравилось на занятии?

- Вы такие молодцы сегодня! Активно отвечали на вопросы, дружно играли.

- Много назвали пословиц и поговорок о птицах.

- Давайте скажем нашим гостям спасибо за то, что они пришли к нам в гости и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак».

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»

Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Путешествие в зимний лес»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Зимушка зима»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»

Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи "Путешествие в страну Грамотной речи"

Конспект  открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-рече...