Квест-игра "В дымковской мастерской"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна
Автором разработан план—конспект НОД для работы с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chubaeva_en_otkr.z.2020g_.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Квест – игра  «В дымковской мастерской»

(старшая группа «Сказка»)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Закрепить знания  о народном декоративно – прикладном искусстве (Дымковская роспись) («Познавательное развитие»).

Формировать представления о народной игрушке: процессе изготовления дымковской игрушки, ее основных образах  и элементах узора («Познавательное развитие»).

Развивать мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить («Познавательное развитие»).

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением

 («Речевое развитие»).

Упражнять в умении подбирать и называть прилагательные, соответствующие данному предмету; активизировать усвоенные ранее слова («Речевое развитие»).

 Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке («Речевое развитие»).

 Обогащать словарь детей: узор, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись; («Речевое развитие»).

Развивать умения в подборе слов с общим смысловым значением (узор, орнамент, рисунок, картинка, роспись и т.д.) («Речевое развитие»).

 Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий («Социально-коммуникативное развитие»).

Способствовать сближению и организованности группы, закреплять умение работать в команде, уметь сообща решать проблемные ситуации, создавать положительный эмоциональный настрой («Социально-коммуникативное развитие»).

 Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи («Социально-коммуникативное развитие»).

Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором с помощью набора Дары Фребеля («Художественно-эстетическое развитие»).  

Самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку («Художественно-эстетическое развитие»). 

Закрепить цветосочетание, характерное для дымковской росписи («Художественно-эстетическое развитие»).

Развивать навыки двигательной активности («Физическое развитие»).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов, лепка дымковских игрушек из пластилина. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка», «Дымковское лото». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть стихотворений о дымковских игрушках. Просмотр видео о создании дымковской игрушки.

Методы и приемы: беседа по вопросам, отгадывание загадок,  дидактическая игра, игровая ситуация, физминутка, рассказывание стихотворений, работа с картинками, художественное конструирование с помощью набора Дары Фребеля.

                                      

Материалы и оборудование: дымковские игрушки из глины, костюм с дымковским узором, шкатулка с раскрасками, 4 замка и ключа  из картона, пазлы в конвертах по количеству детей, поднос, домик деревянный, печь для обжига игрушек (муляж), елка искусственная, 2 шары на елку, книги о народных промыслах, трафареты  дымковских игрушек по количеству детей, набор Дары Фребеля.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Мы игрушки расписные»

Игровая

Д\и «Создай  дымковский узор», собирание пазла

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за действиями мастерицы, поисковая деятельность (ключи, пазлы, силуэты игрушек,задание в шаре)

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа по вопросам, Д/ игра «Какая, какой, какое?», рассказывание стихотворений, подбор синонимов к слову узор

       Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

 «Встреча с Марьюшкой»

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

Музыкальный зал оформлен как мастерская по изготовлению дымковской игрушки (домик, стол с дымковскими игрушками из глины и теста, макет печи для обжига игрушек). Марьюшка сидит на стульчике и расписывает игрушку.

Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, происходит знакомство с гостьей.

Дети вместе с воспитателем подходят к гостье, рассматривают ее наряд и игрушки, отвечают на вопросы воспитателя:

Ребята, куда это мы с вами попали? Кто эта барышня? Как вы об этом догадались?

Деятельностный этап.

Продолжать заинтересовывать детей предстоящей деятельностью.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи («Социально-коммуникативное развитие»).

Рассказ Марьюшки.

Дети заинтересовались  предстоящей деятельностью.

Воспитатель предлагает выслушать гостью.

Марьюшка: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Марьюшка. Я рада видеть вас в моей мастерской. Знаю, что вы знакомились с народными промыслами и многому научились. Я приготовила для вас подарок, который лежит  в сундучке. Но сундучок волшебный, с  четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ, который спрятан в моей мастерской.  Вам нужно пройти ряд заданий и найти ключи.

Воспитатель интересуется готовы ли дети пройти все задания.

Дети слушают гостью и соглашаются пройти все задания.

Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий («Социально-коммуникативное развитие»).

Квест-задание – найди сундучок (загадка).

Называют отгадку, находят сундучок

Воспитатель интересуется у гостьи, что нужно делать детям.

Марьюшка: Сначала  вам надо найти  сундучок. Отгадайте мою загадку:

Большой музыкальный инструмент для зала. Его названье я бы вам подсказала.Уверена, вы догадались сами!

 Ох, на нем не сосчитать

 Черно-белых клавиш!

 А научишься играть –

 Ты себя прославишь         (Пианино)

Воспитатель отмечает, что  сундучок ребята нашли, остается найти ключи. Предлагает присесть, ребятам  на стульчики и узнать, что делать дальше.

Дети отгадывают загадку и находят сундучок с четырьмя замками около пианино.

Расширить представления о народной игрушке: процессе изготовления дымковской игрушки, ее основных образах  и элементах узора («Познавательное развитие»).

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением

 («Речевое развитие»).

Квест – задание №1 – Беседа по вопросам.

Дети знают историю дымковской игрушки и отвечают на вопросы полным предложением

Воспитаель спрашивает у Марьюшки задание.

Марьюшка: Чтобы узнать первое задание, отгадайте мою загадку:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!                    (Дымка). Воспитатель предлагает детям рассказать Марьюшке, что они знают о Дымковской росписи.

1.Почему игрушки называются дымковские? (по названию села)

2.Кто делал игрушки? (народные умельцы, мастера)

3.Из чего делали игрушки? (из  глины)

 4. Как делали игрушки? (лепка,сушка,обжиг,побелка,роспись).

5. Какие узоры изображены на игрушках?( круги, полоски, кольца, точки и др.)

6.Какие основные цвета в дымке?( синий, малиновый, зеленый, желтый, оранжевый, черный).

7. Что означают цвета и узоры на дымковской игрушке? (явления природы)

8.Какие образы отображены в игрушках? (женские образы, кавалеры, птицы, животные, сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие).

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопросы педагога полным предложением.

 Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий («Социально-коммуникативное развитие»).

                                                 Поиск ключа

Ориентируются в поиске ключа между игрушек

Марьюшка: Молодцы, ребята! А ключик вы найдете там, где находятся дымковские игрушки.

Дети подходят к столу с дымковскими игрушками, переставляют их, рассматривают и находят один из ключей под дымковской барыней

Развивать мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить («Познавательное развитие»).

Упражнять в умении подбирать и называть прилагательные, соответствующие данному предмету; активизировать усвоенные ранее слова («Речевое развитие»).

Квест – задание №2 – Пазлы и Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Развита мелкая моторика рук, воображение, логика; могут подобрать два прилагательных к дымковскому образу

Воспитаель спрашивает у Марьюшки следующее задание.

Марьюшка: Отгадайте следующую загадку:

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это…     (Дом).

Воспитатель предлагает детям отгадать следующее задание.

Марьюшка: Молодцы, ребята! Попробуйте найти ключик на предмете, на котором вы нашли пазлы.  

Дети отгадывают загадку и находят за домиком поднос с пазлами,  собирают картинку и называют два прилагательных к данному образу, ищут ключ.

(Красочная,яркая,нарядная,веселая,

смешная,расписная,народная, сувенирная,крепкая,прекрасная,

разноцветная,глиняная, узорчатая,

однофигурная, многофигурная и др)

Развивать навыки двигательной активности («Физическое развитие»).

           Физминутка «Мы игрушки расписные»

Знают и проговаривают слова физминутки и выполняют движения, согласно тексту

Воспитатель предлагает ребятам и Марьюшке отдохнуть.

Дети проговаривают и выполняют физминутку  движениями, согласно тексту.

Мы игрушки расписные,         (Стойка прямо, покачивания плечами)

Хохотушки вятские                   (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,              (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.                 (Одна рука полочкой, другая - к щеке)

У нас ручки крендельком          (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки,               (Кулачками к своим щекам)

С нами издавна знаком               (Руки в сторону)

Весь народ на ярмарке.                (Поклон)

Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке («Речевое развитие»).

Квест – задание № 3 - Рассказывание стихотворений о дымке.

Дети выразительно рассказывают стихотворения

Воспитатель интересуется у детей сколько ключей нашли, сколько еще надо найти. Предлагает гостье загадать следующую загадку.

Марьюшка: Ребята, послушайте следующую  загадку:

У нее одежки колки:

Все иголки, да иголки.

Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож"       (Елка)

Воспитатель читает задание: «Расскажите о дымковских игрушках в стихотворной форме».

Марьюшка с воспитателем благодарят детей и предлагают найти  ключик под елочкой.

Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадку, находят  два шарика на елке и задание в большом шаре.

Даша П.:  - Чем знаменито Дымково? -

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы...

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Самира - Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

Миша П.- Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Ксения И.- Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску

Тонко так расписанных.

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы.

Развивать умения в подборе слов с общим смысловым значением (узор, орнамент, рисунок, картинка, роспись и т.д.) («Речевое развитие»).

                         Подбор синонимов к слову узор.

Дети называют слова –синонимы к слову узор.

Воспитатель предлагает гостье загадать последнюю загадку.

Щеголяет красками,

Набита сказками.

Если разлохматится

Чини клеем платьице        (Книга.)

Воспитатель спрашивает у детей, чего не хватает у барышни и лошади.

Дети отгадывают загадку, подходят к книжной полке, находят книгу, в которой лежат силуэты дымковской барышни и коня. Дети называют слова с общим смысловым значением

( рисунок, орнамент, роспись, картинка)

Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором с помощью набора Дары Фребеля («Художественно-эстетическое развитие»).  

Самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку («Художественно-эстетическое развитие»).

        Квест – задание № 4 - Д\и «Создай  дымковский узор»

Дети знакомы с набором Дары Фребеля, могут самостоятельно выложить узор дымковский, используя правильное соотношение цвета и формы, развито воображение

Воспитатель предлагает сделать узоры из даров Фребеля (подходит к каждому ребенку и направляет деятельность ребенка).

По окончании работы Марьюшка предлагает найти ключ на книжной полке.

Дети подходят к столу и на силуэтах, выбранных детьми, делают роспись в дымковском стиле (цвет и форма)

Заключительный этап.

Продолжать работу по знакомству с другими видами росписи

Открытие шкатулки.

Дети могут выразить свои впечатления и эмоции словами.

Воспитатель с Марьюшкой благодарят детей.

Воспитатель интересуется:

- Ребята, вам понравилось в мастерской у Марьюшки?

- А что именно понравилось?

- Трудно ли вам было выполнять задания?

- Что было самым сложным? А что интересным?

Затем педагог обращается к Марьюшке с вопросом:

У тебя остались к ребятам вопросы?

Марьюшка: Мне очень понравилось как вы работали, а по трудам и подарки вам. Но у меня есть еще один вопрос: Какие еще виды росписи вам знакомы?

Дети отвечают на вопросы, получают раскраски и альбомы с разными видами росписи и приглашают Марьюшку в группу, чтобы посмотреть выставку работ по теме.

                                                                         Список литературы и интернет-источников.

1. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

2.http://www.eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib75/Рекомендации%20родителям/Стихи%20о%20Дымковской%20игрушке.pdf

3. https://refdb.ru/look/2346637-p8.html

4. https://po-ymy.ru/zagadki-pro-pianino-royal-i-fortepiano.html

5. https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-knigu-dlya-detej-27-luchshix.html

6. https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-yolku-dlya-detej-25-luchshih.html

7. https://aromatyschastya.ru/zagadki-pro-dom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Квест игра «Мастерская папы Карло»

Задачи: 1.Развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу ,находить совместные решения.1.1.Создавать эмоционально-положительный настрой во время игры .1.2.Воспитывать у детей чу...

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

Конспект квест- игры в старшей группе на тему: "Дымковская игрушка"

Конспект квест-игры в старшей группе на тему: "дымковская игрушка"...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...

Конспект Квест –игры «В мастерской у Деда Мороза»» по образовательной области «Познавательное развитие».2020 г.

Конспект Квест –игры «В мастерской у Деда Мороза»» по образовательной области «Познавательное развитие»....

Квест -игра Мастерские будущего

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста ...