Конспект НОД в разновозрастной группе ФЦКМ «Экспериментирование с воздухом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Увлекательные эксперименты с воздухом, которые помогут детям расширить знания о свойствах воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Лесная сказка» п. Пластун»

Конспект НОД  в разновозрастной группе

ФЦКМ «Экспериментирование с воздухом»

Воспитатель: Толмачёва Анастасия Геннадьевна

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

В: Давайте, теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра - общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

В: Ребята, посмотрите, что это лежит на подоконнике, что то залетело к нам в гости? (обратить внимание детей на воздушный шар). Какой это шарик? (воздушный) Как вы думаете, почему он так называется? (потому что он наполнен воздухом). Чтобы шарик стал воздушным, ему необходим воздух. А кому еще необходим воздух? (ответы детей; растениям, животным и человеку) Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

В: Послушайте:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

В: О чем это стихотворение? (о Воздухе)

 Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу,  работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

«Лаборатория» представляет собой отдельно стоящий стол с пустыми полиэтиленовыми пакетами и острыми палочками по количеству детей. Три надутых шарика, весы, кусочек резины, резиновая игрушка, мяч, емкость с водой и кораблики. На каждого ребенка необходим стаканчик с водой, коктейльная трубочка, колпачок от фломастера, кисточка, гуашь, заранее разведенная водой,стаканчик, лист бумаги.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить исследования.

Дети вместе с воспитателем встают вокруг стола с пакетами.

В: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду, вокруг нас).

В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

(ответы детей)

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

(ответы детей) Невидимый.

В: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Для этого мы проведем исследование. Хотите, я научу вас ловить воздух?

А как можно поймать воздух?

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух невидимый, им можно наполнить пакет и почувствовать.

В: А вы знаете, как еще можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Что бы услышать воздух можно подуть в крышку от фломастера.

В: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк.

Музыканты, которые играют на духовых инструментах и их слушатели очень часто слышат звуки воздуха. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.) Воздух в инструменте дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) Фонограмма

Физкультминутка

В: А теперь давайте немного разомнемся.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Продолжаем экспериментирование.

Эксперимент №4 «Что такое ветер?»

В: Отгадайте загадку: Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

В: Ветер это движение воздуха. Можете сделать ветер? Перед нами озеро, на озере кораблик, что бы наш кораблик переплыл озеро, нужен ветер, давайте подуем на кораблик, поможем ему прийти к другому берегу.

Вывод: воздух движется, ветер-это движение воздуха.

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

В: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Как? (ответы детей)

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, чеснок, яблоко, шоколад). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: воздух не имеет запаха, но может переносить запахи.

Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес?»

 В:   А теперь, давайте узнаем, имеет ли воздух вес?

На доске висят иллюстрации. Что вы на них видите?

1) На деревянной палочке висят на одном уровне два воздушных шарика, то есть они имеют одинаковый вес;

2) Один шарик лопнули, то есть воздух вышел, и он стал легче, повис ниже, чем шарик, наполненный воздухом.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух) Не утонет и мяч, и плавательный круг, и надувной матрац. Почему? Правильно, потому что внутри воздух, который легче воды.

Вывод: воздух имеет вес, он легче, чем вода.

Эксперимент №7 «Воздух сжимается»

Возьмем мяч, если ударим мячом об пол, воздух внутри мяча сжимается, но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: воздух сжимается и расширяется.

Дыхательная гимнастика: Выполняется на свежем воздухе или при открытой форточке.

Упражнение №1

Встанем, сделаем глубокий вдох грудью, выдох ртом, сузив губы; следующий вдох грудью, длинный выдох (хоооо). Повторить упражнение с длинными  выдохами 5-10  раз.

Упражнение №2

Вдох ртом, выдох носом. 20 раз. Упражнение непривычное, поэтому не торопитесь.

Упражнение №3

 Глубокий вдох, на выдохе медленный выдох с пропеванием звуков и легким постукиванием по груди: «Аааа, Оооо, Уууу» Выполняется 5-10 раз.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

Но прежде чем мы начнем рисовать, давайте повторим, что мы сегодня нового узнали.

Рефлексия.

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)

Давайте повторим: Воздух невидимый, прозрачный. Его можно почувствовать, воздух можно увидеть и услышать, он не имеет запаха, но может переносить запахи, воздух имеет вес, он легче, чем вода, воздух сжимается и расширяется.

 Как называется техника рисования воздухом?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показываю технику - кляксография: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать).

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию "Ловцы воздуха"

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию "Ловцы воздуха"...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе....

Конспект открытого мероприятия по экспериментированию тема: "Воздух-невидимка" во второй младшей группе.

Материал поможет воспитателям познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "Воздух"....

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной к школе группе.

Цель занятия: формировать  представления детей о воздухе и его  свойствах.Задачи занятия: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений д...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию "Свойства воздуха" в подготовительной группе

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха, с различными способами исследования предметов....

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе Тема: «Богатство нашей планеты Земля»

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группеТема: «Богатство нашей планеты Земля»Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развит...