Игровая обучающая ситуация «Игры народов Саратовской области» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Игровая обучающая ситуация составлена из игр народов, проживающих в Саратовской области (русских, татар, башкир). Национальные игры перекликаются по сюжету с русскими народными, поэтому детям легче будет включиться в игру. Ведущий игровой обучающей ситуации – Скоморох, поможет познакомиться с правилами и ходом каждой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая обучающая ситуация «Игры народов Саратовской области»

для детей старшего дошкольного возраста

Краткая аннотация:

Игровая обучающая ситуация составлена из игр народов, проживающих в Саратовской области (русских, татар, башкир). Национальные игры перекликаются по сюжету с русскими народными, поэтому детям легче будет включиться в игру. Ведущий игровой обучающей ситуации – Скоморох, поможет познакомиться с правилами и ходом каждой игры.

Актуальность:

детский сад ежедневно посещают, общаются и воспитываются дети разных национальностей.

Возможности детского сада позволяют создать условия для ознакомления детей с элементами культуры народов Саратовского края. Передавать эту важнейшую информацию проще и доступнее всего через народную игру. Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

         

Доступность:

Возможно внедрить в педагогическую практику для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: обогащение двигательного и игрового опыта детей через игры народов Саратовской области.

Задачи:

Обучающая:

- обогащать знания детей об играх народов Саратовского края;

- закреплять навыки игры в народные игры.

Развивающая:

-развивать групповую сплоченность;

-развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма, произвольность;

-формировать у воспитанников потребности в двигательной активности.

Воспитательная:

-воспитывать доброжелательные отношения, навыки сотрудничества через игры;

-воспитывать интерес к народным играм.

-создать позитивный настрой и психологический комфорт.

Оборудование: аудиозапись народной музыки, платок.

Ход ИОС:

Дети под русскую народную музыку входят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель: 

Ребята, на Руси народные праздники занимали очень важное место в жизни людей. В эти дни на главной площади города проводилась большая ярмарка. Ярмарка - это красочные гулянья. На ярмарку люди надевали самую красивую и нарядную одежду, на ярмарке можно было побаловать себя сладостями: пекли блины, предлагали пряники, конфеты, баранки.

Для простых людей ярмарка была настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелой каждодневной работы, отдохнуть душой и получить новые впечатления. Тут всегда царила радостная атмосфера, играла музыка, выступали артисты. Посещали ярмарку всей семьей, наряжались в лучшие одежды, активно участвовали в развлекательных мероприятиях.

Одним из самых старинных развлечений на русских ярмарках было вождение хороводов. В них, обычно, участвовало большое количество людей и, естественно, все это было под музыкальное сопровождение и при участии скоморохов.

В Саратовской области живет многонациональный народ. Живут в нашей области и русские и башкиры, и татары, и немцы, грузины, азербайджанцы и многие  другие народы.

Сегодня предлагаю вам поучаствовать в народной ярмарке, поиграть в народные игры. Поможет нам в этом Скоморох.

Скоморох:

-Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

- Ктo oпоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и пoиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Скомoрох становится с детьми в хоровод.

Скоморох:

Игра народная, хороводная! Для взрослых и детей! Карусели на ярмарке были разные, из веревочек, с сидениями-качелями, с дощечками, вместо качелей. Бывало, что карусели на ярмарке не было, но людям хотелось сыграть в эту игру, и тогда все становились в круг и затевали "карусель" в хорoводе.

«Большая карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Цель игры: формировать у детей умение говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал, менять темп движения в соответствии с условиями игры.

Скоморох:

Приглашаю детвору

На веселую игру,

А кого не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Русская народная игра «Птицелов».

Скоморох: в старину бы да непрофессия "птицелов". Птицеловы ловили самых разных, в том числе красивых и тех, которые красиво поют. Сейчас многие птицы находятся под охраной.

Участники выбирают себе названия птиц, крику которых они будут подражать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. «Птицы» идут хороводом  вокруг птицелова и произносят нараспев:

Скоморох «Птицелов»:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Oн в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, участники останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, имитирует крик птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя участника. Участник становится птицеловом.

Правила игры. Участники игры не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути, обязаны останавливаться на месте точно по сигналу ведущего.

Скоморох:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть 

Татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре).

Скоморoх: В давние времена в лесах водилось очень много волков. И люди, живущие возле лесов, естественно, боялись их. У многих народов есть игры и сказки, главным героем которых был волк. У татарского народа также есть игра, главный герой который волк.

С помощью считалки предлагаю выбрать волка.

Скоморох читает считалку, помогает выбрать «Волка»:

Пчелы в пoле полетели, 

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

Одного из играющих выбирают серым волком. Серый волк прячется за чертой с одной стороны площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий, спрашивает, а дети хором отвечают:

- Вы, друзья, кудa спешите?

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы вaренье приготовим.

- Если волк в лесу вaс встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этой переклички дети подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и свaрю вaренье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь мaлины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов «не видать» серый волк встает, а дети быстро бегут за черту, в «дом».  Волк бежит за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова «не видать». Ловить убегающих можно только до черты дома.

Русская народная игра «Заря»

Скоморох: для любого народа различные явления природы всегда имели большое значение. Про них слагали сказки и песни. А также различные природные явления становились главными героями игр. Героев этой игры стала Заря, как символ красоты и чего-то нового.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря – ходит с внешней стороны круга с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золoтые,

Ленты гoлубые,

Кольца обвитые -

За водой пoшла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Скоморох:

Встало солнышко давно

Поиграть зовёт оно.

Вы ребятки в круг бегите,

И игру вы заводите.

Народная башкирская игра «Юрта».

Скоморох: башкирский народ раньше часто переезжал с места на место. И чтобы легче было перевезти свое хозяйство, народ придумал особый дом - юрту - который можно разобрать в одном месте и собрать на новом. В нашей игре вы сможете построить юрту с помощью платка. В настоящей юрте также есть материал, который служит крышей и стенами. И есть части, которые образуют стены юрты. 

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют круг, Скоморох стоит в центре с мешком, в котором находятся подарки для детей. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет -

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

Скоморох: на ярмарке были не только игры и развлечения. Не только можно было продать или купить. Но и получить подарок от друга, родного человека или выиграть в игре.

В завершении игровой ситуации Скоморох дарит детям подарки.

Литература:

Детские подвижные игры народов СССР (Кенеман А.В.)

Игры взяты из открытых интернет-источников национальных сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...

Конспект игровой образовательной ситуации «Транспорт на улицах города» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект по формированию навыков безопасного поведения на улице города для детей старшего дошкольного возраста актуален для дошкольного образования, интересен по содержанию и может быть рекомен...

Конспект игровой образовательной ситуации по сенсорному воспитанию в группе детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие»  Тема: « Кошкины помощники»Цель: продолжать формировать сенсорное развитие.Задачи: Образовательная: продолжать формирова...

Конспект игровой образовательной ситуации на формирование нравственных основ для детей младшего дошкольного возраста «Злой язычок»

Цель: формирование нравственных основ для детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательная: дать представление о нравственном поведении в отношения между детьми и взрослыми.Развивающая: форм...

Познавательная игра "Единство народа - великая сила" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его важности и значимости для нашей страны России....