Беседы с детьми по окружающему миру
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Шуклина Екатерина Александровна

Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_detmi_po_okruzhayushchemu_miru.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа1«Что такое огород и что на нём растёт» 

Программное содержание: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду. 

Ход занятия: Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет.

 Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. - И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) – Лето целое стараласьОдевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок (капуста) –Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (морковь) –Над землей трава, Под землей бордовая голова (свекла) – Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры) –Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом (редиска) – Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный…(баклажан) - Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук) – Свежий и солёный Он всегда зеленый (огурец) - Маленький, горький, Лучку браток (чеснок) - Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры) - Только фея может этот овощ превратить в карету (тыква). - Молодцы ребята! Вы отгадали овощи которые растут в огороде. - Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)- А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей) - А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей) . - А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром. На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры. - Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все задания. И теперь вы точно знаете что растёт в огороде. А овощи из огорода мы будем каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда. 

Беседа 2 «Полезные продукты» Задачи: - Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С. - Различать витаминносодержащие продукты питания (овощи, фрукты). - Познакомить, как витамины влияют на организм человека. - Вызывать интерес и потребность к правильному питанию. - Воспитывать заботливое отношение к  своему здоровью, самостоятельность, выдержку. Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты (целые и нарезанные на дольки), корзинки. ХОД: - Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Врач). - Он принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам, когда отгадаем загадки (яблоко, лук, лимон, огурец, картофель, морковь, свекла). Я – крепкое, хрустящее, Чудо настоящее. Желтое и красное – Кожица атласная. А ещё румяное Детям всем желанное!(яблоко) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.(Морковь) Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали — Не одну нашли, а десять! Как ее названье, дети? (картошка) Кто его раздевает, тот слезы проливает. - Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи). - А что у нас лежит в вазе? (фрукты) - Ребята, расскажите, для чего нужны овощи и фрукты? (Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду, укреплять здоровье человека витаминами). - Мы - витамины - не таблетки И не вкусные конфетки! Мы живет в продуктах, Овощах и фруктах. Мы несем здоровье вам, Помогаем тут и там. А сейчас послушаем, что расскажет нам врач о витаминах. - Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это витамины А, В, С. - Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А (дети называют овощи и фрукты, в которых есть витамин А). - Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В(называем картинки). - Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С (показываем и называем продукты) - Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми. Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье: Овощи и фрукты, хлеб да вода – здоровая еда. Яблоко на ужин – и врач не нужен. Съешь и морковку, коль яблока нет. Кто дружит с овощами и фруктами да чистой водой, того болезни обходят стороной. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить и конечно фрукты. Все без исключения, В этом нет сомнения!

Беседа 3 «Неизвестная морковь» Цель: 1. Познакомить детей с историей моркови и её распространением по странам и континентам. Закрепление у детей представления о значении моркови для человека. 2. Развивать интерес и любознательность, мышление и память. 3. Воспитывать у детей желание правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Материал: картинки и иллюстрации о моркови, муляжи моркови. Ход беседы: Загадка: Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую. Но не хитрую плутовку, а хрустящую … (морковку) - Скажите, ребята, морковка фрукт или овощ? (ответы детей) - Где она растёт? (ответы детей) - Почему плод моркови ярко-красного, оранжевого цвета? (ответы детей) Давным-давно люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры. Пробуя на вкус разные дикие растения, люди узнали, что у одних съедобны вершки – плоды, стебли, листья, а у других, как у морковки – корешки. Тогда дикая морковь была белого цвета. Человек догадался, что корешок – это морковкина копилка, куда растение откладывает питание про запас, чтобы на другое лето зацвести, оставить после себя семена. Но только много не накопишь, когда тебя теснят другие корешки, когда под землей идет молчаливый спор за место, за каждую каплю воды. И человек вскопал первый на свете огород, переселив туда дикие съедобные корешки. Человек как бы договорился с ними: “Я не дам вас в обиду, я о вас позабочусь, а вы только копите, копите!” Долгие годы человек сеял, сажал, поливал, рыхлил землю, отбирал лучшие растения на семена. И морковь краснела и толстела. Так дикие растения превратились в овощи, вкусные и полезные. Мелкие семена не посеешь ровно: где густо, где пусто. Если не проредить там, где густо, вырастет морковка с мышиный хвост. Вот и получается, пропололи – и опять поли, проредили – и опять прореживай. Не давала морковь деревенской женщине спину разогнуть! Морковь потому покраснела, что в ней прибавился каротин. В Древнем Риме говорили на латинском языке. По латыни морковь – “карота”, вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет. В организме человека каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Каротин есть и в других овощах и фруктах желтого, оранжевого и красного цвета: в репе, красном перце, помидорах, апельсинах, мандаринах, хурме. Раньше всего каротин нашли в моркови, поэтому его и назвали по имени морковки Просмотр иллюстраций о древних людях и об уходе за морковью. Чтение стихотворения: Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, Б, С. Помни истину простую Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьёт. - А вы знаете, чем она полезна? (ответы детей) Морковь - одно из самых ценных овощных растений. Морковь – это древний секрет молодости, красоты и долголетия. Греки знали о полезных свойствах моркови. Гиппократ считал ее очень ценной для организма. В моркови в большом количестве содержится каротин, который при попадании в организм преобразуется в витамин А. Морковь также является источником витаминов С, В, D, E. Морковь содержит минералы и микроэлементы – калий, кальций, железо, фосфор, йод, магний, марганец. Морковь оказывает общеукрепляющее действие на весь организм человека. Она помогает очистить кровь, вывести из организма вредные вещества, нормализует обмен веществ, повышает активность всех внутренних органов. Медики всегда славили морковь. Морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех! Она поддерживает организм в здоровом состоянии. Игра “Морковки с грядки” - ребята собирают муляжи моркови с закрытыми глазами. Чья команда больше соберет, та и победит. Игра “Назови морковные блюда” – тертая морковь, морковные котлеты, пудинг с морковью, пирожки с морковью, морковный сок и т. д.

Беседа 4 «Правила ухода за овощами». Задачи. 1.Формировать обобщенные представления об овощах (овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представления о многообразии овощей, формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. 2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. 3. Учить детей составлять целое из частей. 4. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы. Материал: поднос с овощами, два обруча (красный и черный), муляжи овощей на тарелке, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки. Ход: Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем. -Ребята, посмотрите что у меня в руках? (Поднос). -Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей) -Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют) -Как всё это назвать одним словом? -Откуда пришли к нам овощи? -Где они растут? (на огороде) -Как выращивают овощи? Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. -Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли? -Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды). -Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь). -Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу) -Все ли овощи одинаковые на вкус? -Правильно, овощи различаются и по вкусу. Отгадаете загадку. Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». Живет дед – во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук) Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят И сказки о ней говорят. (репа) -Ребята сейчас мы поиграем в игру « Вершки и корешки» Воспитатель берет два обруча: черный и красный, кладет их так, чтобы обручи пересеклись. -В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета - те, у которых используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям, кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка)

 Беседа 5 «Об овощах» Задачи. 1.Формировать обобщенные представления об овощах (овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представления о многообразии овощей, формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. 2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. 3. Учить детей составлять целое из частей. 4. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы. Развивающая среда: поднос с овощами, два обруча (красный и черный), муляжи овощей на тарелке, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки. Методы и приёмы: сюрпризный момент, метод ТРИЗ, обследование предмета, пальчиковая гимнастика, худ.слово, показ способа действий, оказание помощи детям. Ход занятия: Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем. -Ребята, посмотрите что у меня в руках? -Поднос. -Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей) -Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют) -Как всё это назвать одним словом? -Откуда пришли к нам овощи? -Где они растут? (на огороде) -Как выращивают овощи? Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. -Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли? -Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды). -Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь). -Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу) -Все ли овощи одинаковые на вкус? -Правильно, овощи различаются и по вкусу. Отгадаете загадку. Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». Игра «Узнай по вкусу» Воспитатель с блюдом сырых и вареных овощей предлагает ребенку зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об том ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел. Игра продолжается. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка). Живет дед – во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук) Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят И сказки о ней говорят. (репа) Дети опять пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу (по 3-4 ответа). Ребята, давайте сами сочиним загадку про любой овощ. (ТРИЗ ). Пальчиковая гимнастика: Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры А на грядке у Филата Много разного салата. А у бабушки Феклы Четыре грядки Свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две грядки картошки. Раз, два, три, четыре, пятьПоможем урожай собрать. -Ребята сейчас мы поиграем в игру « Вершки и корешки» Воспитатель берет два обруча: черный и красный, кладет их так, чтобы обручи пересеклись. -В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета - те, у которых используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям, кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка) - Сейчас, ребята вы выберите какой овощ вы будете вырезать. Дети подбирают цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным для аппликации овощем. Вырезают овощи, раскладывают их на тарелке (лист), приклеивают

. Беседа 6 «Об овощах и фруктах» Цель: Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Задачи: 1.Образовательная: Учить детей различать овощи и фрукты. Учить узнавать фрукты и овощи по вкусу, по описанию. 2.Воспитательная: Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное отношение к отвечающему товарищу. Развивать любовь к природе. 3.