Картотека опытов "Воздушный океан"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Цель: Уточнить у детей представление о воздухе; с помощью простых исследований показать, что воздух есть везде, во всех предметах; он прозрачный, не имеет запаха, его можно ощутить, но увидеть нельзя. Познакомить с природным явлением - ветер. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.  Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_vozduhom.pptx892.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН»

Слайд 2

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, качествах и в каком виде существует вода в природе ( реки, моря, озера, океаны, осадки и. д. ). Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле; научить детей экономно использовать воду. Упражнять в умении применять знания на практике в проблемных ситуациях. Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Слайд 3

Опыт № 1 «Поймай невидимку» Материал: полиэтиленовый пакет. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? ( Он пуст.) Складываем в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха.) Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Опыт № 2 «Воздух не имеет запаха» Материал: лимон, чеснок, одеколон. Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению. Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вывод: Воздух – безвкусный. Опыт № 3 «Воздух не имеет вкуса»

Слайд 4

Опыт № 4 «Воздух внутри нас» Опыт № 5 «Воздух существует» Цель: Доказать существование воздуха Материалы: таз с водой, пустой стакан, соломинка 1.Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 2.Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Вывод: в воде есть воздух Цель: формирование представлений о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить. Материал: соломинки, емкость с водой. Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя. Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Слайд 5

Опыт № 6 «Воздух имеет вес» Опыт № 7 «Воздух содержится в различных предметах» Цель: знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы: воздушные шарики, весы. Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил ненадутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше! Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес. Цель: определение присутствия воздуха в некоторых предметах. Материалы: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины. Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Результат: Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха. Вывод : Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Слайд 6

Опыт № 8 «Вдох - выдох» Опыт № 9 «Дрессированные изюминки» Цель: обнаружение воздуха. Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой. Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д. Результат: если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух. Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия. Цель: выявление того, что воздух легче воды и имеет силу. Оборудование: стакан с минеральной водой, изюм. Налейте в стакан газированной минеральной воды и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет. Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из минеральной воды (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность. Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Слайд 7

Опыт № 10 «Воздух может перемещаться» Опыт № 11 «Плавающий апельсин» Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться. Оборудование: Прозрачная воронка, сдутый воздушный шарик, тазик с водой, слегка подкрашенной гуашью. Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки. Вывод: Воздух может перемещаться. Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 2 апельсина, миска с водой. Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его.

Слайд 8

Опыт № 12 «Танец горошин» Опыт № 13 «Послушный ветерок» Цель: Познакомить с понятием «сила движения». Материалы: Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги. Давайте научим горох плавать и танцевать. Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой. Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Цель: Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха. Материалы: Ванночка с водой, кораблик из пенопласта. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Предложить детям подуть на лодочку с разной силой и ответить на вопросы: «Что происходит?», «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

Слайд 9

Опыт № 14 «Надувание мыльных пузырей» Опыт № 15 «Мой весёлый, звонкий мяч» Цель: ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор. Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь. Результат: дети надувают разные по размеру пузыри. Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку. Цель: Дать понятие, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды. Материалы: Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка. Поиграем с мячиком в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий). Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды) Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность

Слайд 10

Опыт № 16 «Реактивный шарик» Опыт № 17 «Мой весёлый, звонкий мяч» Цель: Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Материалы: воздушные шарики. Хотите поиграть с воздушными шариками? Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (лёгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух). Обратить внимание на траекторию и длительность его полёта. Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях, запуске ракет. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха - упругостью. Материалы: мячи. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё, и она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Слайд 11

Опыт № 18 «Тёплый воздух – вверху, холодный - внизу» Материалы: две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам входит холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу к нам). Вывод: тёплый воздух - поднимается к верху, холодный – находится внизу. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Слайд 12

Опыт № 19 «Живая змейка» Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер — это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз. Материалы: свеча, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», Вывод: тёплый воздух - поднимается к верху. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Опыт № 20 «Воздух сжимается »

Слайд 13

Опыт № 21 «Ветер – это движение воздуха» Материалы: ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги, веера. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, - и тогда ветер «приходит в гости»). Можно поздороваться с ним. Затем воспитатель предлагает подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер). Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером). Вывод: Ветер - это движение воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воздушный океан"

Проект "Воздушный океан" познавательно --исследовательский предназначен для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ комбинированного вида №12. Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».

Конспект занятия. Образовательная область «Познание»Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ комбинированного вида №12.Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».Программное сод...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну "Школандию через океан Знаний"

Интегрированное занятие в подготовительной группе       "Путешествие в страну "Школандию...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну "Школандию через океан Знаний"

Посещение воспитателями уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рек...

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Картотека загадок "Обитатели морей и океанов"

Картотека загадок "Обитатели морей и океанов"...