Проект " Зимушка - зима"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Антонова Валентина Сергеена

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей младшего  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект   «Зимушка - зима»

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Актуальность темы.

 Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей младшего  возраста.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта: 

Образовательные

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природ

 (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

  - формировать представления детей о безопасном поведении  зимой во время прогулки.

Развивающие

  - формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

   - повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

  - развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные

 - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

 - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Данный проект:

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели ( 14 ч.)

По содержанию – познавательно – исследовательский .

По продолжительности – долгосрочный  проект.

По доминирующему виду проектной деятельности –  исследовательский,  практико – ориентированный.

Методы  и формы : наглядный, словесный, практический, игровой.

(Показ воспитателя, вопросы, беседы, опыты со снегом,  чтение художественной литературы;  игровые – дидактические игры,  подвижные игры, настольно-печатные игры).

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Ожидаемый результат:

Дети расширят представление о зиме, познакомятся с явлениями неживой природы (снег, метель, мороз, гололед и т.д.). Свойствами снега  (белый, пушистый, холодный и т.д.).  Жизнью некоторых зимующих птиц и диких животных, особенностями жизнедеятельности человека в зимний период. У детей сформируются знания правил безопасности зимой в гололед. В ходе проекта дети научаться экспериментировать со снегом и узнают много нового о снеге.

Предварительный этап                                                      Мониторинг

Фамилия  имя   ребёнка

Какое время года нарисовано на картинке.

Назови простейшие зимние явления природы?

 

Что человек делает зимой?

Почему уснул медведь?

Каковы особенности существования растений зимой?

Устанавливать причинно – следственные связи

Н.Г

К.Г.

Н.Г.

К.Г

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г

Н.Г.

К.Г

Критерии результативности проекта

Сформирован: ребенок имеет хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Охотно делится своими познаниями.

Частично сформирован: ребенок имеет достаточно хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого.

Не сформирован: односложные ответы по каждой картинке; значительные затруднения при выполнении задания.

Сформирован

красный

Частично сформирован

зелёный

Не сформирован

синий

Литература

- Интернет ресурсы

-Н.Е. Вераксы. Рабочая программа воспитателя. Группа младшего  возраста ( 3 – 4 года)

-В.В. Гербова. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. ( 2-4 года) 

Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего возраста.  

А.Н. Фролова. Игры - занятия с малышами.   Картотека игр. 

Анкета  для родителей «Зимние забавы и игры»

Какие зимние игры и забавы Вы знаете?

Имеется ли у Вашего ребенка любимая зимняя игра, забава?

Да (какие)

Не знаю

Нет

Занимается ли кто-нибудь в Вашей семье спортом?

Да (кто)

Нет

Что значит? - Вести здоровый образ жизни (сформулируйте или перечислите критерии ЗОЖ)

Имеется ли у Вашего ребенка спортивный инвентарь для зимних игр и забав?

Да (какой)

Нет

Кто из взрослых играет на улице с ребенком?

(мама, папа, бабушка, дедушка, няня и т. д.)

Больше всего по времени

Меньше всего по времени

Играете ли Вы на улице в зимнее время всей семьей?

Всегда

Иногда

Очень редко

Никогда

Знаете ли вы правила безопасности в зимнее время года? Рассказываете о них ребёнку? Соблюдаете ли сами?

В какие зимние игры и забавы Вы играете всей семьей? (перечислите)

Если не идете на прогулку, то чем занимаете ребенка? (подчеркните)

Просмотр мультфильмов

Совместное чтение книжек

Совместные игры

Ребенок играет самостоятельно

Основной  этап

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

Декабрь

Утренняя гимнастика –

«Снежинки».

Цель: Пробуждение детского организма.

Дыхательная гимнастика 

«Подуем на снежинки».

Цель: Обучение детей правильно выполнять выдох.

Подвижные игры 

«Зайка беленький сидит», «Устроим снегопад».

«Два мороза», «На земле лежит снежок»

Цель: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры.

Пальчиковая гимнастика 

« Снеговик».  «Чтобы ручки не замерзли».

 «Любим мы зимой играть».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Дидактические игры:

«Ласковое имя», «Где твой домик», «Зимой во дворе».

 «Сколько снежинок?», «Узнай и назови»

НОД по познавательно-речевому развитию на тему:

«Зима белоснежная»

Цель: Дать детям знания о времени года – зима.

«Ёлочка в гостях у ребят».

Цель: Формировать у детей представление о новогоднем празднике.

«Кто живёт в лесу?».

Цель: Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края.

Опыт со снегом на прогулке

 « Цветной снежок».

Цель: Продолжение ознакомление детей со свойствами снега.

«Тает – не тает».

Цель: Продолжение обучения детей проводить опыты со снегом.

НОД по развитию речи на тему: 

«Зимой на прогулке».

Цель: Продолжать развивать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины.

НОД по рисованию на тему:

«Снег, снег кружится, белая вся улица». 

