Игровые обучающие ситуации по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Автором разработан комплекс игровых обуающих ситуаций по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игровых обучающих ситуаций по экологическому образованию для детей старшего дошкольного возраста

          Игровая обучающая ситуация: «Туристический поход в лес»

Цель: расширить знания детей   о представителе хвойных деревьев – кедре; воспитывать познавательный интерес у дошкольников;

Ход игры

Педагог сообщает детям, что сегодня они отправляются в туристический поход в кедровый лес. Педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу. Путь предстоит долгий и детям предлагается полететь на вертолете (проводится с/р игра, распределяются роли). Звучит музыка, педагог           вместе         с детьми         обыгрывает        полет    на вертолете.

Звучит музыка «голоса леса», появляются слайды с изображением кедрового леса. Предложить детям прогулку по лесу. Вопросы: Кедр, это лиственное дерево или хвойное? Почему? Какие     хвойные   деревья      вы    еще знаете?

Педагог предлагает детям рассмотреть веточку кедра (слайд). Исследовательская деятельность детей. Обратить внимание детей на то, что в отличии хвои сосны обыкновенной, хвоя кедра состоит не из двух, а из пяти иголок. Хвоя кедра очень богата витамином С, калием, микроэлементами. Она    применяется   в лечебных     целях.

 Рассказ педагога: кедр – краса и гордость наших лесов, он не боится северных морозов и способен выдерживать разные перепады температуры. Его называют кормильцем леса, хлебным деревом. Вопрос к детям: Как вы понимаете         высказывание           «хлебное дерево»?               (рассуждения,

 высказывания,   умозаключения   детей).

Главное достоинство кедра        –      это   его    орехи, из   которых извлекают

 масло. Появляются                слайды            с изображением кедровых орехов.

Масло кедрового ореха очень вкусное и полезное, в нем содержится витамины: А, В, Д, Е,        которые     очень полезны     для нашего организма.

Педагог предлагает детям собрать орехи кедра в корзинки (дети вместе с педагогом обыгрывают). Обратить внимание детей на чистый воздух, кедровые насаждения оздоравливают       воздух,      делают       его целебным.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,                      Подскоки на правой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке,                       Подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,                              Бег на месте

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке                           Прыжки на месте на обеих ногах

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.                       Ходьба на месте

Рассказ педагога: большую ценность представляет смола кедра – живица. Жители Сибири и Урала издавна использовали живицу для лечения порезов, ожогов (слайд). Древесине кедра свойственно убивать микробы, поэтому в шкафах изготовленных из кедра не заводится моль, а пчелы предпочитают поселится в кедровых ульях. А еще из кедра изготавливают музыкальные инструменты. Предложить детям сыграть на воображаемых инструментах (звучит  музыка,  дети    имитируют   движения).

Педагог сообщает детям, что им пора       возвращаться домой.     Под музыку

дети совершают   полет  на    вертолете.

  1. Игровая обучающая ситуация «Витамины для зверят»

Цель: расширить представления детей о лесных ягодах; сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе; воспитывать интерес и любовь к природе

Ход игры

Зазвонил телефон. Звонок от доктора Айболита, он сообщает, что у него закончились витамины для животных и просит детей помочь ему в этой ситуации.

 Педагог: Ребята как нам быть? Дети высказываются, решая проблемную ситуацию.

Педагог сообщает детям, что в лесу очень много лекарственных растений, ягод, грибов, которые можно собрать для больных зверей.

Дети отправляются в лес на автобусе (проводится сюжетно – ролевая игра, распределяются роли водителя, кондуктора, пассажиров). Звучит веселая музыка, дети отправляются в путешествие.

 По окончанию музыки появляются слайды с изображением пейзажа леса, дети любуются. Звучит запись (голоса птиц). Педагог уточняет голоса каких птиц они      услышали и       сообщает      детям, что    им нужно поторопится.

Дети вместе с педагогом идут по воображаемой лесной тропинке.

Педагог загадывает загадку:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

Дети на слайде рассматривают ягоды малины.

Рассказ педагога: Малина обладает отличным сладким вкусом и нежным ароматом, а также лечебными свойствами. Малиновый куст целиком — источник целебных свойств. Ведь не только плоды, но и листья, и побеги используются в оздоровительных целях.  Эта ягода является любимой не только для детей и взрослых, но также медведи и дрозды - большие любители красных, сочных ягод.

Педагог: Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет. И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть животным и птицам, которые тоже ищут себе витамины и корм в природе (дети вместе с педагогом собирают ягоды в воображаемые корзинки и отправляются дальше).

Дети вместе с воспитателем выполняют движения соответственно тексту.

Дети по лесу гуляли,                                      Идут друг за другом.

Ягоды в траве искали.                                    Приседают.

Видят, скачет по лужайке                             Прикладывают руку ко лбу –

                                                                         «смотрят».

Быстроногий серый зайка.                           Прыгают на двух ногах.  

Посмотрите, что в корзинке –

Целая гора черники                                     Разводят руки в стороны

Дети на слайде рассматривают чернику, называют части растения

Рассказ педагога: Черника – небольшой кустарник, с округлыми ягодами и аккуратными листиками. Ягоды черники имеют темно - синюю, почти чёрного цвета окраску, а также   кисло-сладкую мякоть. Созревает черника в июле-августе. Из черники готовят джемы, пастилу, сиропы, супы, соки, варят варенье, пекут пироги, делают торты и другие лакомства. Черника не только очень вкусна ягода, но также очень полезна. Эта ягода содержит   большое количество полезных для нашего организма веществ, а также витамины С, В2. Черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз. Отвары, настои, кисели из них могут использоваться, как лечебные.

Педагог предлагает детям собрать ягоды для   больных зверей.

Речевая игра «Ягоды»

На полу разложены картинки ягод. Дети идут по кругу, произнося слова:

Мы по лесу пойдем,

Много ягод наберем,

Раз, два, три –

Сколько ягод – посмотри.

На полу разложены картинки ягод, когда слова заканчиваются, они поднимают картинки, называют лесные ягоды и рассказывают о них.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения соответственно тексту.

Дети по лесу гуляли,                        Разбегаются в разные стороны.

Ягоды в траве искали.                     Приседают.

Видят, вот крадется волк,              Прикладывают руки ко лбу -

 Он зубами щелк да щелк.             «смотрят».

Что у тебя в ведерке там,

Покажи скорее нам!

Ягода похожа на бруснику,

А зовется она волчьим лыком.

Есть ее нельзя, друзья, -

Несъедобная она.

Педагог сообщает детям, о том, что ягоды в лесу нужно собирать только те, которые детям хорошо знакомы, потому, что среди ягод встречаются ядовитые, которыми можно отравиться.

Педагог обращает внимание детей на то, сколько много ягод они собрали для зверей, появляется доктор Айболит и благодарит детей за лесные витамины для животных.  Дети под веселую музыку возвращаются домой.

  1. Игровая обучающая ситуация «Путешествие по Югорскому краю»

Цель: формирование ценностного отношения к природе ХМАО – Югры; познакомить детей с          представителями        хвойных деревьев(сосна, ель) совершенствовать        у детей     познавательные          интересы посредством исследовательской деятельности; формировать у детей отношение к себе как к части природы; воспитывать любовь и      бережное      отношение к родной природе;

Ход игры

Обращение педагога к детям. Ребята! Вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправится? (ответы детей). Я Вам предлагаю путешествие по родному краю, краю в котором мы свами живем.

Педагог предлагает детям рассмотреть карту Югры. Территория нашего округа расположена  в лесной зоне, в подзонах северной, средней и южной тайги. Главное место в лесной зоне занимают хвойные леса.

Вопросы к детям? Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей)

Педагог: в наших лесах растут (сосна, лиственница, ель, пихта, кедр).

Сегодня мы с вами отправимся в лесное царство. Как же мы доберемся до леса? (дети предлагают варианты). А поедем мы с вами на автобусе. И так занимайте места, наше путешествие начинается. (разыгрывается с/р игра «Путешествие в лес». Звучит музыка дети имитируют движения. 

Появляется слайд изображением леса. Смена музыки, звучит фонограмма с записью лесных звуков: пение птиц, кукует кукушка, журчит ручей. Сообщение педагога: Вот мы с Вами и оказались в лесу (дети слушают звуки леса). Ребята! Назовите какие звуки леса вы услышали. Ребята какие правила поведения в лесу вы знаете?

Д/и «Правила поведения в лесу» (дети выбирают экологические эмблемы и рассказывают о правилах поведения в лесу)

Обращение педагога:

- Зайдем в лес. Какой мягкий мох! Идем по нему не слышно на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте все за мной. Пойдем по узкой   тропинке (имитация движений).  Не отставайте, идите друг за другом. После сильного ветра повалились деревья. Нам придется через них перелезть. Педагог обращает внимание на ветки (еловые и сосновые) которые осыпались с деревьев, предлагает их осмотреть.

Исследовательская деятельность:( дети рассматривают ветки сосны и ели, делают выводы и умозаключения) Рассмотреть с детьми листочки, уточнить, что у хвойных деревьев вместо листочков хвоинки, этим они и отличаются от лиственных. Ответы детей.

Итог исследования: У сосны хвоя сизо – зеленая, каждая иголка заостренная, жесткая, сидит пучками по 2-3 иголки, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания «одежды».  Длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. А у ели хвоя темно – зеленая, сидит по одной иголке.  Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Хвоинки ели живут до 12 лет.

Рассказы детей о сосне и ели.

Предложить детям рассмотреть сосновый и еловый лес (презентация)

Рассказ педагога: Сосна — царица настоящей сибирской тайги. Сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это — за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе — Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса.

Срок жизни среднестатистической ели — 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше — других деревьев.

Педагог: Ребята вы внимательно слушали рассказ. Назовите отличия между сосной и елью.

2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель — вечнозелёные деревья. Однако, если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.

5. Срок жизни сосны – 350 лет, а ели – 300 лет.

Педагог: Еловые и сосновые леса приносят огромную пользу для человека, их называют «легкими планеты», так как они очищают атмосферу. Эти деревья богаты эфирными маслами свойство которых убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями.

Обращение педагога: Ребята мы с Вами сегодня многое узнали о представителях хвойных деревьев, ели и сосне. Полюбовались их красотой, познакомились с очень интересной информацией о них. А сейчас нам с Вами пора отправляться домой.  (Звучит музыка, дети отправляются в путь).

  1. Игровая обучающая ситуация: «Красная Шапочка просит о помощи»

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Ход игры

Педагог показывает детям телеграмму от Красной Шапочки, в которой говорится о том, что у нее заболела бабушка и она просит детей о помощи.

Педагог сообщает детям, что на территории ДОУ очень много лекарственных растений, которые помогут вылечить бабушку. Дети вместе с педагогом отправляются на прогулку в поиске лекарственных растений для бабушки.

 Проводится беседа с детьми. Вопросы: Какие лекарственные растения вы знаете? Какие лекарственные растения растут на участке детского сада? Чем лечат вас мамы, от простуды? Ответы детей.

 Педагог предлагает детям прогуляться по территории ДОУ. Дети отправляются в путь и на дороге находят необычный цветок, на лепестках которого написаны загадки. Отгадывание загадок детьми.

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит,

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки,
 стерегут цветочки.

И ограда в саду, и закуска дрозду,

И от хвори настой – душистый, густой (Шиповник)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Педагог хвалит детей за правильные ответы.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И снова мы пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Дети отправляются в путь. Проводится игра «Найди и назови растение». Детям предлагается среди растений найти лекарственные и назвать их.

Педагог хвалит детей за правильные ответы и предлагает их рассмотреть. Рассказ педагога о лекарственных растениях.

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

Обращение педагога: Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.  Лекарственные растения надо собирать в  местах отдаленных от проезжей части. Их можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках, обязательно в сухую, солнечную погоду. Многие лекарственные растения используют для лечения в засушенном виде. Педагог показывает детям гербарий и предлагает детям переслать их посылкой для бабушки Красной Шапочки.

  1. Игровая обучающая ситуация: «Приглашение от муравьишки»

 Цель: систематизировать представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых

Ход игры

Педагог показывает детям открытку  с приглашением от муравьишки на бал насекомых, который состоится сегодня на территории ДОУ. Дети принимают приглашение и вместе с педагогом отправляются на прогулку по экологической тропе дошкольного образовательного учреждения. Гуляя по ней, педагог приводит детей к муравейнику и предлагает детям его рассмотреть.

Рассказ педагога о муравьях. Муравейник представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки и куколки муравьев, а также живут взрослые муравьи. В одном муравейнике живет очень много муравьев. Они никогда не спят. Питаются насекомыми вредными для людей. Путешествуя по муравьиным тропам в поисках добычи, муравьи уходят далеко от муравейника, но находят обратно дорогу, не сбиваясь с пути, в чем им помогает запах оставляемых следов. Муравьи очень трудолюбивы, все делают коллективно: добывают пищу, строят жилище, выкармливают личинок [29, с.196 - 197].

 Сегодня у них праздничный бал для насекомых, посмотрите, как они готовятся к встрече гостей.

Обращение педагога. Ребята, каких насекомых вы знаете? Ответы детей.

Проводится дидактическая игра «Загадки – отгадки».

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт. (Комар)

Педагог предлагает рассмотреть гостей бала и обращает внимание на бабочку, порхающую над цветами. Ребята, посмотрите, как красиво она порхает, словно танцует. Ее зовут павлиний глаз. Это наиболее часто встречающаяся бабочка.

Педагог предлагает детям превратится в разных насекомых и тоже потанцевать на праздничном балу.

Рассказ педагога о бабочках. На земном шаре очень много видов   бабочек. Почти все они питаются нектаром цветов, а есть такие которые вообще не едят. Бабочки способны преодолевать сотни километров в поисках нужной пищи или погоды. Все бабочки живут не очень долго: рождаются, перезимовывают, откладывают яички и чаще всего затем погибают. Из яичек появляются гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетает красивая бабочка.

        За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница [29, с.182 - 183].

Наш праздничный бал продолжается, и я предлагаю вам познакомится еще с одним из представителей класса насекомых. Педагог обращает внимание детей на стрекозу. Наблюдение за стрекозой. Ребята, посмотрите какой красивый, сияющий, разноцветный  наряд у стрекозы.

Рассказ педагога.  Стрекозы были первыми насекомыми, взлетевшими в воздух. Произошло это 320 млн. лет назад, и крылья у них тогда равнялись по длине    крыльям современной чайки. Стрекозы – самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 50 - 60 км. Питаются стрекозы насекомыми,        в     больших       количествах      поедая      мух,    комаров и

мошек [29, с.206 - 207].

Обращение педагога к детям. Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться.

Мы сегодня с вами побывали на балу насекомых, познакомились с некоторыми из представителей этого класса. Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – усы. Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Очень красив и удивителен мир насекомых, наша обязанность с вами их охранять и беречь.

Дети прощаются с насекомыми.

  1. Игровая обучающая ситуация: «День рождения Синички»

 Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, бережное отношение к ним

Ход игры   

Педагог сообщает детям, что сегодня у Синички День рождения и она приглашает их к себе в гости. Педагог обращает внимание детей на то, что на улице зима и птицам тяжело добывать себе корм. Высказывания детей. Дети вместе с педагогом решают, подарить синичке бусы из рябины и корм для птиц.

Проводится с/р игра «Поездка на автобусе». Распределяются роли водителя, кондуктора, пассажиров. Звучит веселая музыка, дети отправляются на прогулку, в гости к Синичке.

На экологической тропе, педагог приводит детей к дереву с кормушкой. Наблюдение за синичкой. Беседа с детьми. Как выглядит синичка? Как передвигается и чем питается? Как она кричит?  Синица, зимующая или перелетная птица? Как человек заботится о ней?

Рассказ педагога. Синицы бывают разные: длиннохвостая синица, лазоревка, московка и самая известная – большая синица, которую легко узнать по черной шапочке, желтой грудке и зеленой спинке. Они очень подвижные птицы. У синицы длинные и острые когти, при помощи которых они подвешиваются и качаются на самых тонких веточках вниз головой. Летом синица питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада; зимой – семенами ели, сосны и других растений. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам, так как здесь можно найти больше пищи. Люди заботятся о птицах: развешивают кормушки, устраивают для них птичью столовую, угощают их семечками, несоленым салом.

Педагог предлагает детям подарить Синичке бусы из рябины и корм для нее.

Проводится дидактическая игра «Отгадай и назови зимующих птиц»

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (Ворона)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока)

Педагог обращает внимание детей на гостя прилетевшего на День рождения Синички.

Чтение стихотворения Т. Белозерова «Снегири»
На ветвях, украшенных
снежной  бахромой,
яблоки румяные
выросли зимой.
Яблоки по яблоне  
весело снуют,
гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Рассказ педагога о снегире. Имя снегиря связано с зимой и снегом, ведь именно в это время года снегирей можно чаще всего увидеть. Снегири - нарядные птицы. У самцов верх головы, крылья, хвост – черные; спина – голубовато – серая, а брюшко – красное. У самочек наряд более скромный. Клюв у снегиря толстый и черный, им он вылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедает семена ольхи и березы. Снегири летом вьют гнезда на Крайнем Севере и выводят там птенцов, а на зиму прилетают к нам «погреться». По сравнению с арктической зимой наша зима теплее.

Педагог обращает внимание детей на других птиц встречающихся им на экологической тропе. Проводится подвижная игра «Прыгающие воробышки».

Дети вместе с педагогом подходят к кормушке с синичкой, прощаются с ней и возвращаются на автобусе в группу. Проводится сюжетно ролевая игра «Поездка на автобусе».

  1. Игровая обучающая ситуация: «Грибное лукошко»

 Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах

Ход игры   

В гости к детям, приходит Незнайка и при носит угощение для них (полное лукошко грибов). Педагог обращает внимание детей на то, что в лукошке находятся съедобные и несъедобные грибы и просит детей разложить съедобные грибы на красный поднос, а несъедобные на желтый.  Дети раскладывают грибы, называют их объясняют Незнайке какие из них съедобные, а какие нет.

Незнайка предлагает детям поиграть в игру «Я загадаю, а вы найдите отгадку»

Незнайка загадывает загадки, а дети находят картинки с грибами и показывают их.

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

      Я в красной шапочке расту

      Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я ... (подосиновик)

      В лесу, на радость людям, 

     средь молодых сосёнок, 

      В блестящей тёмной шляпке 

      растёт грибок... (маслёнок)

Педагог предлагает детям и Незнайке посмотреть фильм о грибах (презентация).

Рассказ педагога. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

Педагог обращает внимание Незнайки на грибы, которые он принес, некоторые из них тоже выдернутые с корнями. Незнайка обещает детям, что он никогда не будет так поступать. Он прощается с детьми  и благодарит их за то, что они рассказали ему о съедобных и несъедобных грибах и  научили его правильно их  собирать .

  1. Игровая обучающая ситуация: «Расскажи Незнайке о комнатных растениях»

 Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними

Педагог знакомит детей с видео сообщением от Незнайки, в котором он просит детей рассказать ему о комнатных растениях и как за ними ухаживать.

Дети вместе с педагогом рассматривают комнатные растения в уголке природы.

Педагог загадывает загадку о комнатных растениях, а дети находят отгадки.

Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония) 

На окне зимой и лето

Вечно зелен и красив

Ярко-красным цветом

Горит нежно... (Бальзамин)

Плоский, длинный, а не брус

Полосат, а не арбуз. (Сансевьера)

Педагог хвалит детей за правильные ответы.

Беседа с детьми о правилах ухода за растением.

Как узнать, что растение нужно полить? Ответы детей. (Земля сухая на ощупь, светлая листочки вялые). Какой водой вы поливаете растения? (Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня). Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать).

Чем вы рыхлите землю и почему? (Палочками, чтобы не ранить корни, так как у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности). Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Мыть их). Как нужно мыть растения? (Протирать листья тряпочками, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивать кисточками).

Педагог предлагает детям найти в уголке природы растение, которое нуждается в уходе. Обращает внимание на внешний вид растения (растение вялое, листья опущены вниз, земля сухая).

Труд детей в природе (поливка цветка, протирание листьев).

Педагог хвалит детей за труд и предлагает поиграть в игру. Проводится подвижная  игра «Ветер и цветы» Цель: закрепить названия комнатных цветов.

Содержание игры: Дети идут по кругу. «Ветер» (педагог), двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются   врассыпную по группе, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай. 

Васильки, ромашки, розы.

Астры, жёлтые мимозы,

Все цветы собери,

Их названье повтори.

«Ветер» (педагог) собирает цветы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название комнатного цветка. 

Слышится стук в дверь, появляется Незнайка. Он сообщает детям, что все это время наблюдал за ними, слушал их рассказы и очень многое узнал о комнатных растениях, и уходе за ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГУЛКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста, а так же экологическое воспитание дошкольников....

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.Дошкольное детство является таким возрастным п...

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...

Конспект игровой образовательной ситуации «Помоги Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов....

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...