Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «История жилищ человека» (река времени)
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Сунчугашева Елена Константиновна

    Тема: «История жилищ человека»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «История жилищ человека».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_reka_vremeni.docx44.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

    Тема: «История жилищ человека»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «История жилищ человека».

    Задачи:

    создать условия для ознакомления детей с историей жилищ человека;

    создать условия для расширения знания детей о строительных профессиях;

    создать условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение, классификация);

    создать условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем;

    создать условия для развития эмоций детей  посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.;

    создать условия для воспитания потребности в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга;

    создать условия для воспитания желания самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками.

    Организация детских видов деятельностей:

    • общение ребенка с взрослым;
    • общение ребенка со сверстниками;
    • исследовательская деятельность (исследовательская практика);

    Ход образовательной деятельности

    Этап образовательной деятельности

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Психолого-педагогические условия/  задачи

    Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

    Педагог ведет диалог с детьми.

    Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

    Комментирует высказывания.

    - Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

    - Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома.

    - Ребята, а в каких дома живете вы?  Сколько этажей в вашем доме? У вас деревянные или кирпичные дома?

    - Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством.

    Дети свободно располагаются в группе.

    Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

    Условия для организации и настроя детей на познавательную деятельность.

    Условия для ознакомления детей с историей жилищ человека.

    Основная часть

    Поисковый этап

    На слайде изображение пещеры.

    Камни.

    На слайде изображение шалаша.

    Макет шалаша.

    На слайде изображение сруба, деревянных домов.

    Деревяшки.

    На слайде изображение современных домов.

    Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

    - Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?

    - А что мы можем сделать, чтобы узнать об истории жилищ человека?

    Побуждает к постановке цели исследования.

    - Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?

    Педагог вовлекает детей в совместное планирование. Способа передвижения.

    - Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?

    - Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?

    - А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем».

    1.

    - Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

    - Интересно, что мы узнаем здесь?

    - Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

    - История жилищ человека уходит далеко в прошлое.

    - Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

    - Когда-то давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.

    - Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. 

    - Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.

    Предоставляет возможность высказать версии детям.

    Педагог организует обследовательскую деятельность детей.

    - Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

    Педагог мотивирует детей к размышлению. Делится информацией. Предлагает  детям сделать вывод.

    2.

    - Давайте продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

    - Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов

    - А сверху на них делали покрытие из шкур.

    Поддерживает познавательный интерес. Рассматривает вместе с детьми,  макета.

    Вовлекает в экспериментальную деятельность. Побуждает детей к высказываниям.

    - В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?

    - У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  Как вы думаете, был ли шалаш прочным жилищем?

    - Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.

    - Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?  

    - А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

    - Молодцы ребята, вы были правы.  

    - Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

    - Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

    3.

    - Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

    - И вот наша третья остановка. Мы с вами очутились в старине.

    - Вот ребята, шли года. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.

    Предлагает рассмотреть. Проявляет уважение к детским высказыванием. Активизируют высказывания детей. Поощряет детей. Комментирует высказывания.

    - Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.

    - Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.

    - Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

    - Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды.  Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.

    4.

    - Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

    Все на борт! Отдать швартовый!

    «Путешествие нас ждет, река времени несет.

    В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»

    - Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

    - Вот наша следующая остановка.

    - Как вы считаете, где мы очутились?

    - Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

    - Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

    - Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы?   Строитель должен многое знать и многое уметь.

    - Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?

    - Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует.

    - Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.

    - После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован.

    - Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик.

    - После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания

    - И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу.

    - Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна.

    - А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

    - Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас.

    - Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

    - Давайте вспомним, где мы были?

    - Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.

    (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

    (Шум волны, педагог замечает сундук)

    - Что за сундук у нас на пути?  Заглянем в неё? (в сундуке лежат картинки жилищ домов) Педагог предлагает детям  объединиться в 4 группы и распределить картинки на реке времени.

    Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

    -  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.  Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

    - Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

    - Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему?

    - Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?

    - Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок.

    - Пещеры, они красивые? Каким Кружочком отметим?

    - Они прочные? Удобные?

    -Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные?

    - Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?

    - Современные дома, они красивые? Удобные? Прочные? Каким кружочком отмети?

    - Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков (анализ таблицы).

    Озвучивают знание и жизненный опыт.

    Дети добровольно присоединяются к деятельности.

    Дети перечисляют транспортные средства.

    Делятся впечатлениями, договариваются друг с другом, принимают совместное решение.

    Дети рассматривают, обследуют.

    Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

    Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение.

    Дети участвуют в диалоге. Слушают.

    Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение.

    Выражают собственные мысли.

    Наблюдают за преобразованием.

    Выражают собственные чувства.

    Дети участвуют в игре «Море волнуется раз».

    Дети сортируют предметы на реке времени.

    Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

    Дети высказывают свое мнение, анализируют.

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Условия для развития эмоций детей  посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.;

    Условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение).

    Условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение).

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Условия для расширения знания детей о строительных профессиях.

    Условия для воспитания желания самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками.

    Условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение).

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Условия для воспитания потребности в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

    Условия для расширения знания детей о строительных профессиях.

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение).

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Условия для развития процесса мышления (анализ, сравнение, классификация).

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.

    Рефлексивно-оценочный

    Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу. Инициирует общее обсуждения. Комментирует высказывания.

    - Как мне понравилось с вами путешествовать!

    -  Вы были отличными матросами.

    - Кому бы вы хотели показать   реку  времени?

    - Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

    - Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

    - В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»

    Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

    Условия для развития активизации речи детей, формирования умения вести диалог с воспитателем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Милая моя мама!"

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Милая моя мама!"...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Защитники Отечества"

    Закреплять у детей познавательные процессы, совершенствовать представления об окружающем мире...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Мы едем в зоопарк»

    Обобщить и систематизировать представления детей о животных в нашей стране и других странах...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Наш друг светофор»

    Закрепить знания детей об элементах дороги; о сигналах светофора, их значении; об обозначении дорожных знаков....

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме «Домашние птицы»

    Вданном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с домашними птицами и их птенцами. Рассказывается о том, где они живут и чем питаются....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «История молока и молочных продуктов».

    К О Н С П Е К ТНепосредственно образовательной деятельностив старшей группена тему: «История молока и молочных продуктов»....