Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседуем о зиме».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Литвинова Марина Ивановна

Цель: активизировать словарь детей по темам: «Зима», «Зимние забавы».Учить подбирать прилагательные  и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные ,называть родственные слова к слову «снег»,подбирать антонимы. Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, память, слуховое внимание, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseduem_o_zime_podgotovitelnaya_gruppa_.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи.

                                          Тема: «Беседуем о зиме».

Цель: активизировать словарь детей по темам: «Зима», «Зимние забавы».Учить подбирать прилагательные  и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные ,называть родственные слова к слову «снег»,подбирать антонимы. Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, память, слуховое внимание, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Материал: картинки с изображением зимних месяцев на интерактивной доске,картинки с зимними забавами, снежинки с загадками, картинки-отгадки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений  И.Никитин «Встреча зимы»(отрывок), «Песня» (отрывок),И.Суриков «Зима»(отрывок),А.Липецкий «Снежинки», Х.Габитов «Зима».Слушание аудио записи пьес П.И.Чайковского «Времена года».

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года идет речь.

Наступили холода, обернулась в лед вода.                                                                                   Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.                                                                 Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.                                                             Кто скажет, кто знает: когда это бывает? (зимой).

На доске выставляются картинки изображение зимних пейзажей. Вос-ль называет слово  и словосочетания ,с которыми дети по цепочке составляют предложения.

Вос-ль: Снег.

Дети: Зимой земля покрыта снегом.

Вос-ль : Мороз.

Дети:  На улице трескучий мороз.

Вос-ль: Лед.

Дети: Реки и озера покрыты льдом.

(Далее дети продолжают со словами деревья, снегирь, кормушка, медведь в берлоге, снеговик, шуба, шапка, новогодние игрушки.)

Вос-ль: Ребята, я вам предлагаю с помощью движений изобразить зиму.

Дети: Наконец пришла зима.(разводят руки в стороны).

Стали белыми дома(складывают руки над головой виде крыши).

Снег на улице идет(поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет(покачивают опущенными  прямыми  руками влево –вправо)

Мы катаемся на санках(приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги(убирают руки за спину, поворачиваются кругом)

Ловко бегаем на лыжах(выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки(выполняют движения имитирующие метание).

Вос-ль: Сегодня мы с вами послушаем стихотворения о зиме ,которые выучили ребята, а также побеседуем об этом времени года.

Чтение ребенком отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Здесь и далее во время чтения стихотворения звучат фрагменты аудиозаписей пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Ребенок читает стихотворение(отрывок).

Вос-ль: О чем мы просим зиму в этом стихотворении?(ответы детей).

Вос-ль: А какой может быть зима? (ответы детей).

Ребенок читает отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима».

Вос-ль: чем покрывается земля зимой?(ответы детей).

Вос-ль: Как ложится первый снег на поля?(ответы детей)

Вос-ль: Какой он,снег?(ответы детей).

Игра «Слова наоборот».

Вос-ль: Давайте с  вами  поиграем. Я скажу «Холодная зима».Вы должны составить словосочетание,  использовав то же слово- предмет, а слово –признак  заменить на  слово с противоположным значением. И так играем.

Зимующие птицы- перелетные птицы.

Мокрый снег- сухой снег.

Высокая горка- низкая горка.

Голодный зверь- сытый зверь.

Ребенок читает следующее стихотворение.

Ребенок читает стихотворение А.Липецкого «Снежинка»

Вос-ль: С чем сравнивает автор в стихотворении снежинки?(ответы детей)

Вос-ль: Почему поэт назвал  снежинки пуховыми?(ответы детей).

Вос-ль: К нам в окно залетели снежинки –загадки. Попробуйте их отгадать.

Воспитатель читает загадки на снежинках. Если дети отгадали загадку, то на доске выставляется картинка-отгадка.

Снег на полях, лед на реках. Вьюга гуляет, когда это бывает?(зима)

Вился, вился целый рой. Сел на землю стал горой.(сугроб)

С неба падают зимою, и кружится  над землею,                                                                                 Легкая пушинка, белая …(Снежинка).

Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко, вставили морковку(снеговик).

Вос-ль: А сейчас ребята, давайте расскажем и покажем, что делает мороз.

Ой, мороз, мороз, снегом ветки он занес(покачивают кистями рук над головой).

А мы не боимся, а мы веселимся!(грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, он хватает нас за нос.(прикладывают указательный палец  к носу).

А мы не боимся, а мы веселимся(грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, щиплет щеки он до слез( прикладывают ладони к щекам).

А мы не боимся, а мы веселимся (грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Лыжи с санками возьмем и кататься в лес пойдем(выполняем движения руками ,как при ходьбе на лыжах).

Ребенок читает стихотворения И Никитина «Песня».

Вос-ль: О каком природном явлении говорится в стихотворении?(ответы детей).

Вос-ль: Что сделала вьюга в поле?(ответы детей).

Вос-ль: Как можно по-другому назвать вьюгу?(ответы детей).

Вос-ль: А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра «Четвертый лишний».

(Вос-ль называет цепочки слов ,дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.)

Мороз, жара, стужа, холод.

Санки, снегокат, коньки, велосипед

Шуба, шапка, панамка, валенки.

Ребенок читает стихотворение Х. Габитова «Зима».

Вос-ль: Почему в стихотворении стали белыми лес, деревья, дома, поле и река.

 Вос-ль: Кто больше всех ждет зиму?(ответы детей)

Вос-ль: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, почему дети с нетерпеньем ждут зиму.(воспитатель выставляет картинки  с зимним забавами детей).Дети рассказывают по картинкам.

Вос-ль: О  каком времени года мы с вами говорили сегодня на занятии? Что мы делали на занятии?(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Задачи...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе тема "Весна-красна"

Конспект разработан для подготовительной группы. Тема конспекта: "Весна красна"....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группе Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседуем о зиме».

Цель: а         Активизировать словарь детей по темам: «Зима», «Зимние забавы».Учить подбирать прилагательные  и глаголы к существительному, образ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе» Задачи НОД:1. связная речь: продолжать развивать связную речь детей; учить детей...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: Игра-викторина «В гостях у сказки»

Цель: развитие интереса к русским народным сказкам.Задачи:1. Обобщить знания детей по сказкам.2. Прививать интерес к чтению.3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.4. Воспитыв...