Развивающая: Развивать мышление ,память, речь, логику. Обогащать и расширять словарный запас детей. Развивать слуховое восприятие. Учить детей отвечать полными и развернутыми предложениями. Развивать сенсорное восприятие. Предварительная работа: Разучивание стихов и загадок по теме «Овощи — фрукты». Изготовление поделок из фруктов , овощей , природного материала и участие в выставке «Дары осени». Проведение игры «Угадай на вкус», «Во саду ли, в огороде». Словарь: овощ, овощи, фрукт, фрукты, помидор, огурец, морковь, репа, лук, свекла, арбуз, яблоко , груша, банан, апельсин , компот, сад, огород, садовник, огородник, вкус. Оборудование: Картинки с изображением сада, огорода, фруктов и овощей. Наборное полотно. Фрукты и овощи для игры «Угадай на вкус». Ход занятия: 1 .Организационный момент. Упражнение на слуховое восприятие. Педагог здоровается с детьми и говорит: «Сейчас сядет тот , кто повторит за мной и не ошибется. Помидор, огурец, свекла. Банан, груша, апельсин.» Дети по одному повторяют за педагогом и садятся, каждый на свое место. 2. Основная часть. 1.Беседа. «Ребята, что мы сейчас с вами называли? (фрукты и овощи) Правильно. Сегодня мы о них и поговорим на нашем занятии». Беседа с детьми по вопросам: -Где растут фрукты? (на деревьях, в саду) -Где растут овощи? (на грядке, в огороде) - Как называется профессия человека, который выращивает овощи(фрукты)? (садовник, огородник) - Как можно использовать овощи (фрукты)? (варить из их суп, солить, готовить салат, варить компот,делать сок и т.д.) 2.Загадки. Педагог предлагает детям отгадать загадки об фруктах и овощах . Ответы на их загадки педагог вывешивает на доску в виде картинок. Как на нашей грядке выросли загадки Сочные, да круглые. Вот такие крупные. Летом зеленеют, осенью краснеют(Помидор) А на этой грядке горькие загадки. 33 одежки и все без застежки. Кто их раздевает, тот слезы проливает.(Лук) А на этой грядке длинные загадки. В этой грядке Дед Мороз летом прячет красный нос.(Морковь) Я на солнышко похожа Я росла на грядке тоже Сладкая, да крепкая Называюсь......(Репка) Весь в пупырышках, зеленый Я и свежий и соленый. Осень вкусный удалец Наш хрустящий …...(Огурец) Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.(Яблоко) Яркий, сладкий, налитой Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики А из далекой Африки.(Апельсин) Игра «4 лишний». Работа с картинками на доске. Педагог оставляет по 4 картинки на доске, дети выделяют лишнюю картинку по разным признакам (овощ-фрукт, по форме, по цвету). Игра «Во саду ли, в огороде». На наборное полотно вывешиваются две картинки с изображение сада и огорода. Педагог объясняет детям что слева - огород, а справа - сад. Ребенок выбирает наугад карточку с изображение фрукта или овоща и определяет ,где он растет, поставив карточку в нужное место на наборном полотне. Все дети играют по очереди. III. Физминутка «Компот». Педагог вместе с детьми читает стихотворение и выполняет соответствующие действия: Будем мы варить компот. Фруктов много нужно. Вот. Будем яблоки рубить. Будем грушу мы крошить. Отожмем лимонный сок. Слив добавим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.( Н.Нищеева.) IV. Закрепление. Игра « Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют овощи и фрукты и угадывают по вкусу, проговаривая что это, фрукт или овощ. Игра « Угадай ,что у меня» Педагог раздает детям картинки с изображение фрукта или овоща. Каждый ребенок должен описать что у него, так чтоб остальные догадались не видя его картинки. V. Итоги занятия. - О чем мы сегодня с вами говорили, дети? (об овощах и фруктах) -Где растут фрукты? (на деревьях, в саду) -Где растут овощи? (на грядке, в огороде) - Как называется профессия человека, который выращивает овощи(фрукты)? (садовник, огородник)

 Беседа 7 «Что необходимо для роста растений?» Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений. Задачи: 1. закрепить представления детей о характерных признаках весны; 2. опытным путем подтвердить условия роста и развития растений; 3. развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща; 4. воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе. Материал к занятию: — магнитная доска с магнитами; — 3 вазы с ветками тополя; — листочки, фломастер; — 3 ящика с землей; — семена цветов; — лейки с водой; — палочки мерки. Ход занятия 1. Сегодня у нас 25…(марта), день недели(среда),время суток(утро)… (звонок в дверь) — Дети, посмотрите, нам пришло письмо. От кого оно может быть? ( дети выдвигают гипотезы) — Как узнать от кого письмо? ( прочитать на конверте) « Здравствуйте, ребята! Я в гостях у бабушки в деревне. Думал, наиграюсь с друзьями, с горки покатаюсь, но не получилось. Бабушка попросила помочь посадить семена. На улице снег, холодно, а она семена сажает, лучше бы летом посадила, когда тепло, солнышко греет, дождик землю поливает. Она у меня старенькая, вот и не знает, что лучше летом сажать. Я ей говорил, а она не верит. Вот бы вы ей письмо написали, да объяснили все. А то она еще и помидоры собралось сажать. До свидания! Антошка». 2.Беседа с детьми - От кого письмо? - Вот так проблема. Как вы думаете, кто прав? Бабушка или Антошка? ( предположения детей) ( если дети не нашли правильный ответ, предложить спросить у кого-нибудь) -Ранней весной семена сеют в ящики, из них вырастает рассада, которую потом высаживают в землю. - Какое сейчас время года? Докажите. ( Солнце не только свети, но и греет). -День становится длиннее, а ночь короче. -Тает снег. -Появились проталины, лужи. - На крышах сосульки. -Птицы весело щебечут. -Значит, какое время года? (ранняя весна) -Кто же прав? (бабушка) 3. Основная часть (выдвижение гипотез, анализ, правильность предположений, умозаключения) — Как вы думаете, что нужно для роста и развития растений? ( Дети выдвигают гипотезы, воспитатель зарисовывает на листочках, ребенок, ставит листок на магнитную доску) (вода, свет, воздух, тепло, уход, почва …) — Давайте проверим правильность наших предположений. Мы с вами поставили 3 веточки тополя в баночки и создали им разные условия. 1- воздух, тепло, вода 2- воздух, тепло, свет 3 - воздух, тепло, вода, свет На какой из 3 веток тополя почки распустились раньше? Почему? - Давайте сделаем вывод, что необходимо для роста и развития растений. (воздух, тепло, вода, свет) ( с магнитной доски убираются неподтвержденные предположения) -Бабушка Антошки сеет семена, может и мы посеем семена цветов, чтобы украсить ими участок? Согласны? Надеваем фартуки. Здесь 3 стола, как же нам быть? (разделиться на группы). У каждой группы семена цветов. Рассмотрите их в луппу, как они выглядят. - Ну, что ж, давайте сеять. (?)( во что сеять ? нет земли) - Что нужно для роста и развития растений? (воздух, тепло, вода, свет) (Нет земли. Воспитатель зарисовывает на листочке схематично «землю», ребенок выставляет на магнитную доску. Дети приносят ящики с землей.) - Что нужно для роста и развития растений? (воздух, тепло, вода, свет, почва) - Посмотрите на ящики с землей. Что вы видите? (бороздки) В эти бороздки будем сеять семена цветов. Семена должны быть посажены на одинаковом расстоянии друг от друга. Для этого у вас есть палочка-мерка. Семена кладите в бороздку по одному на расстоянии, как на палочке-мерке, и засыпьте землей. По окончании работы, поставьте этикетку с рисунком цветов. 4. Самостоятельная деятельность (посадка семян) (если дети не польют, выяснить, все ли условия создали для роста и развития) — Что нужно для роста и развития растений? (воздух, тепло, вода, свет, почва) 5 Итог (ответ на письмо). — Что же мы ответим Антошке? Кто был прав? Когда надо сеять семена для рассады? Что вам понравилось сегодня делать?

Беседа 8 «Что делают деревья зимой» Цель: Формирование у детей представлений о жизни деревьев зимой. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с деревьями родного края; 2. Расширять у детей знания о живой и неживой природе в зимний период времени; 3. Уточнить представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой; 4. Закреплять у детей знания о взаимосвязи живой и неживой природы; 5. Формировать у детей желание заботиться об окружающей природе; 6. Учить детей понимать художественное слово; 7. Учить детей действовать по сигналу, выполнять действия в соответствии текста; 8. Вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности; 9. Расширять у детей кругозор; 10. Развивать у детей мышление, произвольную память, произвольное внимание, наблюдательность; 11. Развивать у детей активный словарь; 12. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе; Оборудование: Султанчики, термос с горячей водой, веточка. Ход прогулки: (Дети стоят полукругом на участке детского сада) Хоровое чтение стихотворения: Река подо льдом, Бело все кругом. Снег на берегу, Деревья в снегу. Укутавшись, спят, Как в сказке стоят. Ты их не тревожь! Не надо, не трошь! Беседа. Вопросы к беседе: 1. Какие деревья знаете? 2. Какие деревья остаются зимой зеленые? 3. Что зимой делают деревья? 4. Нужно ли зимой заботиться о деревьях? 5. Когда деревья проснутся? Воспитатель: С наступлением осени с деревьев опадают листочки. Круглый год остаются зелеными сосны и ели. У елочки и сосны листья похожие на иголочки. Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю. Воспитатель рассказывает стихотворение «Зимний лес» Зимний вечер, лунный свет. В белый снег весь лес одет. В белых шубах, в белых шапках, И мороз им шепчет сладко: Спи, березка, спи, сосна. Жди, когда придет весна, Солнышко лучом согреет И пробудит ото сна. Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья стоят. Они оделись в лохматые белоснежные шубки. Но зимой выпадает очень много снега и ветки деревьев иногда ломаются под тяжестью снега. Люди помогают деревьям зимой. Они встряхивают с веток снег, а чтобы деревья не замерзали, добрые люди подсыпают снег под стволы деревьев и утаптывают его. Деревья зимой замерзшие и хрупкие. Они легко ломаются. Сильные ветры качают деревья и ломают ветки. Физкультурная пауза «Ветер» Ветер дует нам в лицо, (Дети имитируют дуновение ветра, руками машут на себя) Закачались деревца. (Руки вверх, дети качаются туловищем то в одну, то в другую сторону) Ветер тише, тише, тише. (Дети приседают) Деревца всё выше, выше. (Дети выпрямляются, тянутся на носочках вверх) Дыхательная гимнастика «Ветерок» Цель: Развитие у детей плавного выдоха Оборудование: бумажные султанчики. Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить султанчики. Для этого прикрепить полоски цветной бумаги, салфетки или мишуру «дождик» к деревянной палочке. Взрослый предлагает поиграть с султанчиком. Воспитатель: Представьте, что султанчик - волшебное дерево. Подул ветерок, и зашелестели на дереве листочки! (Дети плавно дуют на султанчики) Воспитатель: На веточках деревьев много инея. Иней – это тонкие кристаллики льда. И образуются такие льдинки в морозные дни. Сейчас мы с вами попробуем сделать иней. Опыт «Откуда берётся иней на веточках?» Цель: Формирование у детей представление об инее. Материал. Термос с горячей водой, веточка. Ход опыта: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать веточку. Затем веточку оставляем до конца прогулки. В конце прогулке дети увидят, что на веточке образовался иней. Вывод. При нагревании - вода превращается в пар, а при охлаждении - пар превращается в иней. Подвижная игра «Догонялки» Цель: Поиграем мы немножко, И похлопаем в ладошки. Добрый Дедушка Мороз, Ты ребяток не морозь! С нами лучше поиграй, Мы бежим, ты – догоняй. (Водящий догоняет детей, дети убегают в разные стороны) Игра по желанию детей повторяется. Рефлексия: Что делают зимой деревья? Когда проснутся деревья? Что ветер делает с деревьями? Как люди заботятся о деревьях? Какой опыт мы делали с вами? Что такое иней?

 Беседа 9 «Растения наши друзья» Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном мире (деревьях, кустарниках, травянистых растениях). Задачи: •Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры; •Развивать представления о внешних отличиях растений; расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель); •Развивать умение делить слова на слоги; умение определять местоположение заданного звука; умение составлять схему к слову; •Обогащать и активизировать словарь детей •Воспитывать бережное отношение к природе и желание помочь растениям, если им требуется помощь. Методические приемы: показ, беседа, рассматривание, объяснение, вопросы Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, стаканчики с подкрашенной водой, полоска марли, тетрадь в клетку, простой карандаш. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? Я хочу вам сегодня рассказать одну сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были: акация, роза, сосна, ель, тыква, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и сирень. Как звали всех этих жителей мы с вами узнаем, если возьмем первые звуки в словах: роза, акация, сосна, тыква, ель, незабудки, ива, яблоня. Какое слово у нас получилось? Дети: Растения. Воспитатель: Жалко, что я не владею волшебством и не могу вас перенести в царство растений, но познакомить с некоторыми этими жителями я вас могу, и вы много нового узнаете. А тот, кто много знает почти уже волшебник. Итак, мы с вами говорим про царство растений. Как вы думаете жители этого царстваживые? Дети: да. Почему вы так решили. Давайте с вами вспомним признаки живого. Дети: они дышат, растут Воспитатель: Сказка продолжается. В этом царстве было три государства, а кто в этих государствах жил вы узнаете, выполнив несколько заданий. Первое задание. Отгадайте загадку: Нога одна, а рук много. Дети: дерево Воспитатель: Давайте с вами воспользуемся волшебным алфавитом, и при помощи его выложим название этих жителей. Сколько звуков в слове дерево? Какой первый звук в слове дерево? Что вы видите на Назовите мне деревья, которые вы знаете. Давайте сейчас с вами поиграем. Я называю вам дерево и если в его названии есть звук [И], то вы должны хлопнуть в ладоши ОСИНА, ДУБ, ИВА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КЛЕН, ЛИПА, ПИХТА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА. Отгадав 2-ю загадку мы с вами узнаем, кто же живет в следующем государстве: Никак не могу понять я, Похожи кусты как братья А ягоды у них разныеЧерные белые красные. Скажите смородина это дерево или кустарник. Какие еще кустарники мы с вами знаем? Ребята, посмотрите внимательно на картинки с деревьями и кустарниками и ответьте мне, чем они похожи и чем отличаются. Дети: Деревья высокие, а кусты низкие, у дерева один ствол, а у куст. их несколько, но у обоих стволы покрыты корой. Воспитатель: Сколько слогов в слове кустарник. Назовите мне какой звук стоит на пятом месте, какой это звук. Назовите мне кустарник со звуком С. А кто же у нас живет в третьем государстве. Посмотрите у меня есть два слова: ЗАВТРА и ВАТА. Давайте мы их с вами разделим на слоги. Сколько слогов в слове ЗАВТРА. От этого слова мы возьмем второй слог. Сколько слогов в слове ВАТА? От этого слова мы возьмем первый слог. Какое слово у нас с вами получилось? Сколько слогов в слове ТРАВА. Назовите мне 2-й и 4-й звуки, какие они. Дети: согласные, звонкие. Давайте попробуем составить схему к слову трава. Травянистые растения легко узнать: они невысокие, стебель зеленый, мягкий и не покрыт корой, а на зиму они отмирают. Вот мы и познакомились с жителями царства растений и теперь настало время немножко отдохнуть. Физминутка. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле (Потягивания- руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания- руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-впередТак деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад-вперед) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы) Вы назвали мне деревья, кусты, цветы они все такие разные. Но все же у них есть что-то общее. Что же это? (корень, листья, цветы, плоды) Давайте с вами подумаем для чего растениям корень? (показать при помощи схем). Корень удерживает растения, питает их, при помощи корня растения дышат. А в том что растения питаются зачёт корней мы с вами сейчас убедимся на опыте. Опыт с крашеной водой и марлей (опустить в стакан с подкрашенной водой полоску марли). Что вы заметили? Вода поднимается наверх, и материал окрашивается все выше и выше А знаете ли вы что нужно растениям, чтобы они росли и не болели? Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения. Воспитатель: А что произойдет, если исчезнут растения? Дети: мы тоже погибнем. Воспитатель: Какая польза от них, зачем они нам нужны? Дети: растения выделяют кислород, дают тень в жаркий день, деревья дают древесину и т.д. Воспитатель: Растения живут вокруг нас и помогают нам жить. Как мы должны с вами к ним относиться? Дети: беречь, охранять, ухаживать. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас стать экологами. Это человек, который охраняет природу. Мы с вами вырастим цветы (проводится работа в тетради - графический диктант). Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на доске у меня есть три схемы? Это модели, изображающие дерево, кустарники и травянистые растения. А на столе у меня изображения с этими растениями. Я предлагаю вам взять понравившуюся картинку с растением и прикрепить к той схеме, которая подходит к вашей картинке (воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания). Итог занятия: воспитатель хвалит детей, спрашивает, что им понравилось на занятии, что вызывало затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по знакомству с окружающим миром " Веселые зимние игры".

Зимушка-зимаПриехала на тройкеКоней быстрых, бойкихЗимушка-краса —Ледяная коса.В белой шубке до пятСтала тешить ребят!Махнула рукавом правым — Инеем покрылись травы,Махнула рукавом левым —Чисто поле п...

картотека бесед по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

картотека бесед по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе...

Беседа по ознакомлению с окружающим миром «Кругосветное путешествие»

Расширить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных народов, стран;Развить умение ориентироваться по карте и глобусу, находить страны и континенты;Воспитывать уважение к языкам разн...

Беседа с детьми по окружающему миру в старшей группе

Беседа по окружающему миру "Лето" старшая группа...

Конспект беседы по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Дождь»

Цель: Познакомить детей с природным явлением «дождь».Задачи:1. Сформировать у детей представление об образовании дождя;2. Научить детей делать анализ о прослушанном материале.3. Воспитыват...