"Растения и животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дружинина Анна Сергеевна

"Растения и животные зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozn.s_okr._rast.i_zhiv.zimoy_.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для подготовительной группы

 на тему «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Оборудование: презентация «Растения и животные зимой»

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель: – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: - О зиме.

Воспитатель: – По каким признакам вы узнали зиму?

Обсуждение с детьми

Воспитатель: - Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети: - Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель: - Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и, верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель: - А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой.

Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью.

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук,  бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных?

• Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

ЛИСА — устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

• На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

С наступлением холодов ежи впадают в спячку. Этот период продолжается на протяжении длительного времени. Зимует еж, свернувшись в клубок, прикрывая наиболее уязвимые для холода части тела — лапки, живот и морду. Для спячки ежи должны найти подходящее убежище.

• С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

БЕЛКА — запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей легче прятаться среди деревьев.

• Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

ЗАЯЦ — тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее — ведь зимой  придётся питаться только корой и ветками деревьев.

• Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

МЕДВЕДЬ — осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь — хищник, один из самых опасных зверей наших лесов.

Воспитатель: - А почему у нас мало птиц зимой?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята! Какие птицы остались с нами?

(Ответы детей)

Воспитатель: - На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон.Скворечников они не используют: в них холодно.

Воспитатель: - Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным(ответ детей)

— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Физкультминутка «зимняя» (выполнение движений под музыку)

Воспитатель: - Ребята, а как у нас зимуют растения?

Дети: - Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают.

Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья, также, как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

Декабрь, январь, февраль, июнь.

Синица, дятел, скворец, сорока.

Шуба, свитер, сарафан, валенки.

Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Воспитатель: Ребята. сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения. А. что нового и интересного вы узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь лесных растений и животных зимой.

Итоговое занятие по познавательному развитию детей средней группы....

Открытое мероприятие "Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии"

Конспект открытого занятия «Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии»Цель: обобщение систематизации знаний о диких животных и растениях в зимний период род...

Конспект занятия по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой».

Конспект занятия  по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой»       Для детей подготовительной ...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Растения и животные зимой»

Тема: «Растения и животные зимой» Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний пери...

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пони...

Конспект занятия «Растения и животные зимой» в подготовительной группе .

Конспект составлен для обогащения  представления детей о сезонных изменениях в природе....