Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Растеряева Елена Дмитриевна

     

    Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру, природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozdushnyy_okean.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, воображение. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру, природе.

    Предварительная работа:  Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое – неживое». Беседы из цикла «Земля – наш общий дом». Чтение познавательной литературы, знакомство с глобусом, изготовление с детьми корабликов.

    Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, картонная коробка, сухие листья, воздушный шар, таз с водой, одноразовые стаканы, салфетки, модели парусников.

    Ход занятия.

    Дети входят в лабораторию.

    Воспитатель: Здравствуйте ребята. Ребята, а вы знаете, что у нас не обычная лаборатория, а ВОЛШЕБНАЯ!  Хотите убедиться? Тогда я предлагаю вам на минутку крепко-крепко закрыть глазки и не подглядывать. Вас ждёт сюрприз. (Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.

    Воспитатель превращается в доброго волшебника, приносит с собой глобус)

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, я – добрый волшебник, а вы будете моими помощниками. Согласны? И мы вместе с вами покажем нашим гостям разные чудеса.

    Воспитатель: Посмотрите, что я вам принёс.

    Дети: Это глобус.

    Воспитатель: А что такое глобус?

    Дети: Это модель нашей планеты земля.

    Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?

    Дети: Синего.

    Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?

    Дети: Моря, реки, озёра, океаны.

    Воспитатель:  Кто живёт в океане?

    Дети: Рыбы, киты, дельфины…

    Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

    Дети: На земле, на суше.

    Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.

     

    Он – прозрачный невидимка,

    Легкий и бесцветный газ,

    Невесомою косынкой

    Он окутывает нас.

    - Как вы думаете, что это за невидимка?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».

    -Ребята, а нам воздух нужен?

    Дети: Да, нужен.

    Воспитатель: Зачем?

    Дети: Чтобы дышать.

    Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?

    Дети:  Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

    Воспитатель: Правильно. Обычный человек может задержать дыхание на 2 минуты, а опытные ныряльщики могут не дышать 5 минут – не больше.

     Кому ещё нужен воздух?

    Дети: Животным, растениям, деревьям…(называют объекты живой природы)

    Воспитатель: А кому воздух не нужен?

    Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)

    Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.

    Игра на внимание «Живое – неживое»

    Воспитатель:   Давайте поиграем.

    Правила игры такие: воздух нужен – подняли руки вверх, не нужен  - спрятали за спину.  (Птицы,  камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?  (Нет, не видим, он невидимый)

    Поиграем? Давайте попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?

    Дети: Не получается. Он везде, но поймать его нельзя.

    Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

    Опыт «Что в пакете»

    Воспитатель:  Возьмите мешочки. (Раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты). Посмотрите, что там?

    Дети: Там ничего нет, он пустой.

    Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет).  Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

     (В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)

    А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим?  (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).

    Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?  (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я ещё вам принёс. (Это шарики). Правильно, а ещё их называют «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ».  Как вы думаете почему? Что находится у них внутри?  (Воздух). Молодцы. Ребята, давайте сделаем красивый круг, мы превращаемся в воздушные шары.

    Пальчиковая гимнастика « шары» (музыкальная).

    Опыт «Сухой из воды»

    Цель:  Определить, что воздух занимает место.

    Оборудование: Ёмкость с водой, стаканы, с прикреплённой на дно салфеткой.

    Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку?  (Опускают стаканы в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)

    Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.

    Воспитатель: Ребята, а ещё, я хочу загадать вам  загадку. Попробуйте отгадать.

    Хоть бескрылый, а летает,

    Безголосый, а свистит,

    Хоть безрукий, но бывает

    Груши с веток он сбивает,

    Сосны с корнем вырывает

    Так порою, он сердит.

    Только что он был везде,

    Миг – и нет его нигде!

    (ветер)

    Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.

    Опыт.

    Цель: определить, как движется воздух.

    Ход опыта: Взять коробку, положить туда сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее.

    Вывод: Воздух, из воздушного шара, попадая в коробку, с силой поднимает сухие листья. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?

    (Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.)

    Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои парусники, которые мы сделали в группе, и опустите их на воду. Мы превращаемся в ветерки.  (Сначала мы будем ласковыми, лёгкими ветерками.  Как мы будем дуть на парусники? Потихоньку. Затем превращаемся в сильный, ураганный ветер. Набираем воздуха побольше и дуем на парусник с силой).

    Опыт «Ветер по морю гуляет»

    Цель: Дети выясняют, почему плывёт парусник, что его толкает; (ветерок) Откуда берётся ветер-воздух; (мы его выдыхаем) выясняют, что ветер бывает разной силы, что сильный ветер называется – ураган, он может быть очень опасным и наделать много беды.

    Затем проводятся соревнования «Чей парусник быстрее доплывёт до другого края».

    Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?

    Дети: С «Воздушным».

    Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает - ?  (воздух).

    Что воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что воздух занимает место, что ветер – это движение воздуха.

      Ребята, что вам особенно понравилось на нашем занятии?

    Если всё понравилось – возьмите из волшебного сундучка солнышко, а если что-то не понравилось – тучку.

      До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением жду нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по рисованию "Воздушные шары"

    Рисование красками предметов округлой формы....

    Конспект занятия «Путешествие на воздушном шаре» (для детей средних и старших групп совместно с родителями)

    Занятие проводится совместно с родителями ( с использованием ИКТ). Его цель - сплочение родителей идетей группы, развитие эмпатии, понимания семейных ценностей.(К сожалнию презентацию пришлось сократи...

    Конспект занятия "Путешествие на воздушном шаре"

    Это занятие по ознакомлению с родным городом Волгоградом для старшей группы....

    Конспект занятия "Путешествие на воздушном шаре"

    Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления  о свойсвах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимантся при о...

    Конспект занятия по теме "Воздушный транспорт" для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по теме "Воздушный транспорт" для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия на тему "Воздушные шарики"

    Конспект занятия на тему "Воздушные шарики"...

    Конспект занятия «Путешествие на воздушном шаре в страну Здоровья» (для первой младшей группы)

    Конспект занятия«Путешествие на воздушном шаре в страну Здоровья» (для первой младшей группы)Задачи по образовательным областям.Здоровье: Формировать знания детей  о здоровом образ...