Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Маленькие волшебники"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Судакова Ирина Владимировна

Конспект может быть использован на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста. Дети расширяют представления о свойствах бумаги, учатся проводить опыты, анализировать  и самостоятельно делать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 209»

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «Маленькие волшебники»

Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие».

Цель: формирование представлений детей о бумаге и её свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить представления детей о бумаге и её свойствах.

2.Учить детей проводить опыты с бумагой; анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивающие

1. Развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова, формировать умение детей делать выводы.

2. Развивать наблюдательность, внимание, воображение и фантазию детей.

3. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование: экран, проектор, мольберты (2 шт.),  карточки «Правила поведения в лаборатории», карточки-схемы «Свойства бумаги», поднос, бумага разных видов, картон, листы бумаги на каждого ребенка, карандаши по количеству детей, ножницы по количеству детей, небольшие куски ткани на каждого ребенка, емкости с водой, цветы и лягушки оригами по количеству детей, предметы из разных материалов для дидактической игры «Найди, что из бумаги».

Словарная работа: картон, бумага, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, рвется, намокает, мнется, издает звуки, резать, рвать.

Предварительная работа:

  • Просмотр презентации о том, когда появилась первая бумага, как делают бумагу;
  • беседа с детьми о том, что можно сделать из бумаги;
  • дидактическая игра «Что из бумаги»;
  • рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

.


Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть (мотивация).

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!»  и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

– Ребята, как много к нам пришло гостей. Давайте улыбнемся и скажем – доброе утро им скорей.

- Я получила приглашение от ваших любимых Фиксиков. Хотите мы сегодня отправимся в лабораторию?

- Как вы думаете, что такое лаборатория?

- Как называют людей, которые работают в лаборатории?

- Чтобы попасть в лабораторию нужно знать правила поведения в лаборатории. Давайте с ними познакомимся. Слушайте внимательно и запоминайте!

Воспитатель каждое правило крепит на мольберт.

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Соблюдать осторожность.

3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг-другу.

4. Руками без разрешения ничего не трогать.

5. Не пробовать на вкус.

6. Работать только на своем месте

7. После каждого опыта будем делать вывод.

- Итак, приготовились, 1,2,3 – покружись,

                                      в лаборатории очутись.

- В лаборатории нельзя находиться без халатов, почему?

Лаборанты проводят исследования под руководством научного руководителя. И сегодня этим руководителем буду я, а вы – лаборантами.

- Ребята, вы такие красивые и выглядите очень взрослыми в своих белых халатах.

Дети входят в зал, встают в круг и берутся за руки.

Доброе утро!

Доброе утро!

Это место, где проводят различные опыты и эксперименты. 

Лаборанты.

Дети и воспитатель одевают белые халаты.

II. Основная часть.

- Чтобы узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить, предлагаю вам отгадать загадку:

Я белая, как снег,

Дружу с карандашом.

Где он пробегает,

Там след свой оставляет.

Что это?

Воспитатель поднимает платок, а под ним на подносе лежат листы бумаги.

- Молодцы, отгадали. А что вы знаете о бумаге? Какая бумага бывает?

Воспитатель предлагает рассмотреть виды бумаги, расположенные на подносе.

- Что с ней можно делать?

Дети за воспитателем проходят к первому столу.

Бумага.

Тонкая, плотная, белая, цветная, гладкая, шероховатая, блестящая и т. д.

На ней можно рисовать.

«Бумажная лаборатория».

-Давайте настроимся на работу и подготовим наши пальчики.

«Пальчиковая гимнастика».

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Постучали, повертели,
И работать захотели.

 - Возьмем карандаши, нарисуем линию.

Вывод 1: на бумаге можно рисовать и писать.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Дети садятся за столы.

Дети рисуют.

- Что еще можно делать с бумагой?

- Давайте проверим. Возьмите ножницы, проверьте - разрезается или нет. Разрежьте ваш листик пополам.

 - Ну что получилось?

После этого одному ребёнку воспитатель предлагает разрезать картон и рассказать другим детям также легко его резать, как и тонкую бумагу.

Вывод 2: бумагу можно резать.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Её можно порезать. 

Дети разрезают лист бумаги и показывают.

Да.

Более плотную бумагу резать труднее.

- Давайте одну половинку попробуем помять. Мнётся?

Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ).

Вывод 3: бумага хорошо мнётся.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Да.

Да.

-  Теперь давайте попробуем разорвать бумагу на кусочки. Нам это удалось?

Вывод 4: бумага хорошо рвётся.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Да.

- Как вы думаете, может ли бумага летать?

-У нас на столе кусочки порванной бумаги, возьмите их в ладошки и подуйте.

«Дыхательная гимнастика».

Делаем глубокий вдох и дуем.

- Что происходит? Полетели? На что похожи кусочки бумаги? А снежинки невесомые и очень легкие.

Вывод 5: маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь, они разлетаются.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Дети выполняют.

На снежинки.

- Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?

- Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья».

Показ.

-Что услышали?

Вывод 6: при смятии, трении бумага шуршит, скрипит, издаёт звуки.

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Бумага шуршит, скрипит.

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики». 

- Ребята, а вы знаете, из чего делается бумага? А если не знаем, откуда мы можем взять информацию?

-Я вам предлагаю посмотреть мультфильм. Ваши любимые герои Фиксики, расскажут вам, из чего же делается бумага. Садитесь на ковер.

 

Из энциклопедии, книг, у родителей спросить.

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики» (из чего делается бумага).

Физминутка.

-А сейчас и мы с вами вспомним, как делают бумагу, для этого давайте и встанем в кружок.

Лесорубы дерево срубили,

На станке, на части разрубили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журналов, книг и тетрадей.

Дети выполняют имитационные движения. 

Имитация движение топора.

Руками разводят в разные стороны.

Ребром ладони о другую ладонь

Имитация движений поварешки.

Отжимают руками.

Имитация движений утюга.

Показ двух ладоней, поднятых вверх,

«открывают» две сложенные ладони.

«Лаборатория бумажных фокусов».

-Теперь давайте проведём интересный опыт.

На столе цветы из бумаги, емкости с водой.

 -Возьмите по одному цветку. Затем опускаем цветок в емкость с водой. Что происходит?

- Почему цветок раскрылся?

- Из чего сделан цветок?

-Что произошло с бумагой?

Вывод 7: бумага намокает. (Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный).

Воспитатель крепит на мольберт карточку схему.

Цветок раскрылся.

Из бумаги.

Она намокла.

Дидактическая игра «Найди, что из бумаги».

На столе лежат предметы из разных материалов: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.

- Посмотрите и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Только не все сразу, по очереди.

Дети берут по одному предмету, рассказывают.

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Где мы с вами побывали?

- Давайте вспомнить, что мы узнали с вами о бумаге. (ПО СХЕМАМ)

Выводы исследований:

-Бумагу можно использовать для рисования.

- Бумага легко режется

- Бумага легко рвётся.

- Бумага мнется, ткань- нет.

- Бумага издает звуки при смятии, трении.

- Бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

- Вам понравилось быть лаборантами? С кем вы поделитесь тем, о чем сегодня узнали?

- За то, что вы сегодня славно потрудились, Фиксики приготовили для вас сюрприз.

Достает из коробки книги «Простейшие опыты с бумагой».

В лаборатории.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”

1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «ткань» в средней группе.

Цель занятия1.Познакомить детей с разными тканями.2.Дать понятие из чего изготавливают ткань.3.Формировать представления о свойствах и качествах хлопчатобумажной ткани....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием  мнемотехники.Воспитатель: Корниенко Татьяна СергеевнаМАДОУ детский сад №...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».Ведущая образовательная область: познавательное развитие.Цель: Развивать у ...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебников»

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, проводить эксперименты....