Краткосрочный проект "зимующие птицы"
проект по окружающему миру

Матвеева Ирина Викторовна

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Солнышко» г. Куса»

Краткосрочный проект

«Зимующие птицы»

для детей второй младшей группы

Воспитатель: Матвеева И.В.

 

2020

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей второй младшей группы.

Подготовила и провела: Матвеева Ирина Викторовна

Продолжительность проекта: 2 неделя.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: вторая младшая группа.

Период выполнения: с 07.12.2020 по 18.12.2020 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Актуальность.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с детьми решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.

У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой. 

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Цель:  Сформировать у дошкольников общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

 Задачи:      Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучение умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  Обогащение словарного  запаса детей. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитание бережного отношения к природным объектам, заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

Предварительная работа:

1. Подбор методической литературы по теме.

2. Подбор художественной литературы для чтения детям.

3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)  

4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.

5. Составление перспективного плана.

Формы реализации проекта

  • занятия (по краеведению, рисованию, лепке, аппликации, чтению художественной литературы);
  • беседы;
  • отгадывание загадок о птицах.
  • наблюдения на прогулке;
  •  пальчиковая гимнастика; 
  • рассматривание иллюстраций;
  •  раскрашивание картинок;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);
  • работа с родителями;
  • оформление коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – оформление стенгазеты по теме «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат:

Создание совместно с родителями и детьми кормушек для птиц.

В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о зимующих птицах, у детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

У детей формируется чувство ответственности и заботы за птиц.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатель: Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности:

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

- к созданию совместно с детьми кормушек для зимующих птиц.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

• Беседы: «Зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

«Какую пользу приносят птицы».

• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой», рассказов: И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко».

• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

• Отгадывание загадок о зимующих птицах.

• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего края».

• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой «Птицы».

• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Снегирь).

• Занятие по лепке «Зернышки для птичек».

• Наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

• Просмотр мультфильма «Высокая горка».

• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление стенгазеты по теме «Зимующие птицы», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

3. Заключительный этап:

- Оформление стенгазеты по теме «Покормите птиц зимой», изготовленной совместно с родителями и детьми.

- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и оформление стенгазеты по окончанию акции.

- Создание коллективной работы с детьми.

В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников.

У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство любви и бережного отношения к птицам.

Для педагога:

• В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

• Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).

• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада, изготовление кормушек для зимующих птиц).

• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

Вывод:

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Через исследовательско-творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом у нас получилось 3 продукта: Создание коллективной работы с детьми в технике нетрадиционного рисования  по теме «Покормите птиц зимой»; аппликация с элементами лепки «Снегири на ветке» и оформление стенгазеты по теме проекта.

Приложение

Познавательное занятие во второй младшей группе на тему

«Зимующие птицы»

Цель: Формирование представлений о зимующих птицах через познавательную деятельность детей.

Задачи:

  • формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности;
  • развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на участке и за приметами зимы в природе;
  • чтение художественной литературы, сказок, потешек о птицах;
  • рассматривание картин о зиме и иллюстраций с изображением птиц.

Орг. момент:

Создание мотивации для деятельности детей (психогимнастика – включение детей в деятельность, создание положительного эмоционального настроя).

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Все готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим.

Воспитатель:

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, ребята, зима. А как вы догадались, что пришла зима?

Дети: стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках и т.д.

Воспитатель:

Вот и к нам пришла зима:

На деревьях бахрома,

Мороз трещит на стёклах,

Сквозняк стучится в окна!

Показ иллюстрации «Зима».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете когда я утром шла в детский сад, я увидела у нашего крыльца на дереве письмо. А как вы думаете, кто его принес?

Дети: Птичка

Воспитатель: Давайте узнаем, что же нам написали.

 Письмо: «Я и мои подружки на юг не улетели. Нам срочно нужна ваша помощь. Помогите нам, ждем вас. Синичка».

Воспитатель: Ребята, все-таки не все птицы улетели на юг.

Давайте посмотрим и узнаем, какие птицы не улетели в теплые края.

Воспитатель: Воробьи, вороны и некоторые другие птички остались с нами зимовать.

А раз они зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ.

Воспитатель: Нелегко приходится зимующим птицам в такие холода. Когда нечего кушать, птицы прилетают поближе к человеку. Люди добрые, они пожалеют несчастных птичек и накормят их.

А чем же можно их накормить?

Дети: Семечками, крошками, зернышками, несоленым салом и т.д.

Воспитатель: А куда можно положить корм для птичек?

Дети: В кормушку.

Пальчиковая игра «Кормушка». 

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Имитируют взмахи крыльев

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

поочередно сгибают пальцы, начиная с большого

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках,

Всем хватило зернышек

Воспитатель: Я предлагаю вам в такое морозное, зимнее утро отправится в лес, и найти нашу синичку. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Вокруг себя повернись и в зимнем лесу окажись. (Дети кружатся вокруг себя) – аудиозапись «Звуки леса зимой»

Воспитатель: Кто это расшумелся в лесу? Давайте присядем и послушаем.

Аудиозапись (звучит карканье вороны.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар! Кар!»

Дети: Ворона!

Воспитатель: Да, это ворона. Какая ворона по размеру? (Большая)

Что есть у вороны? (Крылья, клюв, лапки, хвост, перышки)

Ой, а кто тут рядышком зачирикал?

Аудиозапись.(Звучит чириканье воробья).

Серый, маленький комочек. Чик-чирик!

Замерз он очень! Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш …. (Воробей)

Воспитатель: И правда, это воробей. Давайте и его рассмотрим.

Какой воробей? (Коричневый, маленький.)

Что есть у воробья?

Дети: Крылья, клюв, лапки, хвост, перышки.

Воспитатель: Ребята, хоть и воробей, и ворона – это птицы, но отличаются друг от друга.

Ворона большая, а воробей – (маленький).

Ворона ходит важно, а воробей – (прыгает).

Ворона каркает, а воробей – (чирикает).

Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот еще птица! В синей шапочке и в желтой кофточке. Вы ее уже видели, что это за птица?

Дети: Синичка.

Воспитатель: Правильно! Прилетела к нам синичка. Кажется, она хочет с нами поздороваться и что-то сказать. Давайте ее послушаем.

Аудиоапись (Звучит голос синицы).

Воспитатель: Ребята, она говорит, что она и ее подружки  очень хотят кушать и просят нас им помочь. Ребята поможем синичкам, слепим для них зернышки?

 Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столикам. Возьмем в руки пластилин. Комочек пластилина у нас большой, а зёрнышки маленькие –маленькие, поэтому от большого комочка мы будем с вами отщипывать небольшие кусочки, и я буду отщипывать, и вы отщипывайте. И будем катать маленькие-маленькие шарики. Покажите, как вы будете катать шарик? (дети показывают кругообразные движения ладонями).

Воспитатель:  какие у вас зёрнышки получились?

Дети: круглые, маленькие.

Воспитатель: давайте отнесём наши зернышки птичкам, как много –много зёрнышек у нас получилось.

Всем птичкам хватит корма! Молодцы вы у нас! Всем птичкам понравилось угощение!

 Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

С какими птицами познакомились?

Как нам помочь птицам, чтоб они не погибли зимой?

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».

Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в группу, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это?

Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это? (правильно, воробышек)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки.)

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, 
Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок, 
Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок. 
Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку, 
Присели. 
Почесала клювом грудку, 
Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень, 
Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири, 
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! 
Прыжки на месте на двух ногах.

- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это? (правильно, снегирь)

Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птиц?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы

I Орг. Момент. Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их и их личинок из под коры деревьев.

Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей – приносят пользу сельскому хозяйству.

Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги. – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие? Если да, то возьмите смайлик с улыбкой. Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Занятие по краеведению

«Зимующие птицы нашего края».

Задачи: Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.

Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).

Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.

Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.

Ход занятия: I. Орг. момент.

II. Новый материал. 1.Загадки о зимующих птицах.

Угадайте, что за гости к нам пришли:

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит 
(Воробей)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт 
(Ворона).

Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...
(Сорока).

Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я –  
(Сорока).

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет. (Голубь)

Вывешиваем иллюстрации птиц на доску

2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.

3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.

Обращаем внимание на иллюстрации птиц.

- Как вы думаете, как называют этих птиц?

(Этих птиц называют - зимующие).

Посмотрите на них внимательно и скажите:

- Чем они похожи? Что у них общего?

Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы. 

(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)

4. Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

5. Продолжение беседы о птицах (серогрудая ворона, сорока-белобока,).

- А чем они отличаются? (одни большие птицы, а другие – маленькие – размером и цветом)

Умницы!

- Ребята, как вы думаете сейчас легко птицам, когда земля замёрзла, снега много вокруг, когда нет корма? (Им очень трудно, пищи нет).

- Что надо сделать, чтобы помочь пернатым?

(нужно повесить кормушки и накормить ) – постоянно добавлять корм в кормушки.

- Кто из вас кормил птичек? (Ответы)

- А чем кормят птиц? ( зернышками овса, семечками не жаренными, крошками чёрствого белого хлеба).

6. Я предлагаю вам покормить наших гостей. У нас есть птичья столовая. Давайте насыпим туда корм и пригласим птичек.

7. Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

- Красивое стихотворение?

-Им очень нужна наша помощь, а особенно зимой.

III.Итоги. Молодцы! Хорошо сегодня работали, ушки все слышали, всё запомнили.

- Какие птички живут рядом с нами?

- Как они называются? Зи…

Наши гости принесли вам подарки, каждому раскраску с птичкой (педагог раздаёт каждому малышу).


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

НОД по нетрадиционному рисованию ладошкой, пальчиками «Зимующие птицы»

Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

 - Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой.

 - Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, для создания выразительного образа.

 - Воспитывать самостоятельность, уверенность, позитивное отношение к результату своего творчества и творчества других детей.

 - Развивать эстетический вкус, творчество в создании художественного образа, воспитывать любовь и заботу к пернатым.

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас прогуляться по заснеженному парку – посмотрите, как выглядят деревья в парке.

     - Прислушайтесь, ребята, что вы слышите (пение птиц).

- Ребята, вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают от нас на юг.

- А как называются птицы, которые остаются на зимовку? (зимующие)

     - Почему эти птицы остаются? (не боятся холода)

     -Хотите узнать, какие птицы сегодня пели в нашем парке?

Отгадайте загадку, и мы их увидим.

  1. Черно- красный, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут!

-Воспитатель: Как можно узнать снегиря из множества птиц?

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Держаться снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно переклиниваются мелодичным свистом.

Послушайте еще одну загадку:

2. На кормушку к нам зимой

Прилетела птица

С желтой грудкой пуховой – шустрая -…. Синица

Воспитатель: Как можно узнать синицу из многих птиц?

У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Для синичек мы размещаем кормушки, где они могут полакомиться, семенами подсолнечника, салом. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку.

А эта птичка, думаю, вам хорошо знакома.

3. Это серенькая птица

Во дворе людей гнездиться

Серых перышек наряд.

Глазки – бусинки блестят.

Прыг да скок и, чик, чирик –

Суетлив и не велик.

Крошки сыпь и не жалей,

Кто склюет их …. Воробей.

Воробей: Расскажите про воробья, какой он? Маленький серенький, шустрый.

Воробей очень подвижный по земле не ходит, а прыгает сразу двумя ногами.

- Какие это птицы? (Зимующие).

- Что общего у этих птиц?

- А чем они отличаются? (картинки со всеми птицами)

- Как мы можем позаботиться о птицах? (кормушки)

- Ребята мы с вами нарисовали дерево и кормушку, давайте поселим туда сегодня зимующих птиц (снегиря и синицу)

- Посмотрите, на наше дерево прилетела птица.

- Какая птица прилетела на наше дерево?

- Как вы думаете, как я нарисовала синицу?

- Верно, я нарисовала ее необычным способом – отпечатком ладони.

- Покажите какой частью ладони я нарисовала туловище у птицы?

- А хвостик у синички? (дети показывают и гладят ту часть руки про которую говорят – массаж руки)

- Как я нарисовала голову у синички?

- Правильно голову и все детали я уже нарисовала кистью.

- Хотите научиться таким необычным способом нарисовать птицу?

- Сегодня поможет мне …Лиза

Я кисточкой и красной краской намажу ей ладоньпальцы руки намажу черной краской, все это надо делать очень быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

- Лиза сделай отпечаток руки, где отпечаток большого пальца там мы нарисуем голову – кисточкой.

- Что еще нужно дорисовать?

В ходе занятия детям, которые затрудняются в выполнении задания, показать приемы на своем листе.

- Напомнить что нужно пользоваться влажной салфеткой, чтобы протереть руку после краски.

Анализ

- Посмотрите, у нас получился своя кормушка на дереве с замечательными птицами. Молодцы! Какие удивительные птицы получились! Как праздничные фонарики светятся в ветвях снегири и синицы. Расскажите, каким способом вы рисовали картину? (дети рассказывают, делятся впечатлениями).

Занятие по аппликации во 2 младшей группе

«Снегири на ветках»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие».

Вид изобразительной деятельности: аппликация

Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

- Образовательная: Сформировать представления детей о жизни снегиря, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания. Учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги.

- Развивающая: Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение детей передавать образ птиц с помощью геометрических фигур, формировать творческое воображение, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей, учить передавать форму.

- Воспитательная: Формировать интерес к аппликации, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах, аккуратность и внимательность.

Словарная работа: Снегирь, птицы, ветки, снег, корм.

Оборудование: Клеенки, кисточки, клей, салфетки.

Материал:

- Демонстрационный материал: Картинки, игрушки.

- Раздаточный материал: Шаблон из цветной бумаги: туловище, крылышки, хвост и голова (из черной цветной бумаги), грудка и клюв (из красной цветной бумаги), глаза, альбомный лист тонированный в голубой цвет с нарисованной на нём веточкой,

Подготовка воспитателя к занятию: Изучение методической литературы, поиск и подготовка раздаточного материала, разучивание стихотворения.

Предварительная работа с детьми: Наблюдение за птицами во время прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.

Методы и приёмы на занятии: Обследование предмета, показ и объяснение, игровые приемы, анализ или оценка детей.

1.Вступительная часть

  1. Создание интереса к теме

Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири»:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо

На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Воспитатель: Как синица появляется около человеческих жилищ вместе с первыми осенними туманами, так красногрудый снегирь является спутником бабушки-зимы и снега: недаром же он и назван снегирем.

  1. Рассматривание и обследование объекта

Воспитатель: Давайте сначала разберем, из чего будет состоять птичка. Что это такое у снегиря?

Дети: Голова.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?
Дети: Туловище.

Воспитатель: Молодцы! А это что такое у него?
Дети: Крылышки.

Воспитатель: Молодцы, правильно. А зачем нужны крылышки?
Дети: Что бы летать.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?
Дети: Хвостик.

Воспитатель: Правильно. А это что такое у снегиря?

Дети: Глазки.

Воспитатель: Правильно. Зачем они ему нужны?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Молодцы! А это что такое у снегиря?

Дети: Клювик.
Воспитатель: Правильно. Зачем нужен клювик снегирю?

Дети: Кушать, клевать зернышки.

  1. Показ способов изображения

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что лежит перед вами на столе.

   - Веточка, изображенная на листочке.

   - Туловище вашей будущей птички. (Черное туловище и красная грудка)

   - Голова.

   -  Крылышки.

   - Хвостик.

   - Круглые маленькие глазки.

Воспитатель: Первое, что мы будем делать – мы соберем, не приклеивая нашего снегиря на листочке. Я кладу перед собой лист с веточкой, кладу на него туловище снегиря, на туловище сверху кладу грудку. Птичка должна сидеть на веточке.  Голова у птички вверху, а хвостик будет внизу. По бокам вверху туловища кладу крылышки. Глазки и клювик укладываю на голову.  Когда моя птичка готова, я начинаю по очереди приклеивать все детали на лист с помощью клея. Вы же помните, что клеем мы мажем детали только на клеенке и, только потом приклеиваем на лист, а лишний клей убираем с помощью салфетки?

  1. Двигательная деятельность

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки ) 

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке.  (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят,    (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят.    (Бегут по кругу взмахивая руками)    

Кыш! Кыш! Улетели!  (Разбегаются по группе, машут руками)

2. Основная часть

Дети выполняют аппликацию самостоятельно, при необходимости воспитатель помогает ребёнку выполнить правильное действие

3. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, какие красивые снегири у нас получились!

Рассматривание и обсуждение  детских работ.

Наблюдение за птицами зимой

(воробышки возле кормушки).

Цели: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый …..воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка —

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

А зовут ее …..Синичка

Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … Снегири

Воспитатель задает детям вопросы.

- Что у них общего?

- Они живут поодиночке?

- Где ищут корм?

- Надо ли помогать птицам? Почему?

- Чем мы будем их кормить?

- Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность: «Сгребаем снег лопатками». Насыпать зёрнышки и хлебные крошки в кормушку

Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями, выполнение поручений.

Подвижные игры:

«Ловлю птиц на лету» (русская народная) - Цели:  учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в цель» - Цель: Упражнение в броске в цель, развитие ловкости.

«Воробышки и автомобиль» - Цель: закрепить знание правил игры; упражнение в беге врассыпную.

Дидактическая игра «Какие бывают птицы?» - Упражнение детей в умении находить нужную птицу на картинке.

«Принеси зелёный/ красный/ жёлтый и т.д. мяч» - Цель: Закрепление знаний детьми основных цветов.

Элементарное детское экспериментирование: Просмотр, проведение и обсуждение опыта: рассмотреть и запомнить, какие зёрнышки едят воробушки.

Индивидуальная работа: Развитие меткости, умения махать руками, как птички крылышками.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом.

Выносной материал: Лопатки, метлы, скребки, санки.

Дидактические игры

«Какие голоса подают птицы»

Задачи: Пополнение активного словаря детей по теме «Зимующие птицы». Развитие умения узнавать птиц по голосу, памяти, мышления. Воспитание культуры общения.

Ворона – «кар-кар» - каркает; синица – «тинь - тинь» - тинькает; снегирь – свистит; голубь – воркует; воробей – «чив - чив» - чирикает; сорока – «стр – стр» - стрекочет; сова – «ух - ух» - ухает.

«Узнай и назови ласково»

Задачи: Упражнение в узнавании птицы и словообразовании.

Воробей – воробышек, воробьишко; синица - …

«Скажи наоборот»

Задачи: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. Развитие памяти, речи детей, мыслительной деятельности.

Закончи предложения: Воробей маленький, а ворона - …

У синички хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей - …

У синички клюв тонкий, а у вороны - …

«Один - много»

Задачи: Упражнение в образовании множественного числа существительных

Ворона - вороны, снегирь - …

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить внимательно слушать педагога, договаривать слова. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Воспитание выдержки.

«Назови и покажи зимующих птиц»

Задачи: Развитие у детей умения узнавать и называть птиц по внешнему виду.

Подвижные игры

«Воробышки и автомобиль»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием. Развитие у детей решительности.

«Воробышки и кот»

Задачи: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.

Чтение художественной литературы

(стихотворения: В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», Маршак «Где обедал воробей?»; разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»; рассказов: И.Тургенева «Воробей», С М.Горького «Воробьишко».

Задачи: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

Задачи: Уточнение с детьми знаний о том, кто такие зимующие птицы. Учить узнавать их по внешнему виду. Развитие речи детей. Содействие формированию привычек нравственного поведения. Воспитание аккуратности во время рассматривания иллюстраций.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Задачи: Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом народного творчества – загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.

Наблюдения на прогулке за птицами

прилетевшими на участок.

Задачи: Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу), умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Птицы зимой". Совместная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, голубь). Формирование знаний о внешних признаках птиц и особенностях поведения. Обогащение и активизирование словаря дете...

методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"

В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...

Краткосрочный проект "Птицы зимой"

Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым ...

Краткосрочный проект "Птицы" в старшей группе

Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей. Воспитание бережного и заботливого отношения ...

Детский краткосрочный проект «Птицы- наши друзья»

Участники: дети, родители, воспитатели.Цель: Развивать представления детей о действительной помощи, заботы о птицах.Задачи:Познакомить детей с зимующими птицами;Углублять знания детей с о зимующих пти...

Сценарий в рамках краткосрочного проекта " Птицы-наши друзья"

Сценарий весеннего развлечения для групп раннего возраста...

Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"

Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"...