Статья "Создание "экологической тропинки" в детском саду"
статья по окружающему миру

Гордеева Светлана Леонидовна

     С 2007 года МБДОУ «Детский сад «Ягодка» присвоен статус «Центра экологического образования». Каждые три года этот статус подтверждается. В работе по экологическому воспитанию дошкольников мы поставили следующую цель: совершенствование системы непрерывного экологического образования дошкольников, их родителей и население в целом для улучшения состояния окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdanie_ekologicheskoy_tropinki_v_detskom_sadu.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Создание «экологической тропинки» в детском саду»

Автор: Гордеева Светлана Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ягодка», с. Александровское Томской области.

«Охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин

     С 2007 года МБДОУ «Детский сад «Ягодка» присвоен статус «Центра экологического образования». Каждые три года этот статус подтверждается и в настоящее время он продлён до 2020 года.

     В работе по экологическому воспитанию дошкольников мы поставили следующую цель: совершенствование системы непрерывного экологического образования дошкольников, их родителей и население в целом для улучшения состояния окружающей среды.

     Для достижения поставленной цели нами сформулированы задачи:

- совершенствовать созданную модель непрерывного экологического образования и просвещения;

- развивать сетевое взаимодействие между учреждениями села;

- принимать активное участие в конкурсах, семинарах, выставках;

- освещать свою деятельность в средствах массовой информации.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию является – экологическая тропа.     Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этом маршруте можно познакомить детей с многообразием деревьев, кустарников, растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Предшествующей работой стали экологические акции «Территория детства» и «Цветущий детский сад» по благоустройству и озеленению территории детского садаТерритория детского сада — это не только визитная карточка, это образовательное, развивающее, формирующее общую культуру личности каждого ребёнка пространство. От того, насколько ухоженным, красивым и разумно спланированным оно будет, зависит, каких взрослых мы воспитаем! Детский сад – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Под благоустройством и озеленением территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения образовательной деятельности и формирования экологической культуры обучающихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории детского сада.

При организации экологической тропы детского сада, нами была обследована территория, где находятся самые значимые для дошкольников объекты и проложен маршрут. Заходя в детский сад, родители ознакамливаются со всей полезной информацией через информационный стенд, который позволяет в доступной форме донести до родителей информацию обэкологической тропе в виде крупномасштабной картосхемы.

Краткое описание точек – объектов нашей экологической тропы.

Точка 1. «Цветочная клумба».

Объекты для наблюдений: лаватера, рудбекия, львиный зев, шафраны, сальвия, агератум, кларкия, годеция, петуния, астра, бархатцы, немезия, космея, настурция.

В ходе акции по благоустройству территории детского сада силами сотрудников и родителей воспитанников был произведён ремонт цветочных клумб. Разбиты клумба«Яркая земляничка» и цветник «Пирамидка»различной конфигурациис посадками однолетних цветов. Эстетическую привлекательность создают эти разнообразные клумбы с яркоцветущими растениями.  Уже в конце июля, в начале августа растения  расцветают в полную силу и тогда воспитанники, их родители и  гости могут наблюдать на территории детского сада настоящее буйство красок на клумбах, созданных руками сотрудников детского сада.

Работа в цветниках позволяет  формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливых форм  цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков цветов. Развивать чувство восхищения красками природы. Обратить внимание на сроки цветения растений. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения.

Точка 2. «Многолетники».

Объекты для наблюдений: мимоза, у которой осенью обрезается наземная часть, а весной наблюдаем за появлением росточков от корневища, георгины, гладиолусы, флоксы, ирисы, зверобой, люпин, лилии, папоротник, ландыши.

     Точка 3. «Охраняемые растения Томской области».

Объекты для наблюдений: бруннера, ландыш, колокольчик, ветреница, купальница азиатская (огоньки), медуница, лук Победный (колба).

Точка 4. «Альпийская горка».

Объекты для наблюдений: камни различной окраски и поверхности, различные растения, как дикорастущие, так и культурные; гвоздика, немезия, хоста.

Альпийская горка – это цветник с использованием камней, которые в сочетании с растениями повышают декоративность территории нашего детского сада в любое время года. На нашей альпийской горке растения цветут с ранней весны до поздней осени.

     Точка 5. «Живые барометры».

Объекты для наблюдений: одуванчики, мокрица, клевер луговой, эшшольция.

     Точка 6. «Водоём».

Объекты для наблюдений: вода, стрекозы, водомерки, лягушки, жуки-плавунцы, влаголюбивые растения.

Искусственный водоём – это совсем не большое углубление, сделанное из большой автомобильной покрышки, заполненное водой, выложенное камнями. На поверхности воды плавают искусственные утки с утятами и цветы лотоса. Утки игрушечные, но от дуновения ветерка они легко двигаются по водоёму  как живые, а рядом склонили свои гибкие шеи четыре белых лебедя. Неподалёку расположилась керамическая лягушка, но иногда водоём посещают настоящие лягушки, которые сидят на цветах лотоса. Вокруг высажены различные водолюбивые растения: хосты, примула, купальница.  И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Ведь в водоёме, в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых.

     Искусственный водоём с обитателями на территории детского сада даёт возможность в организации   познавательной и исследовательской деятельности.

     Точка 7. «Место отдыха».

Для детей и родителей оформлена зона отдыха, на которой установлены скамейки. Благоприятный микроклимат, свежесть создаётся посредством созерцания расположенного рядом искусственного водоёма с утками и цветами лотоса.

     Точка 8. «Спортивная».

В этой точке всех посетителей встретят мультяшные Миньоны, сделанные из 5-литровых пластиковых бутылок. А дошкольники смогут посостязаться в дальности броска мячом в корзину.

     Точка 9. «Аллея деревьев и кустарников».

Объекты для наблюдений: сирень, калина, ранетка, смородина, черёмуха, голубая ель.

Все эти объекты наблюдений посажены в 2011 году. Силами сотрудников и родителей были привезены из леса и посажены различные саженцы. А также в 2017 году детский сад получил в подарок голубую ель из Санкт-Петербурга.

На этом участке ведутся наблюдения за появлением первых листочков, соцветий и ягод. Ребята рассматривают строение деревьев, кустарников, находят сходство и различия. А мы всем коллективом заботимся о них, потому – что они очищают воздух, защищают территорию от пыли.

     Точка 10. «Ель».

     Точка 11. «Деревенский уголок».      

Объекты для наблюдений:

Также в деревенском стиле была создана зона под названием «Деревенский уголок». Территорию оградили низкой декоративной изгородью. В подворье расположился деревянный домик, петух с курочкой, аистом. Рядом соорудили «Колодец» из брёвен с крышей и посадили разноцветные бархатцы.На фоне колодца сотрудникирасположили композицию «Костёр», «Опрокинутый бочонок», где были  высажены медуница, алиссум. Обладая целебными свойствами в жаркий день наполнять воздух ароматом, что благотворно влияет на здоровье детишек.

Точка 12. «Огород».

Объекты для наблюдений: морковь, картофель, тыква, томат, лук, чеснок, горох, бобы, болгарский перец, кабачок, кукуруза, зелень (укроп, петрушка, любисток).

     В мае-июне 2019 года экологическая тропа на территории учреждения расширилась огородом. Хоть мы и проживаем в сельской местности, у многих детей нет возможности наблюдать за ростом растений в саду и огороде, нет возможности проявить самостоятельность при трудовой деятельности на земле. Поэтому на территории нашего детского сада «Ягодка» эта задача была решена посадкой на участке огорода, где расположились грядки с овощными культурами, а из его центра выглядывает симпатичное пугало, и превращают огород в самый забавный уголок детского сада.

Созданные взрослыми условия, вызывают интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, дошкольники вовлечены в практическую деятельность по выращиванию овощей. Они с удовольствием участвуют и получают удовлетворение не только от сбора урожая, но и от процесса ухаживания за огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного человека. В итоге, в конце сентября старшие дошкольники собрали первый урожай: чеснок – 0,5 кг, морковь – 5 кг, картофель – 8 кг, свёкла – 10 кг, кабачки – 18 кг, тыква – 21 кг (самая большая весила 15 кг).

     В результате этих работ мы закрепляем и расширяем знания детей о растениях огорода, их особенностях роста, уходе за ними. Развиваем самостоятельность в решении проблемных ситуаций. Воспитываем бережное отношение к своему труду. Учим работать в коллективе, получая радость от совместного труда.

Точка 13. «Птичья столовая».

Объекты для наблюдений:

     Благодаря акции «Дом для птиц» на территории появились специально оборудованные кормушки, домики, а также скворечники, которые дети совместно с родителями изготавливают и развешивают. Поэтому на участке детского сада всегда много птиц. В любое время года дети и их родители ведут подкормку, выносят им крошки после обеда, приносят из дома семечки и злаки. В течение холодного время года (с ноября по апрель) регулярно проводятся акции «Птичья столовая», в которой все помогают птицам перезимовать.

     В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением, на данный момент ребёнок воспитывается в среде, где весьма затруднено общение с природой. В современном мире родители часто предпочитают проводить свои выходные в торговых центрах или кафе, а не в парке. Поэтому необходимо предоставить возможность детям наблюдать за животными и растениями и общаться с живой природой на территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...