НОД: «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру

Иванова Анжелика Сергеевна

Тема занятия: «Воздух вокруг нас», старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_vokrug_nas.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Иванова А.С.

Образовательная область: «Познавательное развитие», экспериментирование  

Тема занятия: «Воздух вокруг нас» 

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: получение детьми представлений о воздухе и его свойствах в экспериментировании.

Задачи занятия:

Обучающие: актуализировать знания детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, он легче воды; закрепить понимание о том, что он необходим для жизни; познакомить со способами исследования воздуха

Воспитательные: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы; развивать познавательный интерес.

Дополнительные задачи: сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.

Словарная работа: невидимый, не имеет запаха.

Планируемые результаты занятия: определять свойства воды, проводить несложные исследования.

Подготовительная работа: беседа о воздухе и ветре на прогулке, отгадывание загадок на заданную тему, надувание воздушных шаров, игры с веером, работа с календарем природы.

Материалы и оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, емкости с водой, апельсины (очищенные и в кожуре, баночки (с луком, с кожурой апельсина, с кожурой банана и пустые, коробка, пластиковая бутылка с крышкой, полиэтиленовые пакеты.

Этапы, продолжите-льность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Мотивировать детей на включение в деятельность

-организует детей в круг; предлагает поприветствовать друг друга

-   обращает внимание детей на посылку: Интересно, от кого это письмо? Давайте его откроем.

Здравствуйте дорогие, ребята!

Меня зовут Всезнайка, я живу на далекой планете Плутон. Недавно я узнал, что люди дышат воздухом, а на нашей планете его нет. Мне захотелось посмотреть, как этот воздух выглядит, я смотрел в телескоп, но его не увидел. Расскажите мне, какой он?

- предлагает продолжить знакомиться со свойствами воздуха;

-вспомнить правила поведения в лаборатории 

 -словесный (беседа, чтение)

игровая ситуация;

 -наглядный

сюрпризный момент (письмо коробка),

становятся в круг, приветствуют друг друга.

-дети открывают коробку, а внутри письмо.

- дети слушают педагога

-дети рассматривают плакат правила поведения в лаборатории,

-дети закрепляют правила поведения в лаборатории.

Дети активные участники

2.

Основной этап

Актуализировать знания и умения детей  по изучению свойства воды.

-педагог спрашивает детей: чем мы с вами дышим? Верно мы с вами дышим воздухом, и он постоянно находится вокруг нас.

А сейчас задержите дыхание.  Долго мы можем жить без воздуха?

-педагог: действительно, воздух нам необходим. Кому еще необходим воздух?

-д/и « Кому необходим воздух»

-словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям);

-наглядный (игра с карточками);

 

-дети задерживают дыхание на несколько секунд

- детинет! Мы без воздуха не можем.

-дети  раскладывают карточки с изображениями

Дети активные участники

2.1.

Этап постановки проблемы

Анализ с детьми возникшей ситуации

 - педагог предлагает детям самим увидеть воздух, узнать какой он, какого цвета?

Смогли вы его увидеть? (Нет, не смогли)

-Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это можно сделать)

- Значит, что нам сейчас нужно узнать? (как увидеть воздух)

-Кто и что нам поможет узнать, как увидеть воздух? (Может рассказать и показать взрослый, можно узнать из книг)

-словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям);

 

-дети обсуждают проблему, высказывают свои предположения

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

актуализировать знания детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, он легче воды; закрепить понимание о том, что он необходим для жизни; познакомить со способами исследования воздуха

 

-педагог предлагает опустить трубочку в стакан и подуть. Что появилось? Почему?

- в стакане появились пузырьки с воздухом, потому, что мы подули.

-верно ребята, так какой мы можем сделать вывод? Мы можем увидеть воздух? Какого он цвета?

- педагог предлагает выяснить имеет ли воздух запах.

По очереди откройте их и скажите, чем пахнет.

-в пустой баночке был воздух и больше ничего, поэтому она ничем не пахла. Отсюда можно сделать вывод: пахнут предметы в баночках, а воздух не имеет запаха.

Физминутка – «Мы устали, засиделись»

 - словесный;

беседа

- наглядный;

наблюдение,

- практический;

исследовательская деятельность, проведение опытов,

- дети опускают трубочки в стакан с водой и дуют, обсуждают результат

-дети проявляют интерес, контролируют свою деятельность.

-дети: можем! он прозрачный!

 

-дети по очереди открывают баночки

-дети: Баночка с луком пахнет луком, баночка с кожурой апельсина пахнет апельсином, баночка с кожурой банана пахнет бананом, а пустая не пахнет ничем

Имеют представления о свойствах воздуха

2.3.

Этап практического решения проблемы

Демонстрировать результат при помощи действия и слова

-  педагог предлагает найти ответ на такой вопрос: «Что легче – воздух или вода?». Для этого в емкость опустите пластиковую бутылку. Что произошло?

-педагог: верно, вода вытесняет воздух из бутылки, потому, что воздух легче воды. А теперь закройте пустую бутылку крышкой - что произойдет? И почему?

- педагог: Как вы думаете, в каких предметах есть воздух, и они не тонут?

- педагог подводит итог:

-воздухом мы дышим и без него жить не можем;

-воздух невозможно увидеть;

-воздух не имеет запаха;

-воздух легче воды;

-воздух не имеет запаха

- словесный;

беседа

- наглядный;

наблюдение,

- практический;

исследовательская деятельность, проведение опытов,

-дети: пошли пузырьки и стала наливаться вода.

-дети: она плавает, потому, что внутри воздух.

- дети: спасательный круг, резиновая лодка, мяч.

Имеют представления о свойствах воздуха

3.

Заключительный этап

Организация перехода к другому виду деятельности

 - педагог: ребята, думаю мы помогли Всезнайке и рассказали о воздухе все, что сами узнали из наших опытов. Я предлагаю каждой группе ученых набрать воздух в пакет и отправить Всезнайке.

-словесный

(беседа);

-практический

 

-дети набирают воздух в полиэтиленовые пакеты под веселую музыку, воспитатель помогает завязать и складывает в коробку

Дети узнали о свойствах воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....

Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"

В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....