Доклад к презентации "Добро пожаловать в экологию"
материал по окружающему миру

Семенюк Людмила Петровна

Доклад к презентации "Добро пожаловать в экологию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_dobro_pozhalovat_v_ekologiyu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В  ЭКОЛОГИЮ

СЛАЙД – 1  

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

СЛАЙД – 2  

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.

Главной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – является воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

СЛАЙД – 3

Совместная деятельность углубленной работы по реализации социально-коммуникативного развития "Друзья природы", которой я занимаюсь, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью  экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

СЛАЙД – 4  

В основу содержания данной деятельности легла программа С.Н. Николаевой "Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

В работе  я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

СЛАЙД – 5

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы работы с детьми:  познавательные занятия; наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых; экскурсии на природу, целевые прогулки; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; трудовую деятельность в уголке природы и на участке детского сада; музыкальные и спортивные развлечения; опытная деятельность; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок.

СЛАЙД – 6

Сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о природе, об ответственности человека за ее состояние. Для организации совместной деятельности в группе создана   соответствующая предметно-развивающая  среда, которая включает в себя: уголок природы, мини – лабораторию для экспериментирования, подобрана картотека опытов, дидактических игр, бесед и наблюдений.

СЛАЙД – 7

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость и доступность, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, также знакомятся со способами размножения комнатных растений в процессе их пересадки.

СЛАЙД – 8

Мы  рассмотрели следующие вопросы: «Нужен ли свет растениям?», «Выявление потребности растений во влаге», «Как передвигается вода в почве».

С детьми сделали вывод, что неправильный уход может привести к гибели цветка.

СЛАЙД – 9

 Также  в уголке природе имеется календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность повседневной жизни, которая сочетается с наблюдениями.

С помощью календаря дети наглядно, в доступной форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца; а также, с помощью приложения «Календарь наблюдений»  дети усваивают, как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном, животном мире; что происходит в деятельности человека.

СЛАЙД – 10

Мини – лаборатория для экспериментирования. Здесь дети  проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются различные колбы, пробирки, бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм : стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований : песок, глина, камни, семена растений, шишки, жёлуди, каштаны. Также имеются лупы, микроскоп, магниты.

СЛАЙД –11

Особое внимание уделено организации экологического пространства на территории детского сада: цветочные клумбы, огород.

Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.

Поэтому вся моя дальнейшая работа представляет собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе занятий и в свободной деятельности.

СЛАЙД – 12

Из своего опыта работы могу сказать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – процесс длительный и сложный. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Поэтому не менее важно регулярно наблюдать за природой. На основе таких наблюдений у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогут им увидеть и понять связи и отношения природных явлений.

СЛАЙД – 13

В своей работе я активно использовала метод циклических наблюдений. Отдельно взятый цикл – это ряд наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое такое наблюдение имеет свою цель и определённое содержание.

СЛАЙД – 14

В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей всесторонние и систематизированные знания о растениях и животных.

СЛАЙД – 15

На занятиях ознакомительного типа знакомила ребят с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы, что позволило сформировать у детей отчетливые представления.

СЛАЙД – 16

    На занятиях углубленно-познавательного типа показывала детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Такие занятия проводила после длительных наблюдений. На них дети обучались умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

СЛАЙД – 17

В старшей группе проводила занятия обобщающего типа. В процессе бесед у ребят формировались обобщенные представления о растениях, животных, временах года.
Комплексные занятия строила на разных видах деятельности, что всегда способствовало более легкому и быстрому усвоению содержания. Особенно были интересны детям занятия – путешествия, занятия-конкурсы, занятия-эксперименты.

СЛАЙД – 18

Неотъемлемой частью экологического воспитания является игра. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.
Ролевые; дидактические; имитационные игры помогают детям уточнять, закреплять, расширять имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. В группе дети рассматривают альбомы, иллюстрации и фотографии о природе, репродукции картин художников.

СЛАЙД – 19

Большую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля»«Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки»«Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

СЛАЙД – 20

Особое место в работе с воспитанниками отведено опытно-экспериментальной деятельности в процессе экологического воспитания. Проводили с детьми опыты со снегом, с песком и глиной (что лучше пропускает воду), выращивание лука (что необходимо для роста растений), опыт с комнатными растениями (до и после полива). Во время этой работы ребёнок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получает первые навыки её проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления.

СЛАЙД – 21

Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании  у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной) к столу блюда, украшенные зелёным луком. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное - это доступно всем, и это вырастили дети.

С наступлением тепла мы перенесли наш «мини-огород» на участок детского сада: выращивали лук, кукурузу, салат.

СЛАЙД – 22

Много трудовых мероприятий происходит и на участке детского сада. Дети наблюдают и участвуют в посадке и выращивании цветов, в уходе за ними.

Очень радуют глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.

СЛАЙД – 23

Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Осенью собирали семена цветов, убирали засохшие растения с клумб. Зимой дети сгребали снег к стволу дерева, так как снег защищает растения от мороза.

СЛАЙД – 24

Ребята  получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.

Дети усвоили, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Собирали  семена растений, приносили семечки для подкормки птиц.

СЛАЙД – 25

Значительное место в работе с детьми было отведено творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации, организации выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих – это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности детей, а также их общего интеллектуального развития.

СЛАЙД – 26

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

СЛАЙД – 27

На занятиях часто использую художественную литературу.  Систематически знакомилю с произведениями  М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова, сюжеты которых доступны и привлекательны, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.  

СЛАЙД – 28

В моей работе неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Пословицы с удивительной меткостью выражают сущность сложных явлений природы.
А загадки вносят игровой момент, являются упражнением в смекалке, развитии логики. Их использую практически в любых ситуациях.

Для привлечения внимания и развития интереса детей в работе применяю экологические сказки, которые, делают экологическое воспитание более занимательным и разнообразным. Ведь дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

СЛАЙД – 29

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. 

СЛАЙД – 30

В работе с родителями по экологическому воспитанию были использованы следующие формы работы: анкетирование, проведение опросов, экологические стенды, ширмы; консультации, семейные конкурсы, экскурсии.

СЛАЙД – 31

Одна из форм работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомила детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такая форма работы, как консультации, даёт возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье.

СЛАЙД – 32

Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимали участие в посадке кустарников на участке.

А мамы активно участвуют в ежегодном конкурсе «Осенняя фантазия», а также в выставках рисунков на экологическую тематику.

СЛАЙД – 33

Совместно с родителями неоднократно посещали городской Дендрарий. Где дети наблюдали за разнообразными растениями в красочном осеннем наряде, даже смогли попробовать на вкус плоды отдельных растений и сравнить их. Играли в подвижные игры, отгадывали загадки.

СЛАЙД – 34

Также посетили краеведческий музей, где проходила выставка экзотических бабочек и насекомых. Родители сами выступают инициаторами и организаторами подобных экскурсий.

СЛАЙД – 35

Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствует пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволяют развивать логику, мышление, интеллект, творчество, что так важно при подготовке детей к обучению в школе.

Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

А закончить я хочу такими словами:

СЛАЙД – 36

Мы должны очень много учиться,

Чтоб законы природы узнать.

Мы должны очень много трудиться,

Чтоб богатство ее сохранять!

Мы научимся жить иначе,

Сберегая природу, как дом,

Потому что для нас очень значим,

Этот мир, в котором живем!

СЛАЙД – 37

Мы накормим зимою пичужек,

А весною построим им дом,

Потому что нам очень нужен

Птичий щебет со всех сторон!

СЛАЙД – 38

Мы посадим деревья у дома

И на вырубках вырастим лес,

Потому что нам очень нужно,

Чтобы лес с Земли не исчез.

СЛАЙД – 39

Как призыв или как молитву

Сердце ритм отбивает в груди

Сбереги, ты, планету эту

Не губи! Не руби! Не вреди!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

"Добро пожаловать в экологию"

Воспитывать бережное отношение к природе....

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...