картотека дидактических игр для младшей и средней групп
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Гаджиева Эсмира

картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpk.docx805.31 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Как тебя зовут?»

      Д/задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.

      Игровые правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.

      Игровое действие: диалог детей со взрослыми (воспитателем, гостями, сверстниками).

      Д/ материал: мяч (мягкие игрушки и т.д.).

                                                        Ход игры

     Дети стоят или сидят полукругом. Случайно, неожиданно вкатывается мяч или воспитатель берёт в руки мяч уже заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).

 - Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Ответы детей....

 - Да конечно вы угадали, я мяч, но не простой, а волшебный

удивлённые возгласы детей: -да!!!

 - Конечно. Я весёлый, звонкий мяч. Посмотрите какие у меня глазки, носик и ротик...пауза? (работает мимика лица у воспитателя вопрос)

Ответы детей... весёлый (если у ребёнка возникли затруднения подсказываем, не навязчиво: счастливый, что он делает? и т.д.) улыбается....

 - Ребята вы меня знаете, а я вас нет. Я хочу с вами  познакомимся, а вы хотите познакомится со мной?

Ответы детей...

 - Я буду знакомится с каждым из вас, а вы будете называть своё имя, вы согласны?

Ответы детей...

Воспитатель сначала показывает пример (образец действия) - Меня зовут Мяч. А тебя как зовут? и сам отвечает: - Меня зовут .......

- Очень приятно.

передаёт или прокатывает мяч каждому  и при этом проговаривает:

- Меня зовут Мяч. А тебя как зовут?

- Меня зовут Алексей!

- Очень приятно... игра продолжается, если ребёнок стесняется или не может произнести имя (зависимости от ситуации) воспитатель говорит за него или пропускает,  но видя. что ребёнок готов возвращается к нему...

После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя, воспитатель предлагает послушать стихотворение про мяч: "Мой весёлый звонки мяч" С. Маршак

Мяч приглашает своих друзей весёлых и звонких круглых мячей.

Дети выбирают себе мяч и знакомятся с ним, при этом называя своё имя.

Игра с мячами (обследование мяча, экспериментирование с мячом и т.д.)

Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?

Ответы детей...

- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.

Мяч стал нашим другом, а как вы думаете стали его друзьями?

Ответы детей...

- А что же нужно, чтобы подружиться?

Воспитатель слушает версии детей, помогает и вмести приходят к обоюдному согласию, выводу. Чтобы найти друзей надо: (вспоминают, что делал мяч) быть позитивным т.е. улыбаться, нужно уметь знакомиться т.е. называть правильно своё имя.

- Ребята, а мы с вами умеем улыбаться?  

Ответы детей...

- А называть своё имя?

Ответы детей...

Какие же вы у меня молодцы, очень скоро у нас появится много знакомых и друзей, потому, что мы научились правильно знакомиться. Давайте скажем до свиданье мячику и его друзьям, положим их на место, отнесём в их домик потому, что роднее своего дома ничего не бывает...

 

C:\Users\XXX\Pictures\Fotolia_46222853_Subscription_XXL-700x506.jpg

«Как зовут моего друга?»

      Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.

      Игр/правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.

      Игровое действие: диалог детей со взрослыми и сверстниками (воспитателем, гостями).

      Д/ материал: мяч (мягкие игрушки, куклы и т.д.).

Ход игры

Дети стоят или сидят полукругом. Воспитатель берёт в руки мяч,

- Ребята посмотрите, кто нас уже давно здесь ждёт?

заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).

 - Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Ответы детей.... (дети не просто называют предмет, но и пытаются вспомнить стихотворение С. Маршака "Мяч"

 - Да конечно вы меня узнали, я Весёлый, звонкий мяч, и сегодня пришёл познакомится с вашими друзьями.

удивлённые возгласы детей: -да!!!

Дети делают усилие припоминают своих друзей, воспитатель помогает

- Ребята, друзья это те кто всегда с нами рядом (оглядываются смотрят друг на друга, идёт переоценка и фиксация)

- Давайте мячику назовём своих друзей, которые сейчас с нами рядом

Ответы детей....

Воспитатель показывает пример (образец действия) - Мячик, меня зовут Ирина Александровна, а рядом со мной мои друзья Настя...

Поочерёдно передаётся из рук в руки мяч. Дети называют своё имя и имя соседа находящегося с ним рядом. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть друг другу в глаза.

После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя и имя соседа, воспитатель предлагает послушать стихотворение "Мячик" В. Шипуновой:   

                                 Мой дружок - весёлый мячик,

                          По траве под горку скачет.

                          Я кричу и хохочу,

                          Вслед за мячиком лечу:

                          Подожди не убегай,

                          Вместе скатимся давай!

Воспитатель кладёт мяч на пол и прокатывает, дети имитируют движение мяча.  

Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?

Ответы детей...

- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.

- Ребята давайте мячику подарим подарки.......

Какие вы у меня молодцы.... (обязательно хвалите ребёнка, фиксируя у него положительные эмоции и желания).

     На первом этапе (до трёх лет) педагог, развёртывает игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.

     Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия принимает разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.

C:\Users\XXX\Pictures\1458890285_f81f9b1a4044b123d66f20b1c90af804.jpg

«Поможем нашим мамам»

       Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпеливость и внимание.

      Игр/правила: дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами.

      Игровое действие: поиск понравившегося предмета. Действие с предметом и пояснение этих действий словами.

      Д/ материал: утюг, кастрюля, сковорода, стиральная машина, газовая или электроплита и т.д.

                                                                                              Ход игры

     Дети выбирают предметы и проводят с ними действия по сигналу воспитателя:

- Что делает .........?

- Я маме помогаю гладить платье.

- Что делает..........?

- Я маме помогаю стираю. и т.д.

                                         

                                «Кто что наденет»

       Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.

      Игр/правила: правильно называть последовательность надевания предметов осенней одежды

      Игровое действие: имитация процесса одевания на прогулку

      Д/ материал: кукла Катя

                                                 Ход игры

     Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми. но она не умеет одеваться.

- Давайте покажем Кате, как надо одеваться. Что надевать сначала, а что потом?

     Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами.

- Сначала надеваем штанишки, затем кофточку и шапку. После этого надеваем пальто или куртку, завязать шарф и обуться.

Д/игры / предметные                   

                     «Построим теремок»

       Д/задача: упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.

      Игр/правила: отбирать нужный строительный материал, соблюдать очерёдность. Действовать по сигналу воспитателя.

      Игровое действие: поиск нужного строительного материала по цвету, форме, величине, совместная постройка теремка.

      Д/ материал: строительный материал, игрушки кукольного театра "Теремок", грузовая машина.

                                                                                        Ход игры

     Воспитатель рассказывает сказку "Теремок" показывая игрушки, предлагает детям совместно, всем вместе построить домик-Теремок для игрушек. Дети предлагают и подбирают соответствующий строительный материал, и совместно с воспитателем строят домик. строительный материал перевозят на грузовой машине.  

 

                C:\Users\XXX\Pictures\bez-imeni-2_2.jpg

«Построим пирамидку для куклы»

      Д/задача: закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур.

      Игр/правила: отбирать нужный строительный материал по сигналу воспитателя.

      Игровое действие: поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.

      Д/ материал: геометрические фигуры, куклы, различные по величине и одетые в разноцветные платья.

Ход игры

     Воспитатель рассаживает кукол, разных по величине и цвету платьев. Делит детей на четыре группы. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине и цвету и самостоятельно сделать постройку пирамидки.

     Параллельно с организацией  группового предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями. Для этого он развёртывает сюжетную игру на глазах у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи.

«Угостим гостей чаем»

      Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

      Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

      Игровое действие: накрывать игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, пригласить гостей за стол.

      Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник.

Ход игры

     Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Воспитатель говорит и действует за хозяина приёма, обезьянку, т.е. говорит от её имени. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы правильно и называли их, соблюдая дружеские  партнёрские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.

«Поможем убрать со стола»

      Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

      Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

      Игровое действие: убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.

      Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.

Ход игры

     Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.

- Что мы будем делать в начале?

Ответы детей... Убирать со стола

- Куда? (в шкаф для посуды)

- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?

Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.

Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. Обезьянка благодарит детей за помощь.

                    C:\Users\XXX\Pictures\54b73f1dbca87750fd7670818b27ac8b.jpg

 №1. «День рождения (любой персонаж, кукла, игрушка, непосредственно ребёнок)».

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к ......., столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у ........ сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к................ и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с конфетами и вареньем, просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

№2. «Поможем убрать со стола...........................»

      Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.

      Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.

      Игровое действие: убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.

      Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.

Ход игры

     Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.

- Что мы будем делать в начале?

Ответы детей... Убирать со стола

- Куда? (в шкаф для посуды)

- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?

Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.

Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. .................... благодарит детей за помощь.

№ 3. Строим дом.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

C:\Users\XXX\Pictures\d5ec78e207bbd8a26d29ede0ae3fdc08.jpg

                                                                   C:\Users\XXX\Pictures\depositphotos_29791845-stock-photo-toy-house-made-of-cubes.jpg

№ 4. "Пора кушать".

Задачи:        Накрыть стол, расставить приборы.

  • Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
  • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
  • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.
  • Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
  • Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)
  • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.

Оборудование: кастрюлька, сковорода, шарики, бусины, палочки и пр. и ложечки, палочки, блюдца, тарелочки, поварешка. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет, муляжи продуктов, куклы, колечки и т.д. 

Ход игры

Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).

В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например: "Оладушки" А.Кравченко:

Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки! –

Да испечь-то испеку,

Только где же взять муку?

 - Вот мука! Бабушка, бабушка,

 Испеки оладушки!

 - Я б оладьев напекла,

Только нету молока.

- Вот молоко!

Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

- Я бы испекла уже,

Вот беда-то, нет дрожжей.

-Вот дрожжи! Бабушка, бабушка,

 Испеки оладушки!

- Да испечь-то испеку,

Только надо сахарку.

 - Вот сахар! Бабушка, бабушка,

 Испеки оладушки!

- Печь оладьи есть сноровка,

Только где же сковородка?

 - Вот сковородка! Бабушка, бабушка,

 Испеки оладушки!

 Ну, теперь-то напеку,

Внучке милой напеку

 И любимому внучку.

Целу гору напеку!

 Масленых, румяных,

С медом, Со сметаной

Сначала читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик и пр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями.

     

 

C:\Users\XXX\Pictures\591df4e47c577.jpg

               № 5. "Баюшки-баю"

Задачи:    Запеленать куклу.

  • Погладить, обнять ее.
  • Побаюкать на руках.
  • Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
  • Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок

Оборудование: кукла, пелёнки, кроватка, постельные принадлежности: подушка, матрац, одеяло, простынка, наволочка, пододеяльник.

Ход игры

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

     Сверху на перинку

     Чистую простынку.

     Вот тебе под ушки

     Белые подушки.

     Одеяльце на пуху

     И платочек наверху.

       C:\Users\XXX\Pictures\Spyat-ustalie-igrushki.jpg

                                          № 6.  "Надо, надо умываться"

Задачи: Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

• Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

• Умыть куклу из тазика.

• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки)

Оборудование: кукла, ванночка, муляж мыла и губка, шарик, пластмассовой баночки, расческа, полотенце.

Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:

Водичка, водичка,  Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок, Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая? Катенька хорошая!

 Катенька пригожая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр. Образовательная область "Безопасность". Средняя группа.

Картотека дидактических игр разработана в соответствии с ФГТ, образовательная область "Безопасность" и программой Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста" . Средняя группа....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать ...