НОД в средней группе по экологическому воспитанию «Животный мир осенью».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Шепелева Ксения Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 53  Красносельского района СПб)

Петергофское шоссе, д. 84, корп. 20 Санкт-Петербург

 

 

НОД в средней группе по экологическому воспитанию

«Животный мир осенью».

 

 

 

 

 

 

Авторы составители:

Шепелёва Ксения Николаевна.

Гросс Элина Евгеньевна.

 

 

 

 

 

2020г.

 

Виды детской деятельности: игровая, познавательная.

Цель:

обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Задачи:

1. Развивающие:

развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

 развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.

умение разгадывать загадки о диких животных, ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

2. Образовательные:

способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных;

продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень.

3. Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

формировать доброжелательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

- проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

- слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,

- участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;

- проявляет положительные эмоции при физической активности.

- умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Материал: презентация: с изображением животных (заяц, медведь, белка), картина с изображением осеннего леса, картинки (грибы, ягоды, рыба, орехи, жёлуди, апельсин, конфеты), музыкальная физкультминутка, корзина с желудями и грибами для подвижной игры.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью.

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент:

Дети встают в круг:

Воспитатель:

 - Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

 

Воспитатель:

-Ребята, сегодня в наш детский сад принесли письмо, а от кого, вы отгадайте сами:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

(осень)

Воспитатель:

 - Молодцы, правильно это осень. Значит, письмо нам прислала осень. Давайте-ка мы с вами прочитаем это письмо:

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в лес, посмотреть, как живут звери в лесу, и как они готовятся к зиме».

2. Основная часть:

Воспитатель:

-Ну что,  вы согласны отправиться в гости к осени  в лес? (ответ детей)

-Ну, прежде чем отправиться, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу? (не шуметь, не ломать гнёзда, не разрушать муравейники, не сорить, не разжигать костёр…)

-Ну что ж, молодцы,  я вижу, вы готовы к путешествию.

Ребята, лес далеко и чтобы нам быстрей попасть в него нужно произнести волшебные слова:

- Закрываем скорей глаза.

(Дети закрывают глаза - на месте)

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в лесу окажись!

-Давайте вместе произнесём эти слова.

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в лесу окажись!

 (1 слайд с изображением осеннего леса и звуки леса)

- Ну вот мы и оказались в лесу (дети садиться на стульчики).

- Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас в лесу? (Осень)

- А как вы догадались, что это осень? (На деревьях желтые листья­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­)

- Правильно. Листья пожелтели, наступила осень.

-Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листья)

-А ветер и дождь осенью какой? (холодный)

- Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

- Ребята, как вы думаете, кто живёт в лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ёж)

(2 слайд с изображением животных)

-А какие это животные? (дикие животные)

Давайте скажем все вместе: «Дикие животные».

-С наступлением осени, изменения происходят не только в природе но и у животных. Все животные готовятся к зиме. А как они это делают, нам расскажет королева Осень.

-Отгадав загадку, вы узнаете, о ком она хочет нам рассказать?

 (3 слайд с текстом загадки на фоне осеннего леса)

Рыжий маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка)

- Вы правы, это – белка.

 (4 слайд с изображением белки)

-Давайте послушаем, что нам расскажет Осень о белке.

 (звук с слайда)

-Белка – быстрый и непоседливый зверёк. Она быстро передвигается по деревьям, благодаря острым и длинным когтям. У белок сильные и длинные задние лапы. Они помогают ей перепрыгивать с ветки на ветку и даже с дерева на дерево.

Летом шерсть у белки рыжая похожая на цвет коры, благодаря чему она едва заметна. Но осенью её цвет становится серым. Живут белки в дупле, которое находится на дереве. К зиме белка заботится об утеплении своего жилья. Она устилает тёплую подстилку из опавших листьев, сухой травы, мха и шерстинок. Зимой под снегом ей сложно найти еду, поэтому белка запасает пищу осенью. Она собирает орехи, шишки, сухие ягоды и грибы.

Д/и «Поможем белочке».

(5 слайд и картинками)

- Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Шишки, грибы, орехи, конфета, апельсины)

- Королева Осень просит нам помочь белке и назвать то, что она припасёт к зиме. (Ответы детей)

-А конфеты и апельсины? (нет)

- Какие молодцы! Всё правильно ответили.

- Ребята, а давайте поможем белке собрать запасы к зиме. Поможем? (да) Ведь одной белке сложно.

П/игра «Белочка и орешки» (музыка с слайда)

Воспитатель:

 - Молодцы, ребята. Теперь у белки много запасов и они помогут ей пережить зиму.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

- Ребята, отгадайте, о ком ещё нам хочет рассказать Осень:

(6 слайд с текстом загадки на фоне леса)

 Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

- Правильно. Это – медведь

(7 слайд с изображением медведя)

- И сейчас давайте послушаем, как медведи готовятся к зиме.

(8 слайд с записью о медведе)

-Медведь - это большое хищное животное. На его лапах длинные и острые когти, благодаря которым он хорошо лазает по деревьям. Шерсть у медведя густая и тёплая, поэтому он не замерзает зимой. Цвет шерсти коричневый или ещё его называют бурым. Не смотря, на его неуклюжий вид, бегает медведь очень быстро. Как и все дикие животные, медведи сами добывают себе пищу. Они едят грибы, ягоды, орехи, жёлуди, корешки и фрукты. С удовольствием едят мышей, лягушек, рыбу и насекомых. Летом и осенью медведи стараются съесть как можно больше, чтобы накопить побольше жира. Именно жир помогает ему легче перезимовать. Поздней осенью роет он под корнями старых деревьев - берлогу. Трудится медведь 2-3 дня. Затем он натаскивает в берлогу листья, сухую траву и еловые ветки - чтобы было сухо и тепло. Спит медведь всю зиму, а просыпается только весной.

Ребята, а мишка хочет с вами поиграть! Игра назваться «Повторяй».

(9 слайд, физкультминутка «Медвежонок»)

- А теперь давайте отгадаем следующего животного:

(10 слайд с текстом загадки на фоне леса)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

(11 слайд с изображением зайца)

-Давайте послушаем, что нам Осень расскажет про зайца.

(12 слайд с изображением зайца и звук)

Заяц живёт в лесу. Длинные уши помогают ему хорошо слышать приближающуюся опасность. Сильные задние лапы помогают зайцу быстро бегать и ловко прыгать. Два раза в год зайцы меняют цвет своей шерсти. Летом и весной она серого цвета, что позволяет ему спрятаться в траве и кустах. Осенью и зимой она становится белая и заяц почти не виден на снегу. Это его маскировка от хищников. Живут зайцы в густой траве или кустах. Они травоядные, т.е едят траву и листья. Зимой трава под снегом, и тогда они едят веточки и кору деревьев.

(13 слайд с изображением зайца серого и белого)

- Скажите, пожалуйста, какой заяц уже подготовился к зиме? (белый)

- Почему вы так решили?

- Что серый заяц еще не сделал? (Не сменил цвет шерсти.)

- А какого цвета заяц зимой? (Белый.)

- А зачем зайцу быть белым зимой? (Чтобы было не видно на снегу)

- Правильно, ребята. Осенью все зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса и другие хищники. Белая шерсть теплее серой, поэтому заяц зимой не мерзнет.

-А теперь ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад!

Давайте ещё раз произнесём волшебные слова:

(Дети закрывают глаза)

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в детском саду окажись!

3.Рефлексия:

Дети усаживаются на стулья.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- А сейчас предлагаю вспомнить, кто из животных сегодня нам повстречался в осеннем лесу.

(13 слайд с изображением животных)

(Белка, медведь, заяц.)

-А как же белка готовится к зиме?

-А медведь?

-А заяц?

-Вы сегодня все были внимательными и старались. И для того чтобы вы ещё больше узнали, были любознательными я вам хочу показать мультфильм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodzhivotnyy_mir_osenyu._2.docx826.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 53  Красносельского района СПб)

Петергофское шоссе, д. 84, корп. 20 Санкт-Петербург

НОД в средней группе по экологическому воспитанию

«Животный мир осенью».

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/701/91701923_mushroom_9.png

Авторы составители: 

Шепелёва Ксения Николаевна.

Гросс Элина Евгеньевна.

2020г.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная.

Цель: 

обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Задачи:

1. Развивающие:

развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

 развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.

умение разгадывать загадки о диких животных, ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

2. Образовательные:

способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных;

продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень.

3. Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

формировать доброжелательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

- проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

- слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,

- участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;

- проявляет положительные эмоции при физической активности.

- умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Материал: презентация: с изображением животных (заяц, медведь, белка), картина с изображением осеннего леса, картинки (грибы, ягоды, рыба, орехи, жёлуди, апельсин, конфеты), музыкальная физкультминутка, корзина с желудями и грибами для подвижной игры.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети встают в круг:

Воспитатель:

 - Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Воспитатель:

-Ребята, сегодня в наш детский сад принесли письмо, а от кого, вы отгадайте сами:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

(осень)

Воспитатель:

 - Молодцы, правильно это осень. Значит, письмо нам прислала осень. Давайте-ка мы с вами прочитаем это письмо:

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в лес, посмотреть, как живут звери в лесу, и как они готовятся к зиме».

2. Основная часть:

Воспитатель:

-Ну что,  вы согласны отправиться в гости к осени  в лес? (ответ детей)

-Ну, прежде чем отправиться, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу? (не шуметь, не ломать гнёзда, не разрушать муравейники, не сорить, не разжигать костёр…)

-Ну что ж, молодцы,  я вижу, вы готовы к путешествию.

Ребята, лес далеко и чтобы нам быстрей попасть в него нужно произнести волшебные слова:

- Закрываем скорей глаза.

(Дети закрывают глаза - на месте)

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в лесу окажись!

-Давайте вместе произнесём эти слова.

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в лесу окажись!

 (1 слайд с изображением осеннего леса и звуки леса)

- Ну вот мы и оказались в лесу (дети садиться на стульчики).

- Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас в лесу? (Осень)

- А как вы догадались, что это осень? (На деревьях желтые листья)

- Правильно. Листья пожелтели, наступила осень.

-Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листья)

-А ветер и дождь осенью какой? (холодный)

- Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

- Ребята, как вы думаете, кто живёт в лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ёж)

(2 слайд с изображением животных)

-А какие это животные? (дикие животные)

Давайте скажем все вместе: «Дикие животные».

-С наступлением осени, изменения происходят не только в природе но и у животных. Все животные готовятся к зиме. А как они это делают, нам расскажет королева Осень.

-Отгадав загадку, вы узнаете, о ком она хочет нам рассказать?

 (3 слайд с текстом загадки на фоне осеннего леса)

Рыжий маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка)

- Вы правы, это – белка.

 (4 слайд с изображением белки)

-Давайте послушаем, что нам расскажет Осень о белке.

 (звук с слайда)

-Белка – быстрый и непоседливый зверёк. Она быстро передвигается по деревьям, благодаря острым и длинным когтям. У белок сильные и длинные задние лапы. Они помогают ей перепрыгивать с ветки на ветку и даже с дерева на дерево.

Летом шерсть у белки рыжая похожая на цвет коры, благодаря чему она едва заметна. Но осенью её цвет становится серым. Живут белки в дупле, которое находится на дереве. К зиме белка заботится об утеплении своего жилья. Она устилает тёплую подстилку из опавших листьев, сухой травы, мха и шерстинок. Зимой под снегом ей сложно найти еду, поэтому белка запасает пищу осенью. Она собирает орехи, шишки, сухие ягоды и грибы.

Д/и «Поможем белочке».

(5 слайд и картинками)

- Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Шишки, грибы, орехи, конфета, апельсины)

- Королева Осень просит нам помочь белке и назвать то, что она припасёт к зиме. (Ответы детей)

-А конфеты и апельсины? (нет)

- Какие молодцы! Всё правильно ответили.

- Ребята, а давайте поможем белке собрать запасы к зиме. Поможем? (да) Ведь одной белке сложно.

П/игра «Белочка и орешки» (музыка с слайда)

Воспитатель:

 - Молодцы, ребята. Теперь у белки много запасов и они помогут ей пережить зиму.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

- Ребята, отгадайте, о ком ещё нам хочет рассказать Осень:

(6 слайд с текстом загадки на фоне леса)

 Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

- Правильно. Это – медведь

(7 слайд с изображением медведя)

- И сейчас давайте послушаем, как медведи готовятся к зиме.

(8 слайд с записью о медведе)

-Медведь - это большое хищное животное. На его лапах длинные и острые когти, благодаря которым он хорошо лазает по деревьям. Шерсть у медведя густая и тёплая, поэтому он не замерзает зимой. Цвет шерсти коричневый или ещё его называют бурым. Не смотря, на его неуклюжий вид, бегает медведь очень быстро. Как и все дикие животные, медведи сами добывают себе пищу. Они едят грибы, ягоды, орехи, жёлуди, корешки и фрукты. С удовольствием едят мышей, лягушек, рыбу и насекомых. Летом и осенью медведи стараются съесть как можно больше, чтобы накопить побольше жира. Именно жир помогает ему легче перезимовать. Поздней осенью роет он под корнями старых деревьев - берлогу. Трудится медведь 2-3 дня. Затем он натаскивает в берлогу листья, сухую траву и еловые ветки - чтобы было сухо и тепло. Спит медведь всю зиму, а просыпается только весной.

Ребята, а мишка хочет с вами поиграть! Игра назваться «Повторяй».

(9 слайд, физкультминутка «Медвежонок»)

- А теперь давайте отгадаем следующего животного:

(10 слайд с текстом загадки на фоне леса)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

(11 слайд с изображением зайца)

-Давайте послушаем, что нам Осень расскажет про зайца.

(12 слайд с изображением зайца и звук)

Заяц живёт в лесу. Длинные уши помогают ему хорошо слышать приближающуюся опасность. Сильные задние лапы помогают зайцу быстро бегать и ловко прыгать. Два раза в год зайцы меняют цвет своей шерсти. Летом и весной она серого цвета, что позволяет ему спрятаться в траве и кустах. Осенью и зимой она становится белая и заяц почти не виден на снегу. Это его маскировка от хищников. Живут зайцы в густой траве или кустах. Они травоядные, т.е едят траву и листья. Зимой трава под снегом, и тогда они едят веточки и кору деревьев.

(13 слайд с изображением зайца серого и белого)

- Скажите, пожалуйста, какой заяц уже подготовился к зиме? (белый)

- Почему вы так решили?

- Что серый заяц еще не сделал? (Не сменил цвет шерсти.)

- А какого цвета заяц зимой? (Белый.)

- А зачем зайцу быть белым зимой? (Чтобы было не видно на снегу)

- Правильно, ребята. Осенью все зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса и другие хищники. Белая шерсть теплее серой, поэтому заяц зимой не мерзнет.

-А теперь ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад!

Давайте ещё раз произнесём волшебные слова:

(Дети закрывают глаза)

-Вокруг себя обернись,

1,2,3- и в детском саду окажись!

3.Рефлексия:

Дети усаживаются на стулья.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- А сейчас предлагаю вспомнить, кто из животных сегодня нам повстречался в осеннем лесу.

(13 слайд с изображением животных)

(Белка, медведь, заяц.)

-А как же белка готовится к зиме?

-А медведь?

-А заяц?

-Вы сегодня все были внимательными и старались. И для того чтобы вы ещё больше узнали, были любознательными я вам хочу показать мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе детского сада по экологическому воспитанию. Животный мир

В данном материале представлены  занимательные эксперименты (опыты), наблюдения за животным миром, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников среднего возраста....

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Методическая разработка образовательной ситуации в средней группе по экологическому воспитанию "Осень золотая"

Конспект организованно- образовательной деятельности по экологическому   воспитанию по экологической тропе "Осень золотая"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...

Презентация к проекту по экологическому воспитанию "Животный мир ХМАО - Югры"

Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.Задачи проекта: 1. Обогатить и закрепить знания и представл...

Открытое занятие по экологическому воспитанию Животные зимой

Занятие позновательного цикла о диких животных...