Методическая разработка образовательной ситуации в средней группе по экологическому воспитанию "Осень золотая"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Батыцкая Светлана Николаевна

Конспект организованно- образовательной деятельности по экологическому   воспитанию по экологической тропе "Осень золотая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_puteshestvie_po_ekolog._trope.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Искорка»

муниципальное образование Абинский район

Методическая разработка

образовательной ситуации

 в средней  группе

Тема:  « Осень золотая»

Номинация: « Экологическое воспитание».

Воспитатель: Батыцкая Светлана Николаевна.

2017 г.

Осеннее путешествие по экологической тропе.

«Золотая осень»

Средняя группа.

Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.

Задачи:

  • обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);
  •  способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;
  • Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.
  • формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
  • Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных.
  • Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
  • Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её;

          воспитывать  интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в период золотой осени. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок.

Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель с детьми выходят на улицу,

-  Ребята! Сегодня  мы с вами   совершим путешествие по нашей  «экологическойтропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?      

Дети:  старичок Лесовичок – хозяин  экологической тропинки.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ним.Лесовичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать,  что нам пишут?  

Воспитатель читает письмо:

«Деревья, как в лесу,

у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться,

Можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших детей покой».

А какие же деревья у нас здесь есть, вы узнаете, когда пройдете по маршруту карты».

Воспитатель:  Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

- Ребята, давайте посмотрим по карте куда нам надо идти.(Определяют маршрут)

(Дети  подходят к каштану).

Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?

Хором:   каштан.

- А что вы знаете о каштане?(ответы детей).

 Воспитатель: Каштан – дерево, достигающее 30 метров в высоту, с красивой раскидистой кроной. Листья деревца расположены в разном направлении, на имеющихся длинных черешках у них еще есть и сидячие листочки в количестве 7 штук. Эти листочки короткие и имеют зубчики.Цветы у  каштана  бледно-розовые или белые. Плоды каштана – округлые зеленые шиповатые коробочки, которые в период созревания раскрываются на 3 створки,и на землю падают орехи. Внутри плодов имеется несколько семян.

- А теперь послушайте загадку:

«Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы».    (Калина)

— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе  калину (подходят к калине)

 - Как вы догадались, что это калина? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки  калины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Какого они цвета? Почему они такие?

Осенью на  калине висят красные гроздья ягод, так называются плоды калины.Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Назовите калину ласково (калинушка, красавица калинушка, кудрявая).

— Похожа калина на  каштан?Чем она отличается? (У  каштана  толстый свол,ветки, - это дерево, а у калины много не очень толстых веток, и они растут кустом.Это кустарник)

- Верно путь вы угадали,

Прямо к цели мы  попали.

Вы к березоньке  спешите,

На нее вы посмотрите.

Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей). Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
- Эта модница лесная,

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит, - золотистый плащ шуршит.

Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!  У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.  Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Воспитатель:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят,

Листья весело шуршат!

 Воспитатель:

«На березку посмотрите и в лес вы превратитесь.

Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)

Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)

Как скажу вам 1, 2, 3

Так к березке ты беги (Все бегут к березке).

Воспитатель: Слышите, как шуршат листочки под ногами. Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.

Воспитатель: Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная)  Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).

— Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)

— Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок. А теперь идем дальше.

-Мы   с вами  пришли   к  метеостанции.

-Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).

— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.

Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.

— А сейчас мы с вами посмотрим,  как определяют погоду.

Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).

— Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)

А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет)  Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.

— Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер) Да, ветер – это движение воздуха. Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)

А почему плохо? (ответы детей)

Физминутка.

В лесу было тихо, деревья дремали (подняться на носки, руки поднять вверх)

Вот ветер подул и они застонали (движения руками из стороны в сторону),

Безжалостно ветер ломал их порой (руки вытянуть, наклоны вправо и влево)

Под дерево сели ребята гурьбой   (присели)

Дождались, чтоб стихло ненастье

И снова, как прежде, стоит тишина

Спасибо за солнце и счастье.(Встать, поднять руки и покачать ими)

- А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)

«Дождик лей веселей.

Теплых капель не жалей.

Для лесов и для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап,

Кап-кап, кап-кап».

- Так много вы сегодня узнали. Скажите, почему же листья у деревьев и кустарником опали, а трава пожелтела?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ( образовательная область "Познание", средняя группа) по теме "На ракете в Цифроград"

Данный конспект занятия по ФЭМП направлен на закрепление знаний детей среднего дошкольного возраста о цифрах в пределах 7, на умение соотносить цифру с количеством; упражнять в счёте; закреплять знани...

Методическая разработка образовательной ситуации в средней группе по экологическому воспитанию зимнее путешествие "В поисках снеговика"

Конспект организованно- образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе по тэкологической тропе  зимнее путешествие " В поисках снеговика"...

методическая разработка образовательной ситуации в младшей группе "Лесные жители"

Методическая разработка   образовательной ситуациив младшей группеобразовательная область «Познавательное развитие»(ознакомление с миром природы)тема «Лесные жители»С...

Методическая разработка. Образовательный проект в средней группе «Мой домашний любимец».

Цель:   Развивать гуманно-целостное отношение к природе; вызывать у ребенка эмоциональные переживания при каждой встрече с природой: удивление, восхищение, восторг, сочувствие, внимание, дру...

Методическая разработка. Образовательной Деятельности в средней группе "Поможем доктору Айболиту"

Методическая разработка. Образовательная деятельность в средней группе с использованием логических блоков Дьенеша "Поможем доктору Айболиту"...