ООД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Деревянные игрушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тыщенко Наталья Евгеньевна

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологииздоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки, «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_russkaya_matreshka.odt16.51 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_-_narodnaya_igrushka.ppt1000.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г. Звенигород

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию

с детьми среднего дошкольного возраста

 на тему: «Русские матрёшки»

Подготовила и провела:

Воспитатель Тыщенко Н. Е.

2021 г.

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов - Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи: - учить различать по размеру, цвету (окраске) матрешки;

              - развивать мелкую моторику пальцев рук.

   -развивать творческие способности, воображение,  внимание.

   -воспитывать интерес детей к народному творчеству.

   -развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

    -развивать художественный вкус.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Музыка», «Коммуникация и социализация».

Материалы и оборудование: наборы матрёшек Семёновские и Полхов  – Майданские, маленькие матрёшки, аудиозаписи с музыкой.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная, наглядная, практическая, образно – художественная.

Предварительная работа: знакомство с матрёшкой, рассматривание иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений о матрёшке, игры с матрешкой.

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Послушайте загадку и отгадайте, кто же живет в этой стране».

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?»

Дети: «Это матрёшка!»

Воспитатель: «Молодцы! Это матрёшка».

(воспитатель убирает расписной платок, и дети видят кукол-матрешек, картинки, фотографии с изображением матрешек)

Матрёшка.

Здравствуйте, дети!

Дети.

Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка.

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Воспитатель: «Ребята, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?»

Дети: «Это русско-народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!»

Воспитатель: «Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок (показ картинки). Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. Я принесла одну такую матрешку, мастер выточил ее из дерева, и теперь она готова к росписи. Попробуйте, какая матрешка на ощупь? (дети пробуют - гладкая).

- А давайте рассмотрим, как одета матрешка?»

(Дети рассматривают матрёшку).

Дети: «Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник».

Воспитатель: «Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их».

 (Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).

Воспитатель: «Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- А, это Полхов - Майданская матрёшка (показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.

- А с этой матрешкой вы уже знакомы. Как она называется? (Подмосковная). Правильно, Подмосковная или Сергиеев-Посадская. Как вы догадались? (ответы детей)

- Да, эти матрешки все время куда-то спешат – в лес за грибами и ягодами, угощать гостей чаем. Эти матрешки держат что-нибудь в руках: корзину, платочек, самовар.

- Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Чем?»

Дети: « По форме, цвету, росписи. И у них разные названия».

Воспитатель: « Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём».

 Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).

Вы похожи словно сёстры (качают головой).

Воспитатель: «Ребятки, в волшебной стране случилась беда. Кто-то разорвал фотографии матрешек на много мелких частей. Давайте поможем и соберем фотографии. (Воспитатель вызывает 2 детей и предлагает им сложить две разрезные картинки с изображением матрешек).

Воспитатель: «А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь ее, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

- Матрешка, а наши ребята и стихи для тебя подготовили.

1-й ребенок:

- Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке

Как в доме деревянном.

2-й ребенок:

- Открой – увидишь чудо:

Матрешенька - детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять… найденыш!

3-й ребенок:

- Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Все расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

4-й ребенок:

- Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся.

Воспитатель: «А сейчас посмотрим,  как вы умеете собирать матрёшек».

(Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)

Воспитатель:

«Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой».

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

 Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)

Воспитатель: «Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?».

Дети: «Да понравилось».

Воспитатель: «Ребята, а Матрешка приготовила вам подарки – фотографии своих сестричек. Только они черно-белые, сегодня мы с вами их раскрасим».

дети приступают к работе. Воспитатель по необходимости помогает

выполнять работу.

Воспитатель: «Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?»

Дети: «Спасибо!»

Воспитатель: - Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).

- Какие вы все молодцы, всё знаете. Да, матрёшки бывают нескольких видов. Русско-народная, деревянная матрёшка известна и по сей день, она вошла в нашу историю.

Матрёшка: «Ну а сейчас пришло время прощанья»

До свиданья!»

Дети: «До свиданья!»

Анализ занятия и выполненной работы.

Воспитатель отмечает активность детей, дает оценку выполненной работе и поощряет отличившихся детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ Детский сад № 4 г. Звенигород НАРОДНАЯ ИГРУШКА Подготовила: воспитатель Тыщенко Н. Е. Звенигород 2021 г .

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Знакомить детей с народной культурой и традициями. Знакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с некоторыми игрушками: дымковской, филимоновской, городецкой, богородской, полхов-майданской, семеновской матрешкой, гжелью, хохломой. Познакомить со стихами про народную игрушку, помочь выучить некоторые стихи.

Слайд 3

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Чудо - всем на удивленье: расписные медвежата, барыни, коньки, утята, Расписные даже хрюшки – царство дымковской игрушки!

Слайд 4

Глины маленький комок в чудо превратится, Если только попадет в руки мастерицы. Дымковские барыни в нарядах удивительных; В кисточку, кружочек, полосочку, тонко так расписанные.

Слайд 5

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Нас слепили мастера, нас раскрашивать пора. Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны. Сине-красны полоски на боках у нас видны.

Слайд 6

ГОРОДЕЦ Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки. Цветами разрисованы, как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят. Оживки черно-белые на солнышке блестят.

Слайд 7

. БОГОРОДСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА Тук-тук, щелк-щелк, медведь, мужик, козел и волк. Деревянные игрушки и медведи и старушки. То сидят, а то спешат. Ребятишек всех смешат.

Слайд 8

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА . Наша русская матрешка не стареет сотню лет. В красоте, таланте русском весь находится секрет!

Слайд 9

ПОЛХОВ-МАЙДАН Бочонки, копилки, матрешки, грибки они не малы, да и не велики. Свистульки, тарелочки в ярких цветах, и солнце, и речка и домик в кустах. Свободная роспись: шиповник цветет, и яблоки зреют и травка растет. Рисуются тушью на стеблях цветы. Их яркие краски сочны и просты.

Слайд 10

ГЖЕЛЬ Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Слайд 11

ДЕРЕВЯННАЯ ХОХЛОМА Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, а может, солнцем налитые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

НОД. Формирование целостности картины мира в средней группе по теме: «Посуда»

Конспект занятия по НОД в среней группе по теме "Посуда"Цель: РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ....

Конспект по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: «В гостях у «Дымки»

Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:-...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в средней группе. На тему "Овощи"

Задачи: уточнить представления детей об овощах, о том, где они растут.закрепить умение правильно называть овощи, описывать их форму, цвет и т.д.развивать  внимание, связную речь, мышление.во...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...