Цель: Формировать умение передавать в рисунке картину зимы.

НОД  по конструированию на тему: 

«Дорожка в зимний лес».  

Цель: Развить речевую активность, воспитывать желание к конструктивной деятельности.

НОД по лепке на тему:

«Дед Мороз, Дед Мороз, он подарки нам принёс»!

Цель: Продолжать учить детей лепить простые предметы округлой формы.

НОД по аппликации на тему:

«Волшебные снежинки».

Цель: Развивать у детей умение  наклеивать полоски бумаги в форме снежинки.

Прогулка:

 «Наблюдение экспериментирование со снегом».

Цель: Обогащать представление детей о зиме, о природных явлениях зимой

Экскурсия по участку детского сада 

« Зимний пейзаж».

Цель: Обратить внимание детей на изменения, произошедшие на участке; Обогащать словарный запас.

 Настольно-печатные игры:

 « Подбери по цвету», «Найди лишнее».

Цель: Воспитывать интерес к игре.

1.Консультаци:

«Зимние забавы»

 « Ах ты, Зимушка - зима!», 

«Одежда для прогулок», «О пользе прогулок с детьми»

«Игры на прогулке зимой»,

 «Профилактика гриппа и других простудных заболеваний»

- Папки – передвижки: «Зимние приметы», «Зимние забавы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях»,

 «Новый год».

- Беседы с родителями на темы:

«Чем занять детей на прогулке зимой?», «Одежда детей зимой».

 - Подборка народной мудрости.

 - Акция:

«Покорми птиц».

 - Участие родителей в подготовке к праздникам: «Новый год»,

 «Прощай, Зима!

Совместная творческая деятельность:

Фотоальбом

 «Зимушка, зима деткам радость принесла»

Презентация «Зимушка- зима»

Слепим Снеговика для детей.

Папки – передвижки:

«Зимние приметы», «Зимние забавы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях», «Новый год».

картотека дидактических игр;

картотека художественной литературы  о зиме;

фотоальбом «Зимушка, зима деткам радость принесла»

Альбом детских рисунков

 «К нам зима пришла»;

выставка поделок

«Новогодняя ёлка»;

Картотека

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Опыты со снегом.

Беседы с детьми: 

« Зима, зима – веселится детвора!».

 «Не ешь снег – можешь заболеть!».

 « Когда на улице мороз отморозить можно нос».

Рассматривание иллюстраций: 

«Как звери в лесу зимуют», «Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год», «Конец зимы».

Наблюдение:  за снежинками, за погодой, за ветром, за льдом, за почвой, за деревьями, за птицами, за небом, за солнцем, за трудом взрослых.

Экспериментирование: «Как согреть руки», «Свойства снега», «Хрустальные сосульки» «Цветные льдинки».

Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка».

К.Бальмонта «Снежинка», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…», И.Сурикова «Зима», Ф.Тютчева  «Зима недаром злится», Г. Ладонщикова «Прилетели метели», И. Токмаковой  «Под Новый год», М. Лапыгина «Снегирь», Е.Русакова «Зима», В. Фитисова «Зима пришла», И. Бурсова «Снежинки», «Маша варежку надела».   В. Берестов «Снегопад».                               

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Смешарики », «Вот пришла зима»,«Маша и Медведь». « Дед Мороз»

Заключительный  этап

Дети:

1.Сформированы элементарные представления о зиме.

 2.Сформировано представление о труде взрослых зимой.

3.Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

 Родители:

 1.Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.

2.Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

3.Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жесткого обращения с объектами природы.

Рекомендации для родителей младших дошкольников  по теме «Зимушка – зима».

Поговорите с ребенком о том, какое время  года наступило. Во время прогулок с ребенком понаблюдайте за зимними изменениями в природе. Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:

Земля покрыта снегом, а реки и озёра льдом.

Стало холодно, морозно.

Часто идёт снег.

Люди стали одеваться теплей.

Дети и взрослые катаются на лыжах, коньках, санках, играют в снежки.

Поиграйте с ребенком:

Д/и «Назови ласково».

Лед — ледок.      

  Снег — …

Зима — …            

Мороз — …

Метель — …        

Солнце — …

Д/и «Какой? Какая?»

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые,  легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Погода (какая?) …

Д/и «Из чего — какой?».

Горка из снега (какая?) — снежная.      

 Дорожка изо льда (какая?) — …  

 Погода с морозом (какая?) — …

Поиграйте с пальчиками (пальчиковая гимнастика):

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий

(грозить пальчиком)

Раз — подбросим

 Два — поймаем

 Три — уроним

 И… сломаем

(Выполнять соответствующие словам действия)

Выучите с ребенком стихи о зиме.

Отгадайте загадки:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день снежинки кружат,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется... (снег)

У нас под самой крышей

 Белый гвоздь растет,

Но как солнышко взойдет,

Гвоздь растает, упадет… (сосулька)

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...