Конспект НОД "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Конспект НОД "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_my_izuchaem_svet.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности

с детьми старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет группы

"Мы изучаем свет"

с использованием цифровой лаборатории

«Наураша в стране Наурандии»

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Шемякина О.С.

Каменский р-н

2022 год

Приоритетная образовательная область: «Познавательное»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Дать первичные представления о свете, посредством экспериментального решения поставленных задач, познавательно-исследовательский интерес.

Образовательные задачи:

1.Закрепить полученные знания о Солнце, продолжать знакомить детей с понятием «свет», свойствами света,

2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей.

Развивающие задачи:

1.Развивать  произвольное  внимание;  диалогическкую  речь,  способность

самостоятельно задавать интересующий вопрос.

2.Развивать эмоционально — положительное отношение к познанию.

3.Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать  причинно — следственные зависимости и делать

выводы.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

2.Воспитывать  усидчивость;  интерес  и  способность  работать  в  группах,

коллективе.

3.Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный. 

Оборудование: Черный ящик,  макет солнечной системы, фонарики,  прозрачные пленки, светофильтр,  деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), очки, схемы опытов, настольная лампа. Мультимедийная, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», учебный модуль «Свет».

Ход деятельности:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель.

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

 Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Поисковый этап

Воспитатель. У меня для вас сюрприз. Я прошу внести черный ящик (Звучит музыка, заносят черный ящик)

 Воспитатель: Интересно, от кого же он! А вот и подсказка! (Показывает детям письмо) Это письмо от нашего знакомого мальчика Наураша. А вы его знаете?

Ответы детей (маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и детей).

Воспитатель . Да -это мальчик Наураша, он живет в стране Наурандии. Он очень любит познавать все новое, исследовать и экспериментировать, и он хочет поделиться с вами своими познаниями, раскрыть секреты природы.

Воспитатель открывает письмо и замечает два  круглых отверстия в сундуке.

Воспитатель: Сколько всего интересного  и загадочный черный ящик и письмо.  

Воспитатель. Я думаю, если мы прочитаем письмо, то узнаем все секреты. Воспитатель читает письмо.  «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нравится с вами проводить разные опыты и сегодня, я принял решение пригласить вас к себе в страну Наурандию,  в мою лабораторию. Но прежде всего, вам нужно разгадать тайну черного ящика.  С уважением Наураша».

Воспитатель: Предлагаю вам подойти и заглянуть в него.

(Дети по очереди смотрят в отверстие ящика.)

Воспитатель: Что вы увидели? Как вы думаете, почему вам ничего не видно?

Ответы детей. ( В ящике темно и нет света).

Воспитатель:  Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри ящика, не открывая его.

Ответы детей.( Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие ящика).

Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?

Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель:  Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?

Дети: ( Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы. 

Воспитатель:  Мы видим планеты солнечной системы. А как вы думаете, какая самая большая планета?

Ответы детей.

Воспитатель. А что вы знаете о Солнце?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг Солнца  вращаются девять планет и получают от него свет и тепло.

 На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее.

 Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.

Воспитатель. Представим, что электрическая лампа — это Солнце.  Я предлагаю посмотреть на него. Нашим глазкам смотреть на Солнце комфортно?

Ответы детей.

Воспитатель: Яркий солнечный свет не очень приятен и полезен глазам. Человек не может смотреть на открытое солнце. А что мы для этого  можем использовать, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель . А какие очки мы можем использовать  для защиты от Солнца?  

Ответы детей. (нужно показать детям очки и т.д.)

Воспитатель: А сейчас проверим.

Дети примеряют очки и смотрят на условное Солнце.

Воспитатель: В каких очках вам более удобно? Почему? Ответы детей.

Практический этап 

Воспитатель: Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. И думаю, что он нам покажет еще много чего интересного и полезного. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.

Все вместе отправляются в лабораторию.

Воспитатель:  Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.

Наураша рассказывает детям:

  1. Что такое свет?
  2. Мы видим благодаря свету

Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.

Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?

Дети: (Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.) 

Воспитатель: Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.

Опыт №2.  Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»

 Воспитатель:  Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну  секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.

Наураша предлагает провести еще один эксперимент.

Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.

Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается  не весь свет, часть теряется по дороге)

Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю  найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перемены для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как вы считаете? Давайте выйдем из отделов и разомнемся.  Физминутка: Раз – подняться, подтянуться, два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, на четыре руки шире, пять – руками помахать, шесть – на стульчик сесть опять.

Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты  и рабочего комфортного освещения под лампой).

Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)

Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)

Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.

Дети: за столом под рабочей лампой.

Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет.

Что же еще предлагает нам Наураша.

Слушаем и проводим измерения с Наурашей.

Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»

Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!»  (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая, очки)

- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают.  Во время опыта дети проверяют проникновение света через разные очки.

Воспитатель: Ребята, так какие же очки нас будут защищать  в солнечную погоду? Все ли очки смогу защитить от солнца. Ответы детей.

Воспитатель: Мы выясни, что все очки пропускают свет, но не все очки могут защитить нас от Солнца. Так к какой метке мы положим очки. Ответы детей.

Воспитатель: А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)

- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?

- А через какие предметы свет не проходит?

Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные  (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.

Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет.

Рефлексивно-оценочный этап 

Воспитатель: Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей ( Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.)

Воспитатель: У вас возникли какие-либо сложности?

Мне сегодня было очень интересно с вами, надеюсь и вам тоже. Наураша благодарит вас за помощь. Он принимает вас в Школу юных исследователей и дарит эмблемы

Воспитатель:   Ребята, а теперь пойдем в группу и расскажем всем остальным, что мы сегодня узнали интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Москва — главный город нашей Родины» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»

Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...

презентация "Использование цифрового оборудования и цифровых технологий в работе педагога ДОУ"

Цифровые технологии дают возможность нам повысить свое педагогическое мастерство....

Презентация «Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления в первой младшей группе»

Презентация обобщает опыт использования современного компьютерного оборудованиея  как средства организации и оснащения воспитательного процесса....

Конспект НОД "Кислотность" с использованием цифровой лаборатория Наураша

Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной работе рассматривается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании....