проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Ласточка»

 Краткосрочный познавательно-исследовательский  проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»

Подготовили и выполнили:

Волкова И.З., Пряникова Т.А.

Сыктывкар, 2021

Паспорт проекта

1. Вид проекта: познавателльно-исследовательский

 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели 
 3. Авторы проекта: Волкова И.З., Пряникова Т.А.
 4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители. 
         Актуальность темы: 
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка.. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость , чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
  Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.

 

Цель проекта: развитие у детей любознательности в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

 Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д.;
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                            - учить объяснять наблюдаемое.
 Предполагаемый результат:
- расширены и углублены знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность;

-родители будут просвещены по вопросу экспериментов в жизни ребенка, примут участие в обновлении уголка экспериментирования;

-создана картотека опытов.

План реализации проекта во второй младшей группе 

Этапы и сроки реализации проекта

Мероприятие, задачи

Работа с родителями

1 этап.

Подготовительный

С 18 по 22 октября

2этап.

Основной.

С 25 октября по 5 ноября

3этап

заключительный

С 5 по 12 ноября

1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;                                                         2. Пополнить развивающую среду  необходимыми материалами, приборами для экспериментирования;                                                                                                                                                                                                       3. Подобрать подвижные и речевые игры, стихи и загадки  по теме проекта;
4. Составить конспекты тематических занятий по экспериментированию;

-Беседы о свойствах воды

(Какой может быть вода? горячей, теплой,  холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед)

-беседа о значении воды

(Для чего нужна вода? умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения)

-Чтение художественной литературы :

  • Рассказ «Как Костя не умывался»;
  • К.Д. Чуковский «Федорино горе»
  • Разучивание потешки «Водичка, водичка…»

-Беседы о свойствах бумаги: (на бумаге можно рисовать, бумага боится воды, бумага мнется, рвется, бумагу можно склеивать, бумага «поет», издает звук при смятии        )

-Беседы «Что бывает из бумаги», «Берегите лес»

-Чтение «Подарок другу»

-Экологическая сказка «Зеленая бумага»;

-дидактическая игра «Найди и принеси бумажный предмет»;

-проблемная ситуация «Что будет с бумагой, если ее закопать в песок;

-игры с бумажными самолетиками;

-распределение маленьких подарков детям, изготовленных способом оригами

-

-Игры – опыты

-Экспериментирование

Подведение итогов проектной деятельности, презентация проекта.

1.познакомить родителей с проектом

-Привлечение родителей к обогащению уголка экспериментирования;

-оказание помощи родителями в изготовлении схем, моделей для отображения основных свойств веществ (вода, бумага)

-Предложить родителям побеседовать на тему «Берегите бумагу»;

-порекомендовать родителям просмотр с детьми видеоролика из серии «Фиксики» «Как делают бумагу»

-изготовление родителями коллекции «Такая разная бумага»

-консультация для родителей «Экспериментирование в домашних условиях.

-выставка совместных работ детей  и родителей «Бумажная фантазия».

-участие в конкурсе на базе ДОУ «эксперимент в жизни ребенка»


 
полученный результат

- расширены и углублены знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность;

-родители  просвещены по вопросу экспериментов в жизни ребенка, приняли участие в обновлении уголка экспериментирования;

-создана картотека опытов.

перспектива.

1.продолжить работу по развитию познавательной активности через исследовательскую деятельность;

2.пополнять и обновлять материал и оборудование в уголке экспериментирования

Приложение 1

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 общеразвивающего вида»

Конспект занятия

на тему «Вода-водичка»

(вторая младшая группа)

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619001150_2-phonoteka_org-p-fon-kapelki-dlya-detskogo-sada-3.jpg

Воспитатель:

Волкова Ирина Зенонасовна

2021г.

Тема: «Вода-водичка»

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды  и её значений.

Задачи:

1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;

5. Обогащать и активизировать словарь;

Оборудование: Картинки с изображением капельки, воды в природе, два прозрачных стакана с водой, молоком; прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка, коктейльные трубочки, стеклянная емкость с водой, различные предметы, таз с водой, шарики из фольги

Ход занятия

Воспитатель: Сядем мы в кружочек дружно,

 поздороваться нам нужно.

 Говорю тебе привет,

улыбнись скорей в ответ.

Вместе за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

Звучит запись «Звуки воды».

Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Да, это журчит вода. А вы знаете, для чего нам нужна вода?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Человек использует воду. Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается. Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Для многих животных вода - дом, без которого они не могут жить.

. Стихотворение о воде

Что мы знаем о воде?

Говорят она везде…

В луже, море океане

И в водопроводном кране.

Воспитатель: (Дети встают в круг) Ребята я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте на вопросы и показывайте руками. (Дети имитируют).

- руки мыли (мыли)

- ушки мыли (мыли)

- щечки мыли (мыли)

- все помыли, ничего не забыли?

Воспитатель: -Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).

- Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Ни умыться, ни напиться без воды,

листику не распуститься без воды,

без воды прожить не могут

птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем, везде нужна вода!

Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть?

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. Значит,

Капелька – это маленькая частичка чего (воды) 

-Кому же нужна вода? (Дети отвечают).

А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают).

Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

- Ребята, Капелька приготовила нам сюрприз. Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.

(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)

-Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды? - А какого цвета вода?

(У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.)

- Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко (белого)

-Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна (нет)

- Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.

-Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?

Таким образом: - У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна. Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него трубочку (трубочка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает трубочку (трубочка не видна) (Воспитатель наливает воду в таз) (ВОДА) -Ребята когда я наливали в тазик воду и водичка спела нам песенку. Вы слышали какую песню спела водичка (Да) Игра «ПЕСЕНКА ВОДЫ» (Закрепление произношения звуков [ш]; [с] (маленькая струйка [с]; большая [ш].) 

Воспитатель: -Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая? Через воду видно дно тазика? Значит вода какая? (прозрачная).

Опустите в воду палец. Какие пальцы стали (мокрые). Если воду подогреть, то она будет какая? (горячая). Если воду остудить в холодильнике, какая она будет? (холодная).

 Воспитатель: Капелька приготовила для нас еще один сюрприз. Посмотрите здесь есть много различных предметов.

Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)

Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?

-Давайте проверим, что произойдет. Посмотрите я взяла в одну руку камень, в другую резиновую игрушку как вы думаете, что произойдёт если опущу эти предметы в воду?

(Дети опускают выбранные ими предметы в ёмкость с водой.

Смотрят, что происходит. Делают выводы.)

(Дети повторяют опыт.

Делают вывод, что вода бесцветная, прозрачна)

- Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали (о воде)

-Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать (ответы)

- Что вам больше всего понравилось делать?

- Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания.

Воспитатель: Капелька нам дарит вот такие капельки, в свободное время мы с вами их раскрасим.

2. Опытно-экспериментальная часть.

Опыт.№1 «Вода может изменять цвет»

Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь.

Ложечки и тарелочки на каждого ребёнка.

Воспитатель предлагает взять стаканчик с водой в руки, и спрашивает у ребят, прозрачная вода в стаканчике или нет опустив ложку в стакан. Получив ответы детей. Воспитатель говорит, если ложка видна в стакане, значит вода прозрачная. Пробует делать фокус, берёт ложкой немного краски, добавляет в стаканчик и размешивает, предлагает детям посмотреть,  что  произошло.   Просит  ребят сделать самим свой первый фокус, добавив в воду гуашевую краску и размешав её.

Опыт №2. Вода может приобрести запах.

Педагог предлагает отодвинуть стакан с водой, где ребята размешивали краску и взять другой стаканчик с чистой водой. Воспитатель просит ребят понюхать водичку. Как она пахнет? Получив ответы детей, проводит ещё один фокус: добавляет волшебный порошок (ванилин) каждому в стаканчик. Ребята размешивают и нюхают водичку.

 Воспитатель: фокусниками быть очень трудно, давайте немного отдохнём и потанцуем.

Физ. минутка  «Капля»

Капля раз, капля два (двигаем пальцами рук, изображая капельки)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

Стали капли поспевать

Капля каплю догонять   (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап-кап (свободные движения пальцами)

Зонтики скорей раскроем

От дождя себя укроем (соединить руки над головой)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень красиво танцуете. Давайте продолжим фокусы?

 

Опыт №.3. Если добавить в воду лимон, она станет кислой.

На столе на каждого ребёнка стоят стаканчики с водой, лимон порезанный кусочками. Воспитатель предлагает попробовать лимон на вкус. Какой по вкусу? Просит детей добавить кусочек лимона в воду, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода? Почему?

 

Опыт№4. Если в воду добавить сахар, вода станет сладкой.

На столе на каждого ребёнка стоят стаканчики с водой, и кусочки сахара. Воспитатель предлагает попробовать сахар на вкус. Какой по вкусу? Просит детей добавить кусочек сахара в воду, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода? Почему?

 

Опыт№5. Если добавить в воду соль, вода станет солёной.

Последний фокус. Это фокус с водой и солью.  На столе на каждого ребёнка стоят стаканчики с водой и солью. Воспитатель предлагает попробовать соль на вкус, сам насыпая соль на ложечки. Какая соль по вкусу?  Просит детей добавить соль в стаканчики с водой, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода? Почему?

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали  очень много нового и интересного. Давайте вместе вспомним, что нового вы узнали:

-Вода прозрачная, но может изменять цвет.

-Вода безвкусная, но может приобретать вкус.

-Вода без запаха, но может приобретать запах.

 

Воспитатель: Я хочу подарить вам  медаль фокусника, по тому, что теперь вы стали  настоящими фокусниками и умеете  правильно пользоваться водой. И обязательно будете  следить, чтобы кран, когда вода не нужна, был плотно закрыт.

Приложение 2

Муниципальное автономное  дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №13»  общеразвивающего вида

Группа 12 «Светофорчик»

 Картотека

игр – экспериментов

 (вторая младшая группа)

                                                                     Воспитатели:

                                            Волкова Ирина Зенонасовна

                                Пряникова Татьяна Александровна

2021г.

 

 «Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

(Художественное слово)

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

         «Сказка о том, как радуга в воде купалась»
 
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Ход игры - эксперимента

(Художественное слово)

 Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента

(Художественное слово)

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

(Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке. 

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

Приложение 3

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Ласточка»

Конспект открытого занятия

во второй младшей группе.

Тема: «Бумажный ежик»

                                                                                   

                                                                                Выполнила: Пряникова Т.А.

                       

Сыктывкар, 2021

      Тема: «Бумажный ежик»


Цель: формирование у детей познавательно-исследовательского интереса с помощью бумаги.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

  1. расширить кругозор детей;
  2. развить любознательность и интерес детей к бумаге;
  3. сформировать понятие о разновидностях и свойствах бумаги;
  4. развить в детях стремление к познавательным действиям путем проведения экспериментов и опытов.

ОО «Речевое развитие»:

1) сформировать у детей умение отвечать на поставленные вопросы и внимательно слушать других людей;

2) способствовать обогащению словарного запаса детей, например, бумага белая, не белая, (бумагу можно разрывать, разрезать,  или помять, лаборатория, эксперимент). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1) развить навык совместной деятельности с другими детьми;

2) сформировать навык организовывать совместную работу;

3) развить умения регулировать свои действия с действиями других детей;

4) воспитать культуру поведения, внимание, воображение;

5) сформировать интерес к свойствам предметов, находящихся вокруг нас, бережное отношение к окружающему, любознательность.

ОО «Физическое развитие»:

  1. способствовать развитию координации движения в процессе игровой деятельности.

Материалы:

 «Бумажный ежик» Квадратные листы бумаги разных видов (конфетные фантики, картон, салфетка, газета). Тара с водой. Тканевые салфетки. Предметы, изготовленные из бумаги (журнал, картинка, салфетка, альбом, книга, газета игрушка-оригами).

Ход образовательной деятельности (занятия):

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. (Показывается кукла). Это Бумажный ежик из Бумажной страны. В Бумажной стране все сделано из бумаги: и одежда, и транспорт, и дома, и многое другое. Посмотрите внимательно на нашего ежика. Как вы думаете,  из чего он сделан? (из бумаги). В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Давайте назовем некоторые из них?

     Дидактическое упражнение: «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

  А теперь давайте подумаем, может ли в нашем мире все быть из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают мебель из бумаги? Одежду? А машины, автобусы, самолеты? Жилые дома у нас построены из камня, одежда сшита из ткани, мебель изготовлена из дерева, а весь транспорт сделан из металла. А только потому что бумага материал не прочный, а металл, древесина и камень прочные материалы. А сейчас мы с вами проверим,  насколько бумага не прочная. Для этого мы проведем несколько экспериментов с бумагой. И мы вас с ежиком приглашаем в лабораторию-это место, где проводят эксперименты, а мы с вами лаборанты. Мы будем сегодня экспериментировать

Опыт № 1: «Разрывание бумаги»

Воспитатель: Ребята, а попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать тканевую салфетку из ткани? Давайте попробуем. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги. Посмотрите, я подготовила вот такую карточку, которая обозначает, что бумага рвется, она непрочная

 Опыт № 2 «Бумага умеет петь».

На самом деле, конечно, бумага не поет, но она издает звук ,если ее, например, смять или потереть. Попробуйте! Слышим ли мы, какой-  нибудь звук, когда трем бумагу? И я придумала вот такое обозначение для поющей бумаги

Опыт № 3«Бумага боится воды»

Воспитатель: Для этого опыта мне нужно двое лаборантов. (Максим и Тимофей-индивидуальная работа с гипер активными детьми)Ребята, расположите листочки бумаги в лотке с водой, размешайте, что случилось с бумагой? Посмотрите, бумага сразу размокла. Так, сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Попробуем взять ее руками. Что произошло? Она порвалась?

Динамическая пауза «Бумажные фантики» (под музыку)

Мы фантики бумажные, конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки, конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)

Ветер вдруг набежал, и все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)

Закружились, полетели, и на землю тихо сели. (Садятся на корточки.)

А сейчас ежик снова приглашает вас в лабораторию для следующего эксперимента

Опыт № 4: «Сминание бумаги»

Воспитатель: Дети, давайте попробуем смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять деревянный кубик. Получилось? Потому что кубик сделан из прочного материала – дерева, и он какой? Прочный. А бумага – непрочная.

Вывод: Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о свойствах бумаги, давайте еще раз вспомним, что же может происходить с бумагой?

(1-бумага рвется, она непрочная; 2-бумага издает звук, шуршит при воздействии на нее;

3-бумага боится воды; 4-бумага мнется).

Воспитатель: ребята, а вы знаете, ежик хотел попросить вас  бережно относиться к бумаге, не выбрасывать и не рвать ее понапрасну. А вы знаете, из чего делают бумагу? Да, ее изготавливают из деревьев. Для того, чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показывает альбом),  пришлось срубить одно небольшое дерево. Чем больше производится бумаги, тем меньше остается деревьев. И только в случае если вы будете беречь бумагу, нам вместе удастся сохранить много деревьев.

А вы знаете, ребята, ежик принес вам всем бумажные подарочки (ежик подарочки, лягушек, выполненных в технике  оригами).

Приложение 4

 Консультация для родителей

«Экспериментируйте с ребенком дома»

       

       Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

     В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы и т.д.

      Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Правила поддержания познавательной активности ребенка

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Правила экспериментирования:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах

Замок вырастит сейчас,

Мы подуем с вами в трубочку

Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки. 

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать! » пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать! » Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий! ».

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Ход игры-эксперимента:

Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок. 

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Ход игры-эксперимента:

Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы: Губки, плоская емкость

Ход игры-эксперимента:

 Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры – эксперимента

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Кто живёт в воде

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде  (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Приложение 5

Литература.

1.М. Султанова «Простые опыты с бумагой для дошкольников. М.,2014г.;

2. Дыбина О.В. « занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО» «СЕКРЕТЫ ВОДИЧКИ»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица  Вид проекта: практический, исследовательско -познавательный. Время реализации: крат...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской работе с детьми второй младшей группы «Мыльные пузыри»

Ожидаемые результаты:1. Развить познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;2. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:·  мыло ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....