Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру, для детей старшего дошкольного возраста: "Откуда хлеб пришёл".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание: способствовать формированию представлений детей старшего дошкольного возраста  о  производстве хлеба.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ot_kuda_hleb_prishyol.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  

                                ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»Г.НАДЫМА»

                                           (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 по  образовательной области

 «Познавательное развитие»

Тема: «Откуда хлеб пришел»

(старший дошкольный возраст)

(познавательно – исследовательская деятельность)

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                                            Золоткова Т.А.

.

Программное содержание: способствовать формированию представлений детей старшего дошкольного возраста  о  производстве хлеба.  

Задачи: 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

-продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновых культур (пшеница, рожь);

-систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о машинах участвующих в выращивании и сборе урожая зерновых культур: трактор, сеялка, комбайн и о  месте хранения зерна - элеваторе;

-закрепить знания  детей о злаковых  растениях (рожь,  пшеница),  их сходствах и различиях, свойствах;

-способствовать расширению представлений детей о способах изготовления муки (перемалывание зерна) и ее свойствах (мука мягкая, пушистая, белая, рассыпчатая, легкая);

-систематизировать знания детей о разнообразии  хлебобулочных изделий (батон, ватрушка, каравай, сушка, пирожок, рогалик);

-продолжать формировать  познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев,  зерна, муки, озимых под снегом;

-развивать умение анализировать, сравнивать (колоски ржи и пшеницы);

-закреплять умение складывать из частей целую картинку.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-упражнять в лепке хлебобулочных изделий с использованием ранее усвоенных приемов  и способов лепки из соленого теста.

Образовательная область: «Речевое развитие»

-развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;

-активизировать в речи детей прилагательных характеризующих свойства хлеба,     зерна, колосьев, муки;

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-развивать мелкую  моторику рук;

-воспитывать уважение  к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, через использование  пословиц

Предварительная работа:  

-познавательные вечера «Сейчас узнаем»  (Как хлеб приходит на стол);

 -беседы с детьми о труде пекаря;

-чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

-знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

-рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

-«Стол удивлений»-проращивание семян пшеницы;

-экскурсия на кухню во время замешивания теста,  выпекания булочек;

-лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

-совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;

-выполнение игровых и познавательных заданий чуда-дерева;

-составление коллажа "Берегите хлеб!".

Словарная работа: активизация  словаря:  поле, земля, трактор,  батон, булка,    пирожок,  урожай,   свежий,   мягкий,   душистый,    ароматный,   хрустящий,   пшеничный,   ржаной,   белый,  сдобный, пышный, колос, комбайн, уборка, элеватор, мука.

обогащение словаря: озимые, хлебобулочные изделия, всходы.
Материалы и оборудование: профессор Всезнайка, хлебобулочные изделия, крошки хлеба, колосья ржи, пшеницы, мука, рожь, разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий, чудо-дерево, электрическая кофемолка,  пророщенные семена, снег, разнос, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, машина, соленое тесто, мультимедийная  презентация, компьютер, лупы.

Методы и  приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадка, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Наглядные: презентация, рассматривание хлебобулочных изделий, наблюдение за работой кофемолки, показ озимых всходов, рассматривание колосьев, зерна, муки.

Практические: лепка из соленого теста, сравнение колосков, исследование зерен ржи, муки.

Игровые: игра «Собери картинку».

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

Ход деятельности

 Дети играют в группе, занимаются своими делами.

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня после завтрака я попросила дежурных собрать остатки хлеба, крошки вот в эту коробочку. Подскажите, что мне с ними сделать (дети предлагают отнести на кухню, в зимний сад, покормить птиц на улице…)

(Дети обращают внимание на чудо-дерево)

- Как у наших,  у ворот,  чудо-дерево растёт,

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А интересные задания и картинки на нём.

Вы все к дереву спешите, что на нем посмотрите.

(Дети подходят к  чудо - дереву, рассматривают, предлагают снять конверты и посмотреть что в них).

-Ребята, что же лежит в конвертах? Как вы думаете, что нам  нужно сделать?

(Дети предлагают собрать разрезные картинки и посмотреть, что получится).

- Назовите, что у вас изображено на картинках? (хлеб, батон, пирожки, рогалики…)

 -Как всё это можно назвать одним словом? (Хлебобулочные изделия)

- Вы знаете откуда хлеб попадает к нам на стол? А как мы можем об этом узнать? (прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у профессора Всезнайки)

Ну что ж пойдемте к профессору Всезнайке, может он нам расскажет.

Беседа с профессором Всезнайкой

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

 (Воспитатель от имени профессора обращает внимание детей на стол с хлебобулочными изделиями)

- Дети, что вы видите на столе? (называют хлебобулочные изделия).

- Расскажите о хлебе, какой он  (вкусный, душистый, ароматный, мягкий, свежий, белый, черный, румяный…)

-Из чего пекут хлеб? (из муки)
-Из чего муку получают? (из зерна)
- В какое время года сеют зерно? (весной)
- А ещё когда? (осенью)

- Как вы думаете, дети, зерно, которое лежит под снегом замерзает?

Рассматривание проросших семян

-Сейчас мы с вами посмотрим, что же происходит под снегом.

(На подносе под салфеткой снег. Ребенок лопаткой раскапывает снег, находит проросшие семена – всходы)

В. Эту рожь называют озимой. Её сеют осенью. Зёрна успевают до холодов прорасти. Всю зиму они лежат под снежным одеялом. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти.  Растет рожь до следующей осени, а потом хлеборобы соберут урожай.

Чтобы узнать, откуда хлеб на стол пришел профессор Всезнайка приглашает вас в путешествие.

Просмотр  презентации «Этапы выращивания хлеба»

 За дверью слышится сигнал машины.

В: Дети, что-то сигналит, пойдемте, посмотрим что же там? (Машина выезжает в группу)

Что лежит в кузове грузовика? Машина привезла нам настоящие колосья.

Дети забирают колоски и проходят за столы.

Экспериментирование с колосьями

Дети рассматривают и сравнивают колоски ржи и пшеницы, делают вывод:  

- Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Колос ржи колючий.

В: В колоске не одно, а много зёрнышек. Давайте рассмотрим зерно пшеницы. Возьмите лупы и зерно.
В: Внимательно посмотрите и скажите, какого оно цвета?
В: Теперь определите, какой формы зерно?
В: Накройте зерно другой ладонью. Какое оно на ощупь гладкое или колючее? Какое зерно по размеру?
В: Давайте теперь, определим, оно твёрдое или мягкое?
В: Скажите, ребята зерно по весу тяжёлое? Тяжело его было держать в ладошке?
Дети формулируют вывод:  зерно пшеницы жёлтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твёрдое, а по весу лёгкое.

Фиксация результатов в личных блокнотах

 -Что нужно сделать, чтобы запомнить результаты эксперимента? (зарисовать в наших блокнотах)
-Наше путешествие продолжается.

В: В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. Колоски созрели, зерна пожелтели, и на поле выехала техника. Отгадайте загадку:

               Он идет, волну сечет

               Из трубы зерно течет (Комбайн)

Что делает комбайн в поле?

- Дети, куда же везут собранный урожай с поля?

В: Зерно хранится на элеваторе. Там зерно сушат, хранят.

 Хоть и собрано зерно,
    Да не хлеб еще оно.

     А затем зерно везут на мельницу.

 Здесь такое с ним твориться,
    В  оборот его берут,
    В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

Демонстрация эксперимента воспитателем

Приглашаю детей подойти к столу, где лежат зёрна ржи, кофемолка

- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно (засыпают) в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.

(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)

-А вот такую муку делают на настоящей мельнице (показ муки). Какая мука? (белая, рассыпчатая, мягкая…) (Дети  обследуют)

- Куда дальше везут муку?

- Что делают с мукой в пекарне?

- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?

- Пекарь выпекает много разных хлебобулочных изделий.

Практическая работа

-Ребята, вчера мы с вами приготовили соленое тесто. Как вы думаете, что можно слепить из соленого теста? (хлебобулочные изделия)

(Дети лепят хлебобулочные изделия для сюжетно ролевой игры «Магазин»)

Работа с пословицами

-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе? (Ответы детей)

 «Хлеб - всему голова!»

«Без хлеба - нет обеда!»

«Будет хлеб - будет и песня»

«Хлеб да вода – богатырская еда»

«Худой обед, если хлеба нет!»

-Наше путешествие закончилось, и вы теперь знаете, откуда хлеб на стол пришел.

-Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

(Рассматривание и обсуждение выполненных работ детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «Осень».

Программные задачи: Уточнить и обобщить знания детей об осени, приметах осени, учить связывать явления живой и не живой природы. Познакомить с лесотундрой нашего края в осенний период времени. Развива...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру для детей средней группы. «Сказочное путешествие на помощь Лунтику»

Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской  деятельности  детей  с помощью ознакомления с несколькими видами тканей и их особенностями. З...

«Удивительные профессии» (Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру для детей 4– 5 лет )

                      Систематизировать  представления детей о труде людей разных профессий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру для детей средней группе «Где зимуют лягушки »

Познакомить детей с образом жизни лягушек в природе в разные сезоны, их особенностях питания, передвижения, появления новых лягушек. Показать как лягушки приспосабливаются к разным температурным...

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Откуда ёлка к нам пришла?".

Разработанное занятие направлено на создание социальной ситуации развития для расширения знания детей о традициях встречи Нового года; воспитания уважения к традициям русского народа....