Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

1.Расширять представления о малой Родине, развивать интерес к родному краю

2.Рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края;  о замечательных людях, прославивших родной край. 

3.Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;

4.Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

5.Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

6.Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях и проектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного          возраста с родным городом

Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и             величия»                                                        /В.А. Сухомлинский/ 

Нормативно-правовые документы: 

Конвенция ООН о правах ребенка ст.29  «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»;

ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012.   ст.3 п.3 «Основные принципы государственной политики..» «Гуманистический характер    образования,.. воспитание взаимоуважения , гражданственности, патриотизма..»;

Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»    п.1.4 «Основные принципы дошкольного образования: …..приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»;  п.1.6 «Стандарт направлен  на  решение следующих задач:…формирование общей культуры личности детей, в том числе ..развития их ..нравственных ..качеств..» 

Патриотизм -  включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.   «…преданность и любовь к Отечеству и  своему народу».                                                                                                                                                                                                   /Ожегов С.И./                                                          

Формирование основ патриотизма -  формирование  у детей любви к Родине через накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем  норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту где родился  человек.                                                            / В.А. Сухомлинский/

        Основы патриотизма наиболее успешно формируются  у детей  старшего   возраста в процессе знакомства с малой Родиной. Задачи  Примерной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы»

/ под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,  Васильевой М.А/

                                                               Старшая группа

(ОО «Познавательное развитие»раздел «Ознакомление с социальным миром»)

1.Расширять представления о малой Родине, развивать интерес к родному краю

2.Рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края;  о замечательных людях, прославивших родной край.  

3.Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;

4.Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

5.Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

6.Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях и проектах.

Актуальность

  Бесспорно, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания,  в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Поэтому 

это нашло отражение в ряде нормативно-правовых документов  регламентирующих  и определяющих содержание дошкольного образования и воспитания.  Одним из направлений  патриотического воспитания старших дошкольников является знакомство с родным краем, родным городом.

   Ведь, как известно основы патриотизма наиболее успешно формируются  у дошкольников  в процессе знакомства с малой Родиной. Наш детский сад  имеет благоприятное социально-культурное и образовательное окружение, что является огромным ресурсом которым мы стараемся использовать. Нашими социальными партнерами  в формировании представлений у старших дошкольников о родном городе являются:

-Центральная городская библиотека им. Н,К, Крупской «Дом книги»;

- Центр патриотического воспитания «Отечество»;

-Дзержинский краеведческий музей;

-  Средняя школа №29

Расскажу о каждом из них более подробно.

  Городская библиотека  им. Крупской  является   ближайшим нашим социальным партнером,  а мы их частыми гостями. Мы посещаем в  Дом книги  тематические выставки, которые они организуют практически ко всем государственным праздникам и юбилейным датам. Кроме этого работники  Дома книги по предварительной  договоренности с нами  устраивают тематические выставки , подборки художественной литературы, фотоматериалов ( из книг), проводят с нами беседы  к выставкам. Особенно  запомнились  беседы: «Как строился Дзержинск», «Площади и улицы Дзержинска» (в честь кого названы, как создавались).С удовольствием мы посещали выставки творчества жителей города( картин, прикладного творчества, фотовыставки).

А также для дошкольников совместными усилиями с  Дом книги мы организуем  тематические литературные викторины . Интересным направлением по знакомству старших дошкольников с родным городом- это знакомство с интересными, выдающимися людьми. В рамках которого    мы ходили на встречу  с Дзержинской поэтессой Ларисой Васильевной Васильевой, она  познакомила ребят  со своим творчеством, рассказала  как начинала писать стихи, познакомила ребят со своими произведениями. В конце встречи Лариса Васильевна подарила ребятам  раскраски с изображением героев своих стихов и личным  автографом.

  А   в рамках празднования Дня Победы мы в Дом книге  ходили с ребятами на встречу с ветераном ВОВ, и  до сих пор вспоминаем с ребятами встречу с ветераном  ВОВ  Юрием  Анатольевичем  Волковым.

Как и многие дошкольные учреждения нашего города,  мы  сотрудничаем  с  Дзержинским Краеведческим музеем. В  нем  мы посещали   тематические выставки:« Природа родного края» , «История города Дзержинска» , «Они сражались на войне», особенно нам запомнилась экспозиция « Быт и промыслы Черноречья 19- 20вв».

В средней школе №29, в рамках знакомства с родным городом мы посещаем выставки  тематические выставки  в библиотеке школы. Библиотекарь школы Рубинская Надежда Афанасьевна, рассказывала  об  истории школы,  показывала  фотографии (на досках памяти) бывших учеников школы, погибших в Афганистане, в Чеченской республике и рассказывала о них.

 Мы посетили в библиотеке  литературные выставки :«Моя Родина-Россия», «Дзержинск- моя малая Родина», выставки художественного творчества учащихся начальной школы. Мы практикуем  брать у них детскую литературу для дальнейшего рассматривания ее в группе.

А также  с детьми и родителями мы стараемся принимать активное  участие в городских мероприятиях, организуемых ежегодно к Дню города, к празднованию в городе государственных праздников. Очень интересной для родителей  нам показалось акция  «Прошлое -настоящее  Дзержинска!». Мы принимали участие в  празднование  Дня Победы  в концерте организуемым Дом книги, в торжественной линейке к Дню Победы в школе №29,наши семьи принимали участие в  Бессмертном полку, в городских концертах организованных к Дню города.

  Работу дошкольного учреждения по взаимодействию с  социокультурной средой   мы стараемся строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители принимают участие в  экскурсиях, праздниках,  помогают нам транспортировать детей , участвуют в конкурсах,  выставках и т.д.

 Кроме  этого мы в  групповых   родительских уголках мы  регулярно размещаем  анонс предстоящих мероприятий ( что бы они могли принять в них участие), информацию   о прошедших мероприятиях, по возможности с фотоотчетом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Ознакомление детей старшей группы с родным городом»

Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города, познакомить с историей нашего города. Побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем слави...

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным                городом - Нижним Новгородом...

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с родным городом

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей  группы с родным городом...

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом

Интеграция «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое...

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом

Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом...