Конспект НОД «Жилище народов Урала» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хамидуллина Людмила Васильевна

Цель:

• Формировать знания о культуре народов Урала;

• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;

активизировать имеющиеся у детей знания о родном крае;

активизировать и обогащать словарь детей;

Развивающие:

развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, способность сравнивать;

развивать навык лепки;

развивать воображение;

развивать уважение к культуре других народов и их представителям;

Воспитательная:

умение работать в команде;

воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Урала;

воспитывать патриотические чувства за свой родной край и свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Жилище народов Урала»

в старшей группе

Цель:

• Формировать знания о культуре народов Урала;

• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;

активизировать имеющиеся у детей знания о родном крае;

активизировать и обогащать словарь детей;

Развивающие:

развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, способность сравнивать;

развивать навык лепки;

развивать воображение;

развивать уважение к культуре других народов и их представителям;

Воспитательная:

умение работать в команде;

воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Урала;

воспитывать патриотические чувства за свой родной край и свою страну.

Оборудование: презентация на тему «Жилище народов Урала».

Предварительная работа: чтение художественной литературы (стихи об Урале), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Урала», «Растительный мир Урала», подготовка наглядного материала.

Словарная работа:

Обогащение и активизация словаря: край - Урал, народы Урала, юрта, изба, горница, горнило, русская печь, прялка, лапти, «красный угол», юрта, шарашу, казан, алдыр, ашлау, кумыс, нары, тюбетейка, котел, жэймэ, домашняя утварь, чугунок, ухват, «татарские» чашки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день.

(на слайде карта России)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, встать полукругом и посмотрите на волшебный экран. Скажите, что на нём изображено? Правильно это карта, карта России. Россия - самая большая страна на земле, страна в которой мы живём.

Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.

Физкультминутка «Уральский край».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Воспитатель: читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу вам рассказать. (дети маршируют на месте),

Как богат Уральский край (руки в стороны),

Ты о том не забывай (руки к сердцу),

Наши реки широки, (руки в стороны),

А озёра – глубоки, (наклон, руки вниз до полу),

Горы наши высоки, (руки вверх, встать на носочки),

Есть пещеры у реки, (присесть, встать),

И леса, и поля – (руки в сторону),

Это Родина моя! (руки к сердцу).

Воспитатель:Теперь присаживайтесь, на свои места, мои хорошие! Ребята, а какие народы населяют наш Уральский край?

Дети: ответы детей.

Воспитатель Основную часть населения составляют русские, башкиры, татары. (на слайдах поочерёдно появляются, народные национальные костюмы.) Они являются коренными жителями Урала.

Воспитатель: Ребята! Я совершенно забыла вам сказать. Нам в детский сад на электронную почту пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его прочитаем. (появляется письмо на слайде)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу попросить у вас помощи.

У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать к каким народам относятся эти предметы и каково их назначение?

Ну что, ребята, поможем Маше разузнать чьи это вещи? Мне кажется, что они имеют отношение к народным жилищам Урала и их коренным жителям. Что бы это проверить, нам нужно совершить путешествие в прошлое на машине времени, и побывать в гостях у коренных жителей Урала. Для этого нужно пройти в нашу машину времени, закрыть глаза и дать отсчёт в обратном направлении 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.! (дети закрывают глаза и считают, на слайде машина времени, звучит музыка.)

Воспитатель: (переодетый в домовёнка). Здравствуйте ребята! Я домовёнок Кузя! И я вас приглашаю в русскую народную избу. Вот она. (Показать рукой на слайды, где изображена Русская изба.)

Дома были построены из бревен. В избе была одна комната, которая называлась – горница. Ребята, давайте повторим все вместе – горница.

Ну а теперь я вас приглашаю пройти в горницу. Присаживайтесь на стульчики. Сядьте красиво, подружите свою спину, со спинкой стула. Молодцы.

Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.

А знаете, какое моё любимое место в горнице? Моё любимое место – это печка! Она большая, тёплая, находилась, обычно, в центре избы. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, ребята, давайте все вместе скажем - горнило! В нём разводили огонь и готовили еду: щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.

А теперь послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….(на ухвате показать чугунок)

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Чтобы не обжечься, чугунок убирали в печь ухватом.

Ещё одним кухонным сосудом на Руси был горшок , который служил для приготовления пищи.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая посуда как блюдо. Пили из кружек, а ели деревянными ложками.

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками: пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, изготавливали лукошки, рукодельничали, лапти плели, да лепили горшки, крынки из глины и разную посуду. Ребята, я вас приглашаю в мастерскую, для изготовления крынки. (лепка тарелок из пластилина, под рус. нар. музыку)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Как у вас здорово всё получилось! Предлагаю вам поставить их на красивый поднос. Предлагаю вам сыграть в любимую игру домовят, в прятки. Ну как, поиграем? Для начала, вам нужно повернуться в сторону волшебного экрана, закрывайте глаза и считайте до 10, а я спрячусь, только не подглядывать.(Дети закрывают глаза и считают от1 до 10, воспитатель переодевает шапку с ушанки на башкирскую)

Хаумыгыз ! Здравствуйте, ребята! Я домовой башкирского народа, которого называли – Дедушкой, а вот и жилище, в котором я живу, оно называется – Юрта, а теперь все вместе скажем – Юрта. Молодцы! Я вас приглашаю в гости, проходите пожалуйста, присаживайтесь! Сядьте красиво! Молодцы! Послушайте –ка, что я вам расскажу.

Стены юрты состоят из решеток вытянутой прямоугольной формы. Они скрепляются друг с другом ремешками по кругу. Ну а деревянный каркас покрывается войлоком.

Крыша юрты была остроконечной или круглой. В центре крыши было круглое отверстие. Как вы думаете, для чего башкиры оставляли отверстие в верхней части купола юрты? Только, будем говорить красивыми, полными предложениями, хорошо?!

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, для освещения. Чтобы в юрту попадал солнечный свет.

Самым главным местом в юрте был очаг. Вы знаете, что это такое? Да, это костер. А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи.) Вокруг очага располагались все остальные предметы.

Внутри юрта обычно отделялась особой занавеской (шарашу). Ребята, давайте ещё раз скажем – Шарашу. Это занавеска в Юрте. Молодцы! Она делила Юрту на женскую и мужскую половины. Правой – была женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, оружие. Напротив входа, на мужской половине, было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. На землю стелили войлок, клали коврики, на которых сидели гости. Утварь башкир в основном была сделана из дерева. Всевозможная деревянная посуда использовалась на кухне.

В пищу в основном варили и жарили в казанах, там же кипятили молоко. Казан был просто необходим, в приготовлении еды.

Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) – дружно повторим- алдыр, подавали еду только в кругу семьи. В других (ашлау)- вместе скажем – ашлау, ели в праздники, и угощали гостей.

Любимым напитком башкир является кумыс. Кумыс – это молоко кобылиц. Он придаёт силы, здоровье башкирскому народу. Башкир - охотник, воин, отличный наездник. Они передавали свои умения и навыки детям при помощи игр. При помощи которых воспитывали ловкость, меткость, выносливость. Поэтому башкирские игры подвижны, воспитывающие меткость, быстроту, ловкость.

Ну а сейчас я вам предлагаю поиграть в башкирскую национальную игру, которая называется «Юрта»

Воспитатель: В игре участвуют две подгруппы по четыре человека, каждая подгруппа образует круг, в центре которого стоит стул с платком. Взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют:

Мы, весёлые ребята,

Собираемся в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов, дети встают в общий круг. По окончанию музыки дети быстро бегут к своему стулу, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра, крыши, получается – юрта. Выигрывает группа детей , первой построившая юрту. (игра) Молодцы! Понравилась игра? Воспитатель: А хотите поиграть в мою любимую игру? В прятки? Мы домовые, очень их любим! Ну тогда закрывайте глаза и считайте до 10.

( Дети считают от1 до 10, воспитатель одевает тюбетейку)

Воспитатель: Исамисес Ребята, я Белькаэр – домовой из татарского жилища, я с вами поздоровался на татарском языке . посмотрите, в каком татарском доме я живу.

А сейчас я вас приглашаю войти в дом и присесть на стульчики. Хочу посмотреть, как вы красиво на них сидите. Молодцы!

Ребята, в каждом татарском доме устраивались нары по другому – кровать. Нары были похожи на широкие лавки - на которые укладывается перина, подушки, одеяло. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились.

Татары носили очень красивые, красочные головные уборы. Мужчины носили тюбетейки. А теперь дружно скажем – тюбетейка. Молодцы! Она была украшена вышивкой и узорами.

А женщины носили яркие цветастые платки.

Пищу готовили в котле, там же кипятили молоко, готовили национальное блюдо - корт (красный творог). В печи выпекают хлеб и прочие мучные изделия.

В качестве посуды использовали горшки, чугуны и большие сковороды. Напитки хранили в глиняных кувшинах.

Широко использовалась и деревянная посуда: доски, скалки, колотушки, поварешки, квашни для теста, ковши для воды.

Чай татары пили из маленьких низких чашечек (прозванных в народе «татарскими») с блюдцем – чай остывал в них намного быстрее. Ребята, а к чаю стряпали татарские лепёшки, которые называются Жэймэ. А теперь дружно скажите – жэймэ. Молодцы! (Для этого нам необходимо одеть фартуки, вытереть руки влажными салфетками и взять в руки тесто, скатать колобок, положить его на стол и скалкой раскатать небольшие лепёшки. (во время работы, звучит татарская народная музыка). А теперь выложим наши лепёшки на противень и отдадим на выпечку. Какие же вы молодцы! Сейчас вновь воспользуемся влажными салфетками и снимем фартуки. А я пока унесу наши лепёшки в печку.)

А теперь вам необходимо вернуться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени и возвращайтесь домой! (звучит музыка машины времени воспитатель снимает костюм домового, встречает детей)

Воспитатель: Ребята, вы вернулись? понравилось вам путешествие? А задание Маши не забыли? Сейчас проверим, как вы с этим справились. Давайте дружно встанем полукругом, возьмёмся за руки и посмотрим на волшебный экран. На экране будут появляться картинки и вы должны правильно ответить на вопросы.

1) Чья это печка?

•Башкирская

•Русская

•Татарская

2) Чье это жилище?

•Башкирское

•Татарское

•Русское

3)какому народу принадлежала эта вещь?

•Русский

•Татарский

•Башкирский

Воспитатель: Молодцы ребята. Понравилось вам путешествие? Много нового и интересного узнали? Что больше всего вам понравилось или показалось более интересным? Почему?

Ну а теперь, я предлагаю вам пройти в группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Жилища народов мира

узнать о том, какие жилища были у человека раньше...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «История жилищ человека» (река времени)

Тема: «История жилищ человека»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «История жилищ человека»....

Национальное жилище народов Урала!

Национальное жилище народов Урала!...

Образовательный проект на тему: «Культура и традиции народов Урала» Разновозрастная группа 5 – 7 лет

В данном материале размещён содержание образовательного проекта «Культура и традиции народов Урала»...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности " История жилищ человека" в старшей группе

Ребёнок по своему характеру является неутомимым исследователем всего того, что находится с ним рядом, что окружает его. Такое исследовательское поведение являетя естественным, природным состоянием.И з...