Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности по экспериментированию "Свойства воздуха" в подготовительной группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Сорокина Наталия Николаевна

    Цель: познакомить детей со свойствами воздуха, с различными способами исследования предметов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_eksperimentirovaniya_svoystva_vozduha_podg_gr.docx26.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 Калининского района

    Санкт-Петербурга

    Конспект совместной образовательной деятельности

    по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

    «Свойства воздуха» .

                                                     Используемые технологии: - игровая,

                                                                                                         - здоровьесберегающие,

                                                                                                         -  моделирование,

                                                                                                         - элементы ТРИЗ.

                                                   

    Составила и провела Сорокина Наталия Николаевна.

    Санкт-Петербург

    2019 г.

    Конспект совместной образовательной деятельности

    по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

    «Свойства воздуха» .

    Составила Сорокина Наталия Николаевна,

    воспитатель ГБДОУ № 25 Калининского района г. Санкт-Петербург

    Цель: Формирование у детей способов исследования окружающего мира на примере выявления свойств воздуха.

    Задачи:

    1. Развивающие:

    - Содействовать дальнейшему развитию у детей познавательных интересов к окружающему миру;

    - Способствовать умению анализировать, делать предположения и выводы;

    - Способствовать развитию мышления, памяти, воображения.

    2. Образовательные:

    - формировать у детей навыки познавательно-исследовательской деятельности;

    - Уточнять и расширять представления детей о воздухе, некоторых его свойствах;

    - Создать условие формирования речевой активности в процессе проведения опытов.

    3. Воспитательные:

    - Воспитывать бережное отношение к природе, формировать представления детей о необходимости  воздуха в жизни человека и всего живого.

    - Способствовать формированию дружеских взаимоотношений, взаимопомощи;

    - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

    Оборудование: пустая коробка, стулья, мольберт со схемой столов, столы с набором предметов и материалов, экологические модели «Как беречь воздух», ,мнемотаблицы  «Свойства воздуха», медали.

    Ход занятия:

    Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Затем садятся полукругом на стульчиках.

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придёт гость.

    Входит персонаж в костюме учёного ( ребенок или взрослый) с коробкой в руках.

    Умник: Здравствуйте! Меня зовут Умник. Я учусь в школе юных исследователей. Я ещё не совсем учёный, я только учусь быть учёным. И профессор дал мне задание: изучить то, что в коробке. Но я очень волнуюсь, вдруг у меня не получится?

    Воспитатель: Не волнуйся, Умник, у тебя всё обязательно получится. Хочешь, мы тебе поможем? Дети, хотите помочь Умнику выполнить задание?

    Дети: да!

    Воспитатель: Так что же у тебя в коробке, Умник?

    Умник: А вы загляните в неё. (Открывает коробку, в которой ничего не лежит, и показывает детям). Что в коробке, ребята? (ответы детей)

    Вариант 1. Ответ детей: Ничего.

    Умник: Что же мне делать? Как я могу изучить то, чего нет?

    Воспитатель: Вы действительно думаете, что там ничего нет?

    Умник: Конечно, она же пустая!

    Воспитатель: А вот и нет. Эта коробка не совсем пустая. В ней кое-что есть. Я загадаю вам загадку, и вы отгадаете, что мы будем сегодня исследовать.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать,

    С нами рядом каждый час,

    Хоть и невидим он для нас.

    Что это?

    Дети: Воздух.

    Вариант 2. Ответ детей: воздух.

    Воспитатель: - Правильно, это воздух.  Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

    Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

    Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

    Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. У нас есть план лаборатории. (подводит детей к схеме на мольберте) Посмотрите, где у нас находится первая лаборатория? Я предлагаю пройти в первую лабораторию. Умник, пойдём с нами.

     (Дети подходят к столу, встают вокруг него).

    Чтобы опыты наши получились, нужно внимательно меня слушать. Хорошо?

    Опыт №1 (воздух можно увидеть)

    Воспитатель: Давайте вспомним, что вы увидели внутри коробки?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Разве мы увидели  воздух?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Значит,  воздух какой?

    Дети: Невидимый.

    Воспитатель: Посмотрите на стол. (на столе лежат полиэтиленовые пакеты,  стаканчики с водой, трубочки, емкости от киндер-сюрпризов целые и с дырочками, таз с водой)  Подумайте, как с помощью этих предметов мы можем увидеть воздух? (ответы детей)

    1) Возьмите полиэтиленовый пакет.  Положите пакет на ладошку. Вы видите свою ладонь? (да) Значит, пакет какой?  (прозрачный) Теперь мы широко его раскроем и попробуем поймать воздух в пакет, а затем закрутите его. А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

    Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

    2) Как можно увидеть воздух с помощью трубочки и стакана воды? (ответы) Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте в трубочку. Что происходит в стакане? (пузыри). Мы вдуваем в трубочку воздух и он проходит через воду в виде пузырьков, которые мы видим.

    3) Как можно увидеть воздух с помощью ёмкостей от киндер-сюрприза? Посмотрите, на столе есть ёмкости целые, а есть с дырочками. Возьмите сначала целые и опустите в таз с водой. Что происходит? (Ничего) А теперь возьмите ёмкость с дырочками и тоже опустите в воду. Что вы видите? (пузырьки). Значит, внутри ёмкостей был воздух, но через дырочки он стал выходить в виде пузырьков, то есть мы можем увидеть воздух с помощью предметов.

    Воспитатель: Итак, что мы можем сказать про видимость воздуха? Воздух какой? (прозрачный, невидимый). А как его можно увидеть? (с помощью предметов).

    Вывод: Воздух прозрачный. Его можно увидеть с помощью предметов.

    Воспитатель: Умник, ты запомнил, какое свойство воздуха мы сейчас изучили?

    Умник: Да. Я всё запомнил.

    Воспитатель: Нам пора отправляться в следующую лабораторию. Пойдёмте к плану. Где лаборатория номер 2? (Дети определяют )

    Опыт №2.  Воздух не имеет формы, он приобретает форму предмета, в который попадает.

    На столе: сдутые надувные шары, надутые воздушные шары разного размера, сдутый мяч и насос.

    Воспитатель: Умник, ребята, давайте подумаем, как связаны эти предметы и воздух? (ответы)

    Вспомните, когда мы ловили воздух в пакет, у всех размер пакетов получился разный, но у каждого внутри пакета был воздух. Возьмите воздушные шары. Сожмите их. Сейчас в шариках нет воздуха, поэтому мы смогли их сжать.  А теперь возьмите надутые шарики. Посмотрите, у всех шары разного размера. Это зависит от того, сколько воздуха попало в шарик. Воздух попадает внутрь шарика и принимает его форму.

    У нас есть мячик. Какой он? (сдутый) Сможем ли мы поиграть в такой мяч? Что сначала нужно сделать? (надуть его) Надувать мяч мы будем с помощью насоса. Мы вставляем в специальную дырочку иглу насоса, и постоянно двигаем ручкой насоса. С помощью этих движений мы посылаем воздух внутрь мяча. (воспитатель слегка накачивает мяч, дети по очереди его трогают). Посмотрите, мяч уже начал округляться, но он ещё недостаточно плотный. Это потому, что воздуха в нём мало, но воздух уже начал принимать форму мяча. (воспитатель накачивает мяч до конца) Какой он стал? (круглый, упругий) Почему он таким стал? Внутри него воздух.

    Физминутка «Воздушный шарик».

    Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете шариками. Сначала вы будете сдутые, а я вас буду надувать. Вы будете медленно надуваться и увеличиваться.

    Я с утра сегодня встал,

    С полки шар воздушный взял.

    Начал дуть я и смотреть –

    Стал мой шарик вдруг толстеть.

    Я всё дую – шар всё толще,

    Дую – толще, дую – толще.

    Вдруг услышал я хлопок –

    Лопнул шарик, мой дружок.

    А какие ещё предметы можно надуть? (ответы: надувной матрас, надувной круг, нарукавники, шина, воздушный шар). Какое свойство воздуха мы узнали?

    Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

    Воспитатель: Умник, ты всё запомнил? (Умник: да)

    ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)   

    Воспитатель: Какая у нас следующая лаборатория?  (третья) Давайте её найдём.

    На столе: пустая баночка и баночки, в которых лежат апельсин, чеснок.  

    Воспитатель: Как вы думаете, какой запах у воздуха? (Ответы детей)

    Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать. Когда все понюхают, я скажу открыть глаза и вы скажете, чем пахнет.

     Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать  (апельсин, чеснок). Дети называют запах, который они почувствовали. В конце даёт понюхать пустую баночку. Чем пахла последняя баночка? (ничем) Как вы думаете почему? (ответы детей)  Правильно, там ничего не было. Вы вдохнули просто воздух.

    - Если мы приходим в магазин, где продают духи, чем пахнет воздух? (духами)

    - Если мы заходим в пекарню, чем там пахнет?  (хлебом, булочками)

    - Если мама готовит на кухне обед, чем пахнет в квартире? (едой)

    Какой из этого можно сделать вывод?

    Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

    Воспитатель: Умник, ты понял, про какое свойство воздуха мы сейчас говорили? (Умник: да) а нам пора в следующую лабораторию.

    ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

    Воспитатель: Какая лаборатория следующая? Нам нужна четвёртая лаборатория.

    На столе: дудочки, воздушный шарик.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нам эти предметы? ( ответы детей) А вы знали о том, что воздух можно услышать? Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно услышать воздух?

    Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Сейчас я возьму дудочку и подую в неё.  Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

    А как мы можем услышать воздух с помощью шарика? (ответы детей) Сейчас я надую шарик и отпущу его. Звук, с которым шарик летает – это  вырывается воздух.

    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

    Воспитатель: Умник, ты успел всё записать? (Умник: да) Тогда нам пора в следующую лабораторию. Нам нужна пятая лаборатория.

    ОПЫТ №5 (воздух может двигаться)

    На столе: ленточки, сложенные веера.

    Воспитатель: Как вы думаете, как нам помогут эти предметы? (ответы детей)

    Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветер, воздух) Значит, что может воздух?

    Вывод: Значит, воздух может двигаться.

    Воспитатель: Вы определили, что воздух может двигаться. Когда воздух двигается, как мы называем это явление?  Давайте подвигаемся и вы угадаете, о чём мы говорили:

    Он летит издалека,  (машут руками как птицы)

    Гонит в небе облака, (машут руками над головой)

    Гонит волны в океане, (изображают руками волны)

    Кружит вихрем в урагане. (кружатся)

    Может ласково подуть, (дуют на ладошки)

    Может стихнуть и уснуть. (кладут сложенные ладошки под щёку)

    В каждом уголке на свете (машут руками вперед-назад)

    Очень разный дует...(Ветер)

    Воспитатель: Да это ветер.  Ветер – это поток воздуха. Он вокруг нас.

    А теперь поднесите ладонь ко рту и слегка подуйте на неё, сделав губы трубочкой. А теперь подышите на ладонь широко открытым ртом. Что вы почувствовали, когда дули тонкой струйкой воздуха? Какой был воздух? (прохладный воздух) А когда дышали? (теплый). Что можно сказать про температуру воздуха?

    Дети: воздух бывает разной температуры.

    А теперь посмотрите на стол, есть ли там предметы, с помощью которых можно узнать, куда дует ветер? (С помощью ленточек) Возьмите по ленточке, повернитесь к окну, подуйте на неё. Поток воздуха сдувает ленточки в сторону окна. Теперь повернитесь к стене, снова подуйте. Теперь ленточки шевелятся в сторону стены. Значит, ветер дует в ту сторону, в которую движется поток воздуха.

    Подуйте на ленточку тихонько. Как шевелится ленточка? (слабо, тихо) А теперь подуйте сильно. Как теперь шевелятся ленточки? (сильно)

    Итак,  какой бывает поток воздуха? (сильный, слабый, тёплый, холодный) Молодцы.

    Умник, ты всё запомнил? (Умник: да)

    Положите ленточки на место. Давайте присядем и отдохнём. (дети садятся на стульчики)

    ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)

    ( оборудование: символы «берегите воздух», мнемотаблицы «Свойства воздуха» по количеству опытов)

    Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, положите руку на грудь, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

    Воспитатель: Как вы считаете, долго ли человек может не дышать?

    Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

    Воспитатель: А кому ещё нужен воздух? (растениям, животным) Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Без воздуха нет жизни. Воздух нужен, чтобы дышать.

    Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух необходим для жизни. Давайте беречь воздух. Ведь он нужен всему живому на земле. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

     Если мы отправимся на прогулку в лес, какой там будет воздух? (чистый) А какой воздух около заводов ,  и где много транспорта? (грязный) Как люди могут беречь воздух, сохранять его чистым?

    (педагог показывает картинки, дети объясняют, что означает каждый символ)

    Наши исследования подошли  к концу. Умник, скажи, пожалуйста, ребята помогли тебе выполнить задание профессора?

    Умник: Конечно, спасибо вам большое! Теперь профессор меня похвалит! Я внимательно смотрел, как вы выполняли опыты и всё зарисовал. Только я немного запутался, какой рисунок что означает.

    Воспитатель: Дети, давайте напомним Умнику, что нового мы узнали о воздухе? Сейчас Умник покажет вам свои картинки, а вы назовёте то, что вы узнали про воздух, про его свойства.  (Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но может заполнять предметы. Мы можем почувствовать движение воздуха, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. Воздух можно услышать с помощью предметов).

    Умник: Спасибо, ребята! Я всё запомнил! Побегу скорее, расскажу всё профессору! До свидания!

    Воспитатель: А что вам понравилась больше всего в нашем занятии? Какой опыт был легче всего? Что было сложнее всего?

    Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны, активными. Проявили любознательность. За это я вручаю вам медали «юный исследователь». Молодцы! Но вам пора возвращаться в свою группу. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе

    Совместная деятельность  о здоровой , вкусной и полезной пище с использованием ИКТ в подготовительной группе и практической деятельностью детей....

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Лебединое озеро»

    Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество»  во время совместной деятельности воспитателя с детьми....

    Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».

    Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...

    Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области познание "Мы по городу идём".

    Мероприятие направлено на приобщение детей к истории и культуре Санкт-Петербурга. Во время совместной деятельности дети закрепляют знания о достопримечательностях города. На занятии используются разли...

    Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

    Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...