Путешествие в подводный мир
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Светлана Вадимовна

Квест - игра в подготовительной группе .Воспитывать познавательный интерес к представителям подводного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествие в подводный мир».

Цель: Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие» с учётом ФГОС.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с новым подводным транспортом – батискаф;

- дать представление о море, как экосистема (вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ);

- продолжать закреплять и расширять знания детей об обитателях водных глубин, об их особенностях, внешнем виде, питании, среде обитания, передвижении;

- закреплять умения ориентироваться  в пространстве;

-  продолжать формировать навыки полных ответов;

- закрепить представления детей   о формах рыб и других жителей подводного мира;

Развивающие:

- развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;

- умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды;

- умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к представителям подводного царства;    

- воспитывать уважительное отношение к ответам детей;  

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами;

- развивать любознательность.

 Интеграция областей: социально - коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Словарная работа  батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, жемчужина и т.д.

Предварительная работа: знакомство с обитателями морских и пресноводных водоёмов, особенностями их проживания.  

Методы:

 игровые – загадывание загадок, создание игровой ситуации, воображаемая ситуация,  дидактические игры, создание проблемной ситуации;

наглядные – презентация,    рассматривание, демонстрация опытов.

 словесные – вопросы к детям, опрос детей, рассказ воспитателя; физминутки, самоанализ, самооценка.

 Игровой -   воображаемая ситуация,   логические игры .

Приёмы:

- организация детей на игру – путешествие;

- активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность);

- обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).

Демонстративный материал:   презентация с изображением морских обитателей,    яблоко, обруч,  глобус, музыка спокойная, илюстрация  батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой).

Раздаточный материал: раскраски на морскую тематику – по количеству детей. Трубочки, стаканчики с водой, массажные мячи, силуэты рыб, голубые листы бумаги, клей – карандаш, клеёнка, салфетка.

Индивидуальная работа: с Вовой, Валерией проговаривание  слова батискаф; Алёшей, Никитой чёткое проговаривание чистоговорок.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня пришли гости.

Добрый день! – они нам скажут, Добрый день! – ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие.

Воображаемая ситуация – перемещение в Подводное царство.

Воспитатель: Прежде чем отправиться путешествие, давайте вспомним, как называется река, которая течет по нашему посёлку? А посёлок как называется?  

 Воспитатель: Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. А вот наш помощник. Ребята, что это?

 (Беру глобус)

Дети: - Это глобус

ВоспитательКто мне скажет, что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, глобус - это макет планеты. А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А, что голубым?
Дети: Коричневым цветом изображена - суша, а голубым - моря, реки и океаны.
Воспитатель: Верно. Если мы сильно будем вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?
Дети: Глобус кажется голубым потому, что голубого цвета на нем больше.
Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь вот эту долю нашей планеты составляет суша, а все остальное - вода.

Воспитатель:  Что мы слышим ?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: -  Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?

- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).

- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе.  

- А что это? - спросите вы.

Воспитатель: - Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.  

Показываю картинку

Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.

Дети: на батискафе.

Воспитатель: - Давайте пройдем в батискаф… Приглашаю вас пройти в люк батискафа и занять места.

( Дети проходят через обруч).

- Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.

Воспитатель: Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая)

Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)

Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.

Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная) – без вкуса и сказать в каком стаканчике вода соленая.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?

- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.

  • В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).

  • Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).

Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.

- Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)

Здесь мы продолжим наше путешествие. Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.

- А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.

 

2. Основная часть – 20 мин

Воспитатель:   Мы же будем погружаться под воду, глубоко, а для этого нам надо уметь правильно дышать.

Дыхательная гимнастика «Рыбка в воде».

Воспитатель:  Дети, посмотрите на нашу рыбку. Она пускает ртом пузырьки.  Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!
Педагог раздаёт детям трубочки и просит сначала подуть в неё. Потом педагог просит подставить ладошку и почувствовать струю воздуха. Затем детям предлагают  стаканчики с водой. Дети отпускают трубочку в воду и дуют в трубочку.

(Музыка останавливается).

Воспитатель: Посмотрите как красиво морское дно, какие там необычные жители…

Воспитатель: Ребята давайте   поближе познакомимся с подводными жителями.      

Воспитатель:   Обхватив хвостиком травинку не за край, за серединку.

                           На коралловый пенек хочет сесть морской …… (конек).
Воспитатель: Показывает изображение морских коньков. Они просят повторить за ними.

Чистоговорки.

РЯ – РЯ – РЯ – мы уже у моря

ДЕ – ДЕ – ДЕ - рыбы плавают в воде

ТА – ТА – ТА - под водою красота

АК – АК – АК - проползает рак

СИ – СИ – СИ - резвятся караси

ШКИ –ШКИ –ШКИ - красивые ракушки

НЕК – НЕК – НЕК – вот морской конек

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы

«Что мы знаем о рыбах».


Воспитатель:
 Как называют рыб живущих в море?
Дети: Рыбы живущих в море называют - морскими.
Воспитатель: Как называют рыб, которые живут в реке?
Дети: Рыб, которые живут в реке называют - речные.
Воспитатель: А кто знает, как еще можно назвать речных рыб?
Дети: Речных рыб называют еще - пресноводные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Речных рыб называют пресноводными потому, что вода в реке пресная.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Тело рыб покрыто чешуей.
Воспитатель: Скажите, ребята, в чем главное отличие морских рыб от речных?
Дети: Морские рыбы необычных форм и очень яркой окраски.
Воспитатель: Как рыбы передвигаются в воде?
Дети: Рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста.
Воспитатель: А, что является " рулем " рыбки?
Дети: "Рулем" рыбки служит хвост.
Воспитатель: С помощью чего дышат рыбы?
Дети: Рыбы дышат с помощью жабр.

Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами немного отдохнём.

Физминутка «Осьминог».

Ветер дует, задувает (руки подняты вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Волны в стороны качает.

Осьминог на дне сидит (топают ногами, руки на поясе)

И ногами шевелит.

Чайка над водой летает (имитируют движение крыльев)

И за рыбками ныряет (приседают)

Осьминог на дне сидит

И ногами шевелит.

Под водой на глубине (движение «плавают брасом»)

Крокодил плывёт в воде.

Осьминог на дне сидит

И ногами шевелит.

Воспитатель: А теперь мы отправимся сейчас узнаем.

Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и 8 ног
Вот я весь я ……

(Осьминог)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он меняет цвет – вот, например, по песку пошел – желтым стал, а в водоросли попал – стал зеленый. Осьминог просит помочь разобраться.

«Какое слово не подходит?»

 Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

         Вода, подводный, водоросль, водить.

   Морской, море, морщина, моряк.

Речевая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Воспитатель указывает на части тела морских обитателей и задаёт детям вопросы:

- Чей хвост? (дельфиний)

- Чей глаз? (акулий)

- Чья голова? (черепашья)

- Чьи присоски? (осьминожьи)

- Чьи плавники? (дельфиньи)

- Чьи щупальца? (осьминожьи)

Воспитатель: А ещё  осьминоги очень любят играть с морскими ежами. А вы хотите с ними поиграть? Возьмите по 1 “морскому ежу” (массажные мячи) встали врассыпную.

«Подводный мир».

Посмотри скорей вокруг !

Что ты видишь, милый друг.

(Дети катают Су – Джок между ладонями.)

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)

Упражнение под музыку.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг.

Как хочется в морскую глубину
Там увидишь друзей ты тьму
Маленьких, больших и разных
Но очень разнообразных.

(Воспитатель обращает внимание на красивых рыбок).

Воспитатель: А сейчас давайте   присядем за столы. Ребята, послушайте загадку:
Стоит стеклянный водоём,
Много разных рыбок в нём –
Жёлтых, чёрных, красных,
И таких прекрасных…(Аквариум)
Воспитатель: Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум. Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?
Дети: Лист бумаги похож на прямоугольник.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат рыбки. Сколько рыб на столе?
Дети: Пять рыб.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбки?
Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.
Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу, остатки клея аккуратно удалим, промокнув салфеткой. Затем голубую - в левом нижнем углу, желтую - в правом нижнем углу, сиреневую - в левом верхнем углу, а оранжевую в центре листа. Вот какой красивый получился аквариум.

3. Итоговая часть  

Воображаемая ситуация – возвращение из Подводного царства

- Ребята, вам пора возвращаться. Прошу занять места в батискафе.  

Батискаф всплывает, слышится шум моря.

Итог занятия.

Воспитатель подводит итоги:

– Ребята, мы побывали с вами на морском дне.

– Какое задание оказалось для вас самым лёгким? (ответы детей)

– Какое было самым трудным для вас? (ответы детей)

С какими обитателями мы с вами встретились?

Воспитатель напоминает, что «трудно» – не значит «плохо», желаю вам  всегда преодолевать трудности. Напоминает народную мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"

Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир". В занятии интегрируются различные виды деятельности: познавательная, изобразительная (лепка из соленого теста)...

Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"

Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....

Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект интегрированного ООД  с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...

Презентайия "Путешествие в подводное царство"

Дополнительный материал к занятию...

Путешествие в подводное царство

Конспект   непосредственно-образовательной деятельности   по образовательной области «Познание» в старшей группе детского сада...

Открытое занятие "Путешествие в подводный мир Байкала"

Знакомство детей с разновидностью рыб  озера Байкала, учить количественному счету до 5. Развивать интерес к экспериметнальной деятельности....