Экологический проект "ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ"
проект по окружающему миру

Халилова Лемара Инверовна

Проект «Природа моего родного края» - долгосрочный (рассчитан на 1 год). В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog_proekt_priroda_na_ns_portal.doc905.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. План работы с детьми

3. План работы с родителями

4. Деятельность педагогов по реализации проекта

5. Ожидаемые результаты работы

6. Наработки по проекту


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы. Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Данный проект призван восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Проект «Природа моего родного края» - долгосрочный (рассчитан на 1 год). В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители

Цель проекта – формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

Задачи проекта:

  • прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
  • воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
  • познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
  • учить видеть красоту природы;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
  • развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

Cрок осуществления проекта: учебный год (для каждой возрастной группы).

Методы и приёмы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения.
  • элементарный анализ.
  • метод моделирования и конструирования.
  • метод проектной деятельности.
  • метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Формы работы:

  • занятия;
  • продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
  • чтение художественной литературы;
  • театрализованная деятельность и праздники;
  • наблюдения в уголке природы и на прогулке;
  • организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
  • игры;
  • разные формы бесед;
  • работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
  • создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;
  • подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
  • взаимодействие с семьей;
  • рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
  • тематические выставки.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание  условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.  
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что  образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.  
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.  
  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.  
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Тематическое планирование           I младшая группа

Занятия

В повседневной жизни

                      Сентябрь

  1. «Что растёт в огороде?»
  2. «На птичьем дворе»

                 Октябрь

  1. «Узнай и назови овощи и фрукты»
  2. «Комнатные растения»
  3. Аппликация «Листопад», «Солнышко»
  4. Лепка «Яблоки для ежа»

                  Ноябрь

  1. «Кто живёт в аквариуме?»
  2. «В магазин за фруктами и овощами»

 

                  Декабрь

  1. «Отгадай, кто пришёл» (дикие животные)
  2. «Снежинка в гостях у ребят» (погодно-сезонные явления, комплексное занятие)
  3. Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

                  Январь

  1. «Зимушка – зима» (опыты с водой)
  2. Домик для черепашки» (свойства природного материала: песок, вода)

                 Февраль

  1. «Кто позвал из леса?» (Звукоподражание)
  2. «Где живут рыбки?» Инсценировка Биссета «Га – га – га»

                   Март

  1. Комнатные цветы: название, строение.
  2. «Ветка берёзы с листочками» Условия жизни для растения.
  3. «Домашние кошки» Виды, условия жизни.

             

Апрель

  1. «Лошадь с жеребёнком» (виды, предназначение)
  2. «Животные и их детёныши» (узнавание и называние животных и их детёнышей)

Май

  1. «Рассматривание одуванчиков»
  2. Петушок и его семья»                

  1. Наблюдения и опыты с живой и неживой природой.
  2. Фольклор о кошке
  3. Эк\игра «Найди листок, какой покажу»

  1. Драматизация р.н.п. «Два весёлых гуся»
  2. Труд в природе: сбор природного материала: листья, семена, шишки.
  3. П\и «Воробушки и кот» и др.

  1. Поручения: большой, маленький листок.
  2. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.
  3. Д\и «Что оденем осенью?»
  4. Эк. Лото «Животные и птицы»

  1. Сл\эк игра «Зайка беленький сидит»
  2. Проза о жизни животных зимой в лесу.
  3. Рассматривание картин.
  4. Уход за зимующими птицами на участке.
  5. Беседа «зимние игры»
  6. Зимние подвижные игры.

  1. Наблюдения в природе, опыты со снегом.
  2. Д\и «Кто во что одет?»
  3. П\и «Весёлые снежки» и др.
  4. Исследования: снег – вода – лёд.
  5. Труд в природе: уборка снега, игры – «Снеговик»

  1. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»
  2. Д\и «Сложи целое» (части тела)
  3. Фольклор о зиме, о птицах.

  1. Наблюдения в природе.
  2. Поэзия о весне (заучить).
  3. П\и «Воробушки и автомобиль»
  4. Целевая прогулка: «Поделки из снега»
  5. Уход за обитателями живого уголка.

  1. Наблюдение за домашними животными (дома, в группе)
  2. «Школа Монтессори» Игры с крупой.
  3. Театр на фланелеграфе: «Репка», «Теремок»

  1. Д\и «Поручения»
  2. Игра – инсценировка «Колобок»
  3. Рассматривание картинок о домашних птицах.
  4. Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.


Тематическое планирование           II младшая группа

Занятия

В повседневной жизни

Сентябрь

  1. «Лето»
  2. Дидактическая игра «Овощи»
  3. Рассматривание картины «Огород у заиньки»

Октябрь

  1. «Дикие животные»
  2. «Наблюдение за рыбкой»
  3. Рассматривание картины «Осень»

Ноябрь

  1. «Осень»
  2. Д\и «Листопад»
  3. рассказывание «Как звери в лесу готовятся к зиме»
  4. Мытьё комнатного растения.
  5. «Подарки осени»

 

                  Декабрь

  1. «Растение»
  2. «Дикие и домашние животные»
  3. «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»

                  Январь

  1. «Посадка лука»
  2. «Метель» - заучивание стихотворения
  3. «Кот, петух и лиса» р.н.ск.
  4. «Козлятки и волк» р.н.ск.

               

Февраль

  1. «Зима»
  2. Рассматривание снегиря.
  3. «Рукавичка» укр.н.ск.
  4. «Сравнение комнатных растений»

Март

  1. «Птицы»
  2. «Весна»
  3. «Зима прошла»
  4. Составление рассказа о комнатном растении.

Апрель

  1. «Путешествие в весенний лес»
  2. Сравнение дерева и кустарника.

Май

  1. Сравнение одуванчика и тюльпана.
  2. Сравнение комнатных растений: фиалка и бегония.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в еопилку «Подарки осени»
  3. Подвижные игры:

а) «Кот и мыши»

б) «Воробышки и автомобиль»

  1. Труд в природе.
  2. Экологическая игра: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Экскурсия в лес.
  4. Поручения и игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
  5. Чтение художественной литературы о животных и птицах.

  1. Изготовление поделок из природного материала (шишка)
  2. Наблюдение за обитателями уголка (хомячок)
  3. Уход за растениями в течении года.
  4. Экологические и подвижные игры.
  5. Опыты.

  1. Труд в природе: подкормка птиц.
  2. Наблюдения и опыты в природе.
  3. Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
  4. Заучивание стихов о зиме, загадки.
  5. Беседа «Как мы играем зимой»
  6. Рассматривание картин о животных.

  1. Загадки – движения.
  2. П\и «Лёгкие снежинки»
  3. Наблюдения и опыты со снегом, льдом.
  4. Беседа «Новогодние праздники дома»
  5. Театр на фланелеграфе «Три  медведя»

  1. Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»
  2. Драматизация.
  3. Фольклор о птицах.
  4. Беседа «Холодно ли птицам зимой»
  5. Труд в природе: уборка снега, подкормка птиц на прогулке.
  6. Уход за обитателями уголка.

  1. Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».
  2. Мини огород на окне.
  3. Целевая прогулка в школу (уголок природы)
  4. Экологическая игра «Через ручеёк»
  5. Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

  1. Наблюдения и опыты в природе.
  2. Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»
  3. Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»
  4. Труд в природе: уборка мусора на участке.

  1. Труд в природе: «Посадка цветочных семян, рассады»
  2. Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»
  3. Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»
  4. Беседы: «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)
  5. Целевые прогулки на реку, на луг.

Тематическое планирование           средняя группа

Занятия

В повседневной жизни

Сентябрь

  1. «Осень золото роняет» (экскурсия в осенний лес)
  2. В лес за грибами и за ягодами.
  3. Как животные к зиме готовятся.

Октябрь

  1. Откуда овощи в магазине?
  2. Фрукты на прилавках  магазинов.
  3. Откуда хлеб пришёл?

Ноябрь

  1. Как поливать растения (экология стр.70)
  2. Как зимуют дикие звери (экология стр.70)

Декабрь

  1. Домашние животные (кто с нами живёт)
  2. Наблюдение за воробьём и вороной (экология стр.72)

               

Январь

  1. «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний лес)
  2. Лесные обитатели – звери.

Февраль

  1. Обитатели скотного двора.
  2. О тех, кто умеет летать (птицы)
  3. Обитатели птичника.

Март

  1. Мы едем в зоопарк.
  2. Обитатели воды – рыбы.
  3. В окно повеяло весною…(весеннее пробуждение природы)

Апрель

  1. Экскурсия в лес (пробуждение в природе)
  2. Шестиногие малыши.
  3. Времена года.

Май

1. Весной в деревне.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические и подвижные игры: «Кто скорее соберёт», «К дереву беги»
  4. Д\упр.: «Раньше – позже»; хороводная игра: «Лети листок ко мне в кузовок»
  5. Чтение художественной литературы: Бианки «Паучок – пилот», Глушнев «Стихи о насекомых»
  6. Фольклор – загадки
  7. Беседы: «Что нам дарит осень» и др.

 

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Овощи и фрукты»
  4. Конкурс «Осенний букет»
  5. Экологические игры:

а) «Найди листок как на дереве»

б) «Третий лишний»

в) « Подскажи словечко»

  1. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.

  1. Наблюдения в природе, опыты с водой.
  2. Изготовление поделок из природного материала; подготовка камушек для аквариума.
  3. Экологические игры: «Раньше – позже», «Знаешь ли ты?»
  4. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом»
  5. Фольклор: пословицы, песенки, потешки.
  6. Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад» и др.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы), посев овса для подкормки птиц.
  3. Целевая прогулка «Зимний лес»
  4. Мастерская Деда Мороза «Снежинка»
  5. Беседа «Почему люди зимой не мёрзнут»
  6. Рассматривание картины: «Звери в зимнем лесу»

  1. Развлечение «Зимние забавы»
  2. Беседы: «Где найти медведя зимой?», «Живые ли деревья зимой?»
  3. Драматизация р.н.ск.
  4. Труд в природе: создание построек из снега.
  5. Окучивание деревьев снегом.
  6. Что такое КРАСНАЯ КНИГА?

  1. Целевая прогулка к реке.
  2. Труд в природе: уход за растениями, рыбками в группе.
  3. Экологические игры: «Найди, о чём расскажу», «Загадайте, мы отгадаем» и др.
  4. Рассматривание картин: «Животные нашего леса», «Зима в лесу»
  5. Театрализованная деятельность

  1. Рассматривание картин, иллюстраций о ранней весне.
  2. Опыты: свойства снега.
  3. Наблюдения в природе.
  4. Чтение художественной  литературы о животных «Забавные звери» Чарушин; «Красивые цветы» Баральедо.
  5. Труд в природе: посадка овощей в мини огороде.

  1. Беседы: «Кто весной возвращается домой»,  «Почему весной бывают наводнения»
  2. Посев семян, выращивание цветочной рассады.
  3. Труд в природе – уборка участка.
  4. Экологические игры.

  1. Целевые прогулки в лес.
  2. Уход за обитателями живого уголка.
  3. Театр на фланелеграфе: «Теремок», «Три поросёнка»
  4. Рассматривание картин: «Грачи прилетели» Саврасов; «Весенняя сказка» Токарев.
  5. Игры «Назови и отбери цветы, которые  знаешь», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»
  6. Труд в природе:

а) вскапывание клумб для цветов;

б) посадка семян, рассады.


Тематическое планирование           старшая группа

Занятия

В повседневной жизни

Сентябрь

  1. Беседа о лете. Т.М.Бондаренко
  2. «Уж небо осенью дышало» А.А.Вахрушев

Октябрь

  1. Помощники в путешествии: глобус и карта. А.А.Вахрушев
  2. Экскурсия в осенний лес. Т.М.Бондаренко
  3. Путешествие в Грибное царство. Т.М.Бондаренко

Ноябрь

  1. Путешествие на Северный полюс. А.А.Вахрушев.
  2. Беседа о труде людей. Т.М.Бондаренко.

             

Декабрь

  1. Путешествие в тундру. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о том, кто как зимует. Т.М.Бондаренко

         

Январь

  1. Путешествие в смешанный лес. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о зиме. Т.М.Бондаренко

                 Февраль

  1. Идёт волшебница зима! А.А.Вахрушев
  2. Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь» Т.М.Бондаренко

Март

  1. Весна в степи. А.А.Вахрушев
  2. Посадка семян овощей. Т.М.Бондаренко

Апрель

  1. Откуда хлеб пришёл. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о диких животных. Т.М.Бондаренко

Май

  1. Беседа об уходе за комнатными растениями. Т.М.Бондаренко
  2. Беседа о весне. Т.М.Бондаренко

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Не ошибись», «Что растёт в лесу»
  4. Выставка «Дары осени»
  5. Беседа «Что такое заповедник»
  6. Целевые прогулки: в парк, к водоёму
  7. Опыты, поисковая деятельность «Вода нужна всем», «Как увидеть воздух»
  8. Рассматривание картин И.Левитан «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»
  9. Труд в уголке природы и на участке
  10. Работа с календарём природы.

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Осенний букет»
  4. Фольклор о природе
  5. Д\и «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
  6. Наблюдения в природе.
  7. Экскурсия в Берендеи
  8. Опыты: свойства песка: «Песчаный конус», «Песочные часы»
  9. П\и «Летает – не летает», «Где спрятано растение» и т.д.
  10. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.
  11. Беседа: «Любите землю матушку» Т.М.Бондаренко
  1. Наблюдения в природе: погодо - сезонные явления
  2. Опыты с водой. Т.М.Бондаренко
  3. Изготовление поделок из природного материала.
  4. Экскурсия в национальный парк
  5. Д\и : «Детки на ветке», «Кто, где зимует»
  6. Рассматривание картины «Пёстрый дятел»
  7. Труд в уголке природы и на участке
  8. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
  9. Чтение художественной литературы о природе.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы).
  3. Экскурсия в зимний парк
  4. Беседа о зимующих и перелётных птицах. Т.М.Бондаренко
  5. Опыты с водой: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»,  «Лёд легче воды»
  6. Рассматривание картины К.Юона: «Русская зима»

  1. Просмотр фильмов о природе.
  2. Работа с моделями.
  3. Рассказ о лягушке. Т.М.Бондаренко
  4. Праздник «Мы – друзья природы» Т.М.Бондаренко
  5. Бабочки Красной книги
  6. Фольклор о природе.
  7. Наблюдения в природе, работа с календарём в уголке природы.

  1. Д\и «Какое время года?»
  2. Беседа «Воздух и его роль в жизни человека» Т.М.Бондаренко
  3. Опыты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?» Т.М.Бондаренко
  4. Целевая прогулка к реке.
  5. Знакомство с растениями красной книги (башмачок настоящий, радиола розовая, подмаренник Крылова, красивоцвет Саянский, жарки…..)
  6. Театрализованная деятельность.
  7. Труд в природе: уход за растениями, обитателями природного уголка.

  1. Утренник «Здравствуй, весна!» Т.М.Бондаренко
  2. Рассматривание картин, иллюстраций о весне
  3. Сравнительное наблюдение за рыбками. Т.М. Бондаренко
  4. Опыт «Очистка грязной воды»
  5. Знакомство с животными красной книги (снежный барс, сибирский горный козёл, скопа, сапсан, чёрный аист…..)
  6. Д\и «Рыбная ловля», «Назови три предмета»
  7. Д.Мамин – Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть, Т.М.Бондаренко
  8. Труд в уголке природы: посадка овощей в мини огороде.
  9. Целевая прогулка в лес

  1. Наблюдения за черепахой. Т.М.Бондаренко.
  2. Д\и «Кто, где живёт», «Отгадай, что за растение»
  3. Наблюдения за живой природой: деревья, птицы, насекомые, животные.
  4. Экскурсия в национальный парк.
  5. Рассматривание картин С.Герасимова: «Последний снег», «Лёд»
  6. Опыты: «Силы ветра и воды (пускание лодочек в ручейках: быстро, медленно)»
  7. Труд в природе – уборка участка от сухих веток, листьев
  8. Игры: «Магазин «Цветы»
  9. Посев семян, выращивание цветочной рассады.

  1. Наблюдения: неживая природа: световой день, солнце, небо, облака; весенние дожди, грозы.
  2. Экскурсия в лесничество.
  3. Д\и  «Времена года – Круглый год»
  4. Опыт:  «Здравствуй, ветер!»
  5. Опыт с кошкой. Органы чувств у животных. Т.М.Бондаренко
  6. Беседа об уходе за комнатными растениями. Т.М.Бондаренко.
  7. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Труд в природе: подготовка клумб для цветов, посадка рассады.

Картинки по запросу семья картинки рисунок


ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в вашей семье»

2. Определение основных форм работы с родителями, составление плана.

3. Совместная деятельность (праздники, развлечения).

4. Приглашение родителей на просмотр занятий.

5. Консультации.

6. Изготовление стендов, газет, выставок для родителей.

7. Оформление материалов и методических рекомендаций для родителей.

Деятельность родителей во время реализации проекта


1. Беседы с детьми о природе, значимости ее сохранения.

2. Целевые прогулки с детьми.

3. Участие в родительском клубе «Жить здорово!»


Картинки по запросу семья картинки рисунок


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ


План действий 1 младшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

    Июль-

    август

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

   

Март

 

   Апрель

      Май  

    Июнь –

   Август

Подготовительный – диагностический

этап.

Изучение уровня экологического развития детей. Подбор материалов для работы по всем видам деятельности, наглядных пособий. Составление тематического планирования на учебный год по теме «Путешествие в мир природы»

                Основной - практический

                                  этап.

«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Изготовление эколого – дидактических игр:

  1. «Овощи и фрукты».
  2. «Животные и птицы».

  1. «Ваш ребёнок познаёт мир».
  2. Уголок природы в группе: подбор комнатных растений, приобретение аквариума для рыб и их разведение.
  3. Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.
  4. «Игра матрёшек».
  5. Экологическая школа ПМ.

  1. «Воздух в нашей квартире».

  1. Пед. совет «Экологическое образование психологической основы».
  2. «Таня кормит голубей».

  1. «В гости к сороке – вороне».
  2. «Мы едем в гости к кукле».
  3. Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

  1. Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
  2. «Детей учит то, что их окружает»

  1. Изготовление экологической игры по теме: «Растения»
  2. ПМ «Экологическая школа»

  1. «Курение и воздух»
  2. Пед. совет «Путь к экологическому человеку» - исследовательская работа (руководитель группы)
  3. Взаимопосещение занятий в разных возрастных группах.

  1. «Берегите природу!»

  1. Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»
  2. Создание экологической зоны «Мини – огород»

  1. Изучение новой методической литературы по своей теме.
  2. Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.
  3. Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

  1. Родительское собрание. Подведение итогов, отчёт.
  2. Проведение диагностики, подведение итогов.

  1. Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Река Енисей»; «Площадь цветов»; «Средняя школа»; «Фонтан».
  2. Наблюдения, игры, рассматривание картин и картинок, опыты, чтение художественной литературы, фольклора.
  3. Развлечения: «Лето к нам пришло», «В гостях у Лесовичка», «День Нептуна».

           Д\игры,  

   эк\игры, беседы

       с детьми и  

      родителями

           Беседа

             Игра

             Игра

   Родит. собрание

    консультация

  Выставка, беседы

     с родителями

 Открытое занятие

 Занятие - консульт.

 Анкета, консульт.  

   для родителей

 Консультация  для

      Воспитателей

  Открытое занятие

  Открытые занятия

           Игра

  Открытое занятие

    Консультация

    для родителей

          Д\игры

     Выставка игр

  Анкета для родит.

     Консультация

  для воспитателей

     Присутствие

     Консультация

     для родителей

           Д\игра

      Наблюдение

       за овощами

     Наблюдения,

    эксперименты

     Оформление,

         выставка

План действий 2 младшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март -

   Апрель

      Май  

  1. Оформление группы с использованием природного материала.
  2. Родительское собрание «Цели и задачи на год»

а) задачи экологического воспитания

      3.   Составление тематического планирования.

      4.   Сбор цветочных семян, природного материала.

      5.   Организовать выставку из природного материала в

            группе.

  1. Оформить альбом «Насекомые»
  2. Принять участие в празднике «Урожай собирай»
  3. Уход за обитателями живого уголка (в течение года)

  1. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок.
  2. Проведение тематических занятий (в течение года)
  3. «Школа Монтессори».

  1. Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».
  2. Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»
  3. Труд в природе.

  1. Комплексное занятие «Посадка лука»
  2. «Снежинки»
  3. Изготовление костюмов к праздникам.

  1. Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы
  2. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

  1. Консультация для родителей.

  1. Изготовление кукол для театра.
  2. Экскурсия в школу «Уголок природы»
  3. Оформление игры «Весёлые поросята»

  1. Проведение диагностики. Подведение итогов.
  2. Родительское собрание. Подведение итогов за год.

 Настенные картины

        Выставка

    Рассматривание

       Развлечение

        Выставка

Открытое занятие

   Игры и опыты с природ. материалом

          Д\игра

 Открытое занятие

       Развлечение

        Выставка

     Наблюдения

  Анкета для родит.

     Консультация

    Театрализация

       Экскурсия

           Д\игра

 

     Консультация

     для родителей

План действий средняя группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март

 

   Апрель

      Май  

  1. Оформление группы с использованием природного материала.
  2. Выставка овощей и фруктов (совместно с родителями)

  1. Родительское собрание «Цели и задачи на учебный год»

а) Экологическое воспитание.

  1. Пополнение материалов копилки: «Подарки осени» (сбор семян, листьев, цветов, природного материала)
  2. Проведение целевых прогулок: в лес, на луг, в огород, к реке.

  1. Проведение опытов с неживой природой на участке.
  2. Вести уход за обитателями живого уголка (в течении года)

  1. Ежеквартально проводить развлечения на экологическую тему.

  1. Продолжать приобретать книги о природе в книжный уголок.
  2. Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Птицы»
  3. Изготовление костюмов к праздникам.

  1. Тематические занятия (в течении года).
  2. Драматизация сказок (изготовление костюмов)

3.    Познакомить детей с «КРАСНОЙ КНИГОЙ»

  1. Консультация для родителей.
  2. Изготовить модели: строение растений, строение тела рыбы.

  1. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»
  2. Изготовление поделок с детьми из природного материала.

  1. Пересадка комнатных растений.
  2. Экскурсия в школу «Уголок природы», «Кабинет биологии»
  1. Проведение диагностики по экологическому воспитанию.

Родительское собрание. Отчёт об уровне знаний и умений за учебный год.

          Занятие

        Выставка

         Занятие

    Рассматривание

       Развлечение

         Занятие

   в повседневной    

          жизни  

        Выставка

   Рассматривание

    Театрализация

      Развлечения,

         занятия

 Выставка в уголок

           Занятие

Опыты, наблюдения

  Целевая прогулка

План действий старшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

   Июль-

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март

 

   Апрель

      Май  

  1. Диагностика уровня знаний и умений экологического развития детей.
  2. Составление тематического планирования на учебный год по теме: «Путешествие в мир природы»
  3. Родительское собрание «Цели и задачи на год»

а) задачи экологического воспитания

б) Обработка информации по экологическому воспитанию

       4. Знакомство с заповедником.

  1. Выставка «Дары осени»
  2. Пополнение материалов копилки: «Подарки осени» (сбор семян, листьев, цветов, природного материала)
  3. Составление коллекций: «Шишки», «Насекомые», «Ракушки», «Твёрдых пород»
  4. Экскурсия в Берендеи.

  1. Проведение целевых прогулок: в лес, на луг, в огород, к реке; экскурсии в биосферный заповедник, лесничество
  2. Изготовление эколого – дидактических игр: «Четвёртый лишний». Моделирование: животных, птиц, насекомых.
  3. Экологическая школа ПМ
  4. Экскурсия в национальный парк.

  1. Консультация для родителей.
  2. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок
  3. Изучение новой методической литературы по теме самообразования.
  1. Пополнить копилку методической литературы.
  2. Проведение развлечений и праздников, подготовка к ним.

  1. Драматизация экологических сказок (в течение года).
  2. Проведение открытого занятия.
  3. Приобретение и пополнений наглядных пособий.
  4. Знакомство с бабочками Красной книги

  1. Консультация для родителей.
  2. Проведение тематических занятий (в течение года)
  1. Обновление коллекций.
  2. Знакомство с растениями Красной книги.

  1. Экологическая школа ПМ
  2. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

  1. Изготовление поделок с детьми из природного материала.

  1. Знакомство с животными Красной книги

  1. Выставка поделок из природного материала.

  1. Пересадка комнатных растений.
  1. Экскурсия в школу «Уголок природы», «Кабинет биологии»
  2. Экскурсия в национальный парк.

  1. Проведение диагностики по экологическому воспитанию.

  1. Родительское собрание:

а) подведение итогов

            б) отчёт.

   

   д\игры, эк\игры,

 беседы с детьми и

      родителями

       выставка

Целевые прогулки

 

         Занятие

   

  В повседневной

           жизни

         занятие

 

     методический

          кабинет

           группа

           занятие,

    в повседневной

            жизни

          занятия

работа с родителями

 выставка в уголок

    в повседневной

            жизни

выставка,

рассматривание,

чтение

занятие

           занятие,

    в повседневной

            жизни

           занятие,

    в повседневной

            жизни

    в повседневной

            жизни

           занятие

           занятие,

    в повседневной

            жизни

Картинки по запросу семья картинки рисунок 


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

- диагностика, где дети покажут свои знания;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- освоение знаний об экологии родного края;

- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.


6. НАРАБОТКИ ПО ПРОЕКТУ

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель: 

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Содержание беседы:

. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:        

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Беседа с детьми.

Ноябрь – последний месяц  осени.

Какие изменения произошли в природе?   (ответы детей)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.

Ребята, а греет ли оно?    (ответы детей)

А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи?  (ответы детей)

По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.

Как вы думаете, почему так говорят?   (ответы детей)

А теперь я прошу вас отгадать загадку:

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.     (иней)

Трудовая деятельность.

Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Листопад».


Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

        Уважаемые родители!

 Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

 Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

  - Надо охранять и беречь природу.

  - Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

   - Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

   - Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

 

И ещё совет: все знания закрепляйте,  используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

 Например:

 - Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность

по   экологии в старшей группе на тему

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки  с изображениями зверей. Маски лисы,  зайца, белки, ежа, волка,  медведя.

Содержание:

Ребята, какое сейчас время года?   (ответы детей).

Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.  

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы наподаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Физкультминутка

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

 Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло?   (белка)

Кто спрятался в нору?   (лиса)

Кто забрался под листья?    (ёж)

Кто укрылся под кустом?    (заяц)

Кто залёг в берлогу?  (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей) 

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории  Мордовии.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Содержание беседы:

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.     (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья,  у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали?    (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева?   (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»   

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить  с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.        

Ход наблюдения:

 Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. ( рябина )

 Ребята, посмотрите на это дерево.

 Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

 Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

 Ответы детей.

 Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

 Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.


Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Тема:  «Хвойные деревья наших лесов»

Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Ельниковского района.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях  хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Передавать свои тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда:

Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1.Организационныймомент.

Ребята, у нас сегодня необычный день. Как вы думаете, почему?   (рассуждения детей)

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!

Пальчики сердитые, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

2.Основная часть.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?  (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.                             (Дерево)

(ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где растут деревья?

(ответы детей)

А где растёт деревьев больше всего?

Дети: в лесу.

Давайте представим, что мы оказались в лесу, и… превратились в деревья.

Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Итак, дети, что общего в строении всех деревьев?

(Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви ,листья.)

Работа со схемой «Строение дерева».

У вас  на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно.

Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».

Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.             (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту, в высоту,

Если я не на опушке

Ветви только на макушке.            (Сосна)

Молодцы!

Мне понравилось ,как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки.

Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?

Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют … (хвойные).

(Предполагаемый ответ детей.)

Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное.

Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки  на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки.

Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?

(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

Одинаковы ли они по размерам?

(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)

Верно. Как вы думаете,  веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?

(Ответы детей.)

Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?

Дети: Еловая.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй, Петя!» , а дети «Здравствуй,  ёлочка!»

Педагог выдвигает картинку ели на первый план.

Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу?

(Ответы детей.)

Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

На ёлках -  птичьи голоса.

( руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса.

(руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом.

Педагог выставляет картинку сосны.

Как называется это дерево?

Дети: Сосна.

В какой части дерева располагаются ветки сосны?

(Ответы детей.)

Педагог показывает ветку с сосны.

Вот ветка с сосны, если с сосны, то  она какая?

Дети: Сосновая.

Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?

Дети: Они длиннее еловых хвоинок.

Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?

Дети: По две.

Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?

Дети: Ёлкой, хвоёй.

Вам нравится этот запах?

(Ответы детей.)

Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому так полезно гулять среди этих деревьев.

А что растёт на хвойных деревьях?

Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев.

У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шика ели, другая округлая – сосны.

Эксперимент с семенами.

Между чешуек шишек созревают семена. Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?

(Ответы детей.)

Они полетели. А на что они похожи?

(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)

Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы стать могучим деревом.

Игра «С чьей ветки детки?»

Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется … (еловый);

лес, в котором растут только сосны, называется … (сосновый).

Сосновые и еловые леса, называют … (хвойными лесами).

3.Заключение.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Высказывания детей.

Ребёнок:

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Творческая деятельность.

Я предлагаю вам расположить ваши веточки вот на этой поляне (заранее подготовлена поляна из плотного картона), и превратить её в хвойный лес.

Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже,

 когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?        

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
«КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель:  учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ

на тему: «Лесная прогулка»

ЗАДАЧИ:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

-  заучивание стихов, названия и девиз команд;

- проведение беседы о правилах поведения в лесу;

- повторить правила эстафет.

СОДЕРЖАНИЕ:

Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.

В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.

  А как вы думаете, что такое природа?

Высказывания детей.        

Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.

В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)

Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)

Что является домом для рыб? (река, озеро, море)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день начинает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

Включается запись голосов птиц.

В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?

Дети: Да.

В.: А вы знаете эти правила?

Дети: Да.

В.: Сейчас мы проверим.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только ,чур, не забывай …

Ребёнок:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок:

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребёнок:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Ребёнок:

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребёнок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.

Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.

Как называется профессия этого человека?

Дети: Лесник.

Сценка «На лесной опушке».

Девочка:

Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)

Лес не только для нашей забавы,

Он -  богатство России.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Вырастет дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтешь?

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Хорошо здесь в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

В.: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс.

Одна команда «Светлячки», а вторая  «Лесовички».

Представление команд.

Первая команда:

Наша команда – «Светлячки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда:

Наша команда – «Лесовички».

Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

В.: Ну, а теперь, задание командам.

Команда «Светлячки» отгадайте загадку:

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи –

Нет опоры для ноги.

(болото)

Команда «Лесовички» отгадайте загадку:

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(белка)

В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.

Эстафета «Белка».

На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом.  Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».

Раз, два, три грибочки собери!

На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.

В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?

Дети: да.

В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Ребёнок:

Лес нам надо охранять

В нём костров не разжигать,

Надо лесу помогать,

И деревья сохранять.

Ребёнок:

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

 РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на   тему «Берегите природу!».


Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.              

Любить свой край, любить  природу!


Картинки по запросу семья рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"

Краткосрочный, информационно-творческий проект, который закрепляет и расширяет знания детей о природе своего края....

Презентация "Искусство моего родного края"

Знакомство с коми народными инструментами (коми ворсанъяс)....

«ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ»

информационно-творческий проект...

Познавательно-творческий проект «Природа моего родного края»

тема проекта.актуальностьобъект исследованияцель проектазадачи проекта.вид проекта.сроки реализации.этапы проектаработа с родителями...

Экологический проект "Природа моего родного края"

Презентация отражающая работу по проекту "Природа моего родного края"....

Экологический проект. «Природа моего родного края ».

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи все...