Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Купреева Олеся Гармановна

Статья на тему "Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста", будет интересна как педагогам так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

          Дошкольное детство, охватывающее первые семь лет жизни человека — от рождения до поступления в школу, — является начальным, очень коротким, но чрезвычайно важным и ответственным ее периодом. Именно в это время психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно, а приобретения оказываются чрезвычайно значимыми для его дальнейшего хода. Ребенок превращается в относительно самостоятельную, социально активную личность, в субъект общения и деятельности. Он осваивает разнообразные виды деятельности, у него закладываются основы самосознания и мировоззрения, зарождаются психические свойства и качества личности, интенсивно развиваются эмоционально-волевые, познавательные процессы. Поэтому дошкольный возраст требует к себе особого внимания со стороны взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, психологов.

     Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

         В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания дошкольника.

           Именно поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.

       Согласно определению Е.В. Субботского, нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста.

        Результатом и показателем успешности процесса нравственного воспитания личности является нравственное развитие. В нашем понимании оно представляет собой процесс качественных интеграционных изменений познавательно-когнитивной, эмоциональной и практически-деятельностной сфер личности ребенка.

             Необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей, таких авторов как Р.С. Буре, A. M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.

     Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью А.Д. Кошелев понимает исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

         Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

         В дошкольный период ребенок под руководством взрослых приобретает первый опыт нравственного поведения, отношения к близким, сверстникам, природе, вещам, усваивает моральные нормы общества. 

        Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

        Из исследовательских трудов можно выделить те работы, в которых нравственное воспитание рассматривается как:

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова);

- процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева);

- развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

          Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах. При этом B. C. Мухина и Г.М. Лямина отмечают определённую последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет.

           В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

        Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

         Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

        Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется   при использовании определенных методов и средств.      

         Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.

         Под методами воспитания в педагогике понимают пути и способы достижения заданной цели, формы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:

 1) методы организации практического опыта общественного поведения;

2) методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

        Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

          По мнению Ю.К. Бабанского, методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

           Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; уход за животными и растениями, окружающую обстановку.

Механизм нравственного воспитания.

         Прочность и устойчивость  нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

      Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется

формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

     Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер:

Последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

      Специалисты считают необходимым переходить на новый уровень дошкольного образования, где приоритетным направлением станет развитие духовной сферы личности, включающей в себя любовь к Родине, бережное отношение ко всем богатствам нашей необъятной страны, стремлению ее защитить.

        Более того, исследования доказали, что старший дошкольный возраст сенситивен к формированию представлений о родной стране.

Так, по мнению С.А. Козловой, Н.В. Алешиной, Маханевой любовь к Родине формируется через сообщения детям определенных знаний о ней, о народе, обычаях, истории и культуре. Однако все ученые и практики подчеркивают, что в основе знаний и совершаемых действий лежит эмоциональное отношение к ним.

    П.М. Якобсон, Т.Г. Кобзева, М.Д. Маханева, А.В. Тараканов считают, что в процессе познания окружающего мира у детей 5-7 лет большую роль играют эмоциональные переживания детей, которые в этот период приобретают более глубокий и относительно устойчивый характер. Чувства детей, по мнению психологов, с возрастом становятся более осознанными Т.Г. Кобзева и М.Д. Маханева подчеркивают, что при высокой эмоциональной восприимчивости возрастет интерес к познанию окружающего мира, к восприятию человеческих ценностей, привязанности к родному дому, семье.

         Как считает П.М. Якобсон, при этом эмоциональное отношение ребенка становиться более различимым, более соответствующим значимости и роли воздействий на него окружающей действительности.

    Таким образом, патриотизм, как нравственное качество включает в себя следующие компоненты:

содержательный – овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий о социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

эмоциональный – переживание ребенком положительного эмоционального отношения к окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости и уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса и потребности в участии в общественно полезной деятельности;

деятельностный – реализация патриотических чувств в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности).

        По мнению Е. Ривиной, развитие патриотизма с раннего детства тождественно развитию у детей правильных представлений о нравственных ценностях. И.О. Карелина указывает, что в старшем дошкольном возрасте появляются первичные этические направления (моральное сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства); соблюдение норм и правил становится одним из важнейших критериев оценки людей.

      В процессе познания ценностей национально-региональной культуры у дошкольников формируется с одной стороны чувства патриотизма, с другой - развивается ориентация на позиции другого человека.

     Несмотря на то, что ученые указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, они не предлагают целостной системы работы. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием любви к родной стране у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.

    Так, в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова,  В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова,  Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа через получение знаний и формирование представлений о нѐм .

     Исследование Т.Г. Кобзевой об изучении познавательного интереса к культуре родного края в проектной деятельности выявило, что около 25% детей 5,5-6 лет имеют устойчивый, внеситуативный интерес к истории родного края, проявляют активное стремление и желание познавать родной край обращаясь ко взрослому, сверстникам. У данной группы детей отмечена высокая эмоциональная восприимчивость к событиям и объектам культурно - исторического наследия. Эти воспитанники могут аргументировать свои суждения, преодолевать трудности в процессе познания. Было установлено, что у 40% детей отсутствует интерес к малой Родине. Эти дошкольники редко проявляют желание участвовать в процессе познания истории и культуры родного края.

     Хотя в исследовании Л.В. Филатовой по изучению представлений детей о патриотизме как личностном качестве, были получены другие результаты. Определяя понятие патриотизм, больше 40% детей заявило, что это означает любить Родину; 37,5% ассоциировали это понятие с защитниками отечества («патриоты - это люди, которые готовы защищать свою Родину и постоять за нее»). Только меньше 10% детей обозначили патриотизм как действие - дела, поступки людей («патриотизм – это, когда люди работают, чтобы Родина стала лучше всех») [48].Это вероятно зависит от уровня профессиональной подготовки педагогического состава, а также степени сотрудничества и взаимосвязи с родителями воспитанников.

    Исследования Т. Ю. Купач и И.Э. Куликовской определили потенциальные возможности среды для развития духовного мира ребенка.По мнению Р.М. Чумичевой, А.Я. Данилюк, В. Т. Фоменко формирование целостной картины мира может быть успешно реализовано благодаря естественному развитию ребенка.

     Большие перемены в социально-экономической ситуации страны послужили толчком для проведения ряда современных исследований в области умственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников, ориентированные на общечеловеческие ценности (Л.Д. Вавилова, Л.В. Безрукова, Е. А. Казаева, С.В. Кириенко, Л.В. Кокуева, О.И. Ковалева). Л.Д. Вавиловой было доказано, что духовно- нравственные задатки возможно формировать при условии становления ребенка в позицию субъекта деятельности, самостоятельно и творчески реализовывать себя в разнообразной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

laquo;Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет совре...

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

laquo;Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет совре...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления о том, что такое хорошо и что тако...