По образовательной области "Познавательное развитие" (ФЦКМ) Тема: "Разнообразие природы" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Задачи: расширять  знания об окружающем мире , отличать живые объекты природы от не неживых.

  • способствовать формированию понятия о взаимосвязи человека и природы.
  • расширение знаний об объектах живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_prirody_1.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Технологическая карта

 Тема « Разнообразие природы».

 

Составила:  Ярмаметова Анна Игнатьевна.

с. Салемал  2022год

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

 «Речевое развитие» - учить свободно, общаться с взрослыми и детьми.

«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.

«Физическая культура» - развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие» -формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.

Цель:

  • систематизация представлений детей о многообразии природы.

Образовательные задачи:

  • расширять  знания об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, отличать живые объекты природы от не неживых.
  • способствовать формированию понятия о взаимосвязи человека и природы.
  • расширение знаний об объектах живой природы.

Развивающие задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость вовлечения в  совместную деятельность.
  • самостоятельно и при помощи взрослых решать поставленную проблему, аргументировать свои ответы ,развивать целеустремлённость.
  • побуждать речевую активность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание оказать помощь.
  • формирование навыка сотрудничества, взаимопомощи, инициативности.
  • поддержание навыка детей совершать нравственные поступки.

Методы и приемы:

  • Словесный: беседа, анализ ситуаций, игра.
  • Наглядный: показ, демонстрация, поисково – исследовательский.
  • Оздоровительный: игра малой подвижности, игра на звукоподражание.

Предварительная работа:

 С детьми: аудиозапись «Звуки природы насекомые», Д/И «Животные  нашей планеты», Природные зоны», загадки о природе, чтение рассказов Е.Чарушина «Рассказы о животных», беседа «Берегите природу».

С родителями:

  • Консультация «Экологическое воспитание старших дошкольников»

С педагогами:

  • изготовление альбомов для рассматривания «Насекомые», «Рыбы», «Живая и неживая природа»

Материалы и оборудование: 

  • мольберт, магниты, сюжетные картинки на темы «Птицы», «Рыбы», «Насекомые» «Живая и неживая природа», аудиозапись  «Птицы», Д/игра «Перевётрыши».

Словарь:

  • Активный: живая, неживая, природа, вода, человек.
  • Пассивный: объект, пернатые, дубрава, роща.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯЕТЕЛЬНОСТЬ ПЕДГОГА

ПРИМЕЧАНИЯ

Организационный момент.

Цель: установление контакта, создание положительной  атмосферы.

Задачи:

1.заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности.

2.активизировать мыслительную деятельность.

3. поддержать интерес к дальнейшей работе.

Дети: «Звуки леса, пение птиц, ветер…»

Инд. Ответы детей.

Дети: «что сделано руками человека»

Инд. ответы детей.

Дети: «Человек – царь природы»

Инд. ответы детей.

Дети: «Деревья, птицы. Растут, двигаются, летают, пьют воду»

Инд. ответы.

Дети «Мел остался мелом

Дети: «Вода останется водой»

Инд. ответы

-Ребята, закройте глаза…

-Что вы услышали?

-Как можно назвать это, одним словом?

-Природа – это то, что существует независимо от человека.- вода, воздух,  птицы….

-а что мы не можем назвать природой?

Задание №1.Игра «Природа - не природа»

Цель: уточнить представление детей об  объектах природы.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа».

-Предлагаю подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится: природа или нет

-Что «не природа»? Почему?

-Посмотрите на объекты ,которые вы отнесли к  природе. На какие две группы  объектов природы их можно разделить?

-Почему это живая природа?

 -неживая…

Задание №2 .Опыт « Мел и вода»

Цель: учить анализировать ситуацию, делать выводы.

- Я поделю мел на 2 части. Что с ним стало?

-Он перестал быть мелом?

-А что будет с водой, если я перелью её из одного стакана в другой?

-Она перестанет быть водой?

-А было бы с бабочкой, если бы мы ее разделили на части?

-Я предлагаю вам сегодня поговорить о живой природе…вспомнить объекты живой природы, и надеюсь, что вы что – нибудь узнаете нового.

 

Воспитатель привлекает внимание к аудиозаписи.

Привлечь внимание к карточкам .(разложены на столе)

Основная часть.

Цель: обобщить и систематизировать знания о живой природе и ее объектах

Задачи:

1.активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

2.разивать познавательный интерес.

3 обогащать словарный запас.

Методы: речевая игра, беседа, рассматривание, игра малой подвижности, анализ ситуаций.

Инд. ответы.

Дети» Животных, растения, насекомые, грибы…»

Дети: «березняк, или березовая роща

 -Сосновый Бор

- Ельник

-Дубрава

Дети: Смешанный лес, там растут разные виды деревьев

Дети: «Деревья»

Дети» Кустарники»

Инд ответы.

Дети «Травы, цветы»

Инд. ответы.

Дети: «Гнезда для птиц, убежища для насекомых и животных, красоты природы…»

Дети:  Пернатые»

Инд .ответы.

Инд. ответы.

Дети» В реке, море, океане»

Инд. ответы.

Дети» Чтобы рыбы дышали»

Инд. ответы

-заяц

-дятел

-верблюд

-Волк

-слон

-кенгуру

-зебра

-страус, пингвин

Инд. ответы детей

Какие знаки вы собрали.

-Нельзя разорять гнезда птиц и муравейники.

-Нельзя вырывать растения с корнем

-Нельзя шуметь в лесу

-Нельзя давить грибы ногами

-Нельзя бить стекло

За собой нужно убрать или закопать мусор

-Не рвать редкие растения

-Разжигать костры в неположенном месте

-Не ломать ветви деревьев.

-Ребята, а где можно увидеть разнообразие живой природы?

-Что можно увидеть в лесу?

_Да, когда приезжаешь в лес, то первое, что мы видим это могучие деревья.

-Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

-Какие деревья знаете?

- Как называется место, где растут только берёзы?

-Сосны вышли на бугор

 Лес такой – сосновый 

-А где растут ели? 

- Дуб налево, дуб направо,

    Это что у нас? 

Ребята, а ещё какой бывает лес?

- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).

- Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям?  Назовите кустарники.

- Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

-Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают?

-Что их держит?

-Зачем для растений необходим корень?

-Что необходимо для роста растений?

-Какую пользу приносят деревья, кустарники цветы?

-Вы знаете уже, что деревья
, кустарники   трава служать  убежищем для птиц, животных и насекомых. Давайте поговорим о птицах.

Задание №3. Игра «Угадай, чей голос»

Цель:  уметь определять на слух пение птиц, называть ёё.

-А как можно назвать птиц по-другому?

-какие перелетные?

-Кочующие

-Оседлые?

-Чем хищные по внешнему виду отличаются от насекомоядных?

-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!

- А почему сороку назвали сорокой?

- А как насекомые издают звуки. Давайте вспомним

Задание№4. Игра «Как издают звуки животные»

Цель: обобщить знания о насекомых.

-Жук –бьёт крыльями о брюшко

-Комар- есть жужжальца на лапках и они колебаюся во время полета

-Пчела, - чем больше она набрала нектара, тем громче жужжание

-Бабочка  - удар ребром крыла о грудь

-А теперь вопросы на смекалку

 -Представьте, что исчезнут насекомые. Что произойдет?-

-А без вода человек не может жить, как и какой объект природы,

который живет в Далее.. птицы.. деревья…животные..ручьи..реки..моря и океаны. ..Не будет воды…будет пустыня. Погибнет человек воде…?

-где можно увидеть рыб?

-Какие  речные?

-Морские?

-А зачем зимой прорубают проруби?

-Что нужно рыбам для жизни?

-А теперь ответим на вопросы, но прежде чем отвечать.. подумайте

Задание №5 .Игра малой подвижности» Отгадай животное»

Цель: развитие слухового  внимания, памяти.

1. У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади?

2 Какую птицу называют “лесным доктором? .

3 Какое животное называют “кораблём пустыни”

4.Какое животное любит выть на луну?

5.Животное с самыми большими ушами?

6. Какое животное носит своего малыша в сумке?

7.какое животное одето в тельняшку?

8.Какие птицы не умеют  летать?

-О каком объекте природы мы ответили на вопросы?

 -Ребята, скоро лето.. природа проснётся ото сна,  И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках, в лесу. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

Задание№ 6 Дидактическая игра «Перевертыши»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря.

Работа на стульях, привлечь внимание к плакату.

Показ демонстрационного материала.

Привлечь внимание к аудиозаписи и изображениям птиц.

Одновременно дети показывают картинки птиц.

Работа около доски «Зкологическая цепочка»

Работа в кругу на ковре.

Воспитатель передает шар детям.

Индивидуальная работа за столами.

Заключительная часть.

Цель: активизировать словарный запас, обобщение полученных знаний.

Инд. ответы

Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

     Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

     Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

     Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

     Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

     Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

     Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

     Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

     Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

   Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

-Для  того, чтобы нас радовала природа и лес своей красотой нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников, и каждый из вас должен подарить ей подарок.

Задание№7 Дидактическая игра «Если бы я был волшебником

Цель: развитие воображения, активизация словаря.

    

-Ребята, я вам предлагаю стать волшебниками, чтобы Вы за хотели подарить лесу. Давайте пофантазируем.

-Ребята, что вам было сегодня легко в нашей работе?

-В чем испытывали затруднения?

-О чем хотите узнать?

-Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) во 2 младшей группе «Домашние животные и их детеныши»

Конспект ООД во 2 мл. гр. «Домашние животные и их детеныши»Цели: обобщение знаний детей о домашних животных и их детенышах,...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе

Